Северный Зеленчукский храм |
- Исторический центр: Россия, Карачаево-Черкесская респ., Зеленчукский р-н, п. Нижний Архыз, городище, Северный Зеленчукский храм
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Попытки проповеди Православия среди алан предпринимались с VI века. Аланская епархия была учреждена по почину Константинопольского патриарха Николая Мистика в начале X века в землях Западного аланского государства - на Северо-Восточном Кавказе в верховьях Кубани - в связи с тем что местная правящая династия приняла крещение. Стараниями греческих миссионеров - монаха Евфимия (с 912) и архиепископа Петра (914-918) - действовавших при поддержке абхазских царей Константина III и Георгия II, православие быстро распространялось среди местных жителей.
Учитывая политическое значение кафедры, в 997/998 году она получила ранг митрополии, заняв в списках кафедр Константинопольского Патриархата 61-е место - сразу после Киевской. При этом Аланская митрополия не имела подчиненных епископских кафедр.
В X веке Аланская митрополия соседствовала на севере и востоке с Хазарией; на юге - с территорией Сванетии и Восточной Грузии; на юго-западе - с Абхазским царством; на западе - с Зихийской епархией Константинопольского Патриархата. С распадом Хазарского каганата границы Аланской епархии расширились от реки Белой на западе и до реки Терека на востоке, включив в себя области Восточной Алании. Центр Аланской епархии в X-XI веках находился в долине реки Большой Зеленчук в Нижне-Архызском городище, сохранившийся кафедральный собор митрополии был возведен не позднее 1012 года. Архитектура храмов Аланской епархии той эпохи относится к средневизантийскому стилю и соответствует церквам Крыма и Херсонеса того времени.
Между 1084 и 1105 годами кафедра была перемещена на Черноморское побережье Малой Азии в город Сотириополь. Вместе с отдалением центра епархии, в храмовой архитектуре Аланской епархии на Северном Кавказе начинает преобладать западно-грузинское влияние.
В 1204-1261 годах, когда Константинополь находился в руках латинян, право поставления на Аланскую кафедру оспаривали иерархи Трапезунда - столицы империи Великих Комнинов. Монгольские завоевания XIII века разрушили непрочную государственность Западной Алании, но Аланская епархия продолжила своё существование. При патриархе Иоанне Векке к Аланской была номинально присоединена Зихийская епархия. В 1365 году Аланский митрополит "заступал место" митрополита Мелитинского. В 1360-е годы Аланской епархии принадлежали, в частности, храм Богородицы Афинской (т. н. Лазская церковь) в Сотириополе, храм Богородицы Утешительницы в Трапезунде, подворье в Керасунте, а также "места около Алании, Кавкасии и Ахохии". В те же годы под омофором Аланского владыки находился и Азак-Тана (ныне Азов). Церковная архитектура Аланской епархии XIII-XIV веков примечательна соединением традиций зодчества местных святилищ и жилых строений с канонами христианского храма.
На рубеже XIV-XV веков Константинополь официально передал Аланскую епархию в юрисдикцию Трапезундской кафедры. После захвата Сотириополя турками, с 1386 года, местопребывание митрополита Алании переместилось в Трапезунд. Здесь он пребывал почти век, до 1461 года. По данным от 1442 и 1451 годов, Аланские владыки сохраняли за собой ведение церковью в Азак-Тане. Тем временем на Северном Кавказе кардинально менялась этнополитическая карта - новые адыго- и тюркоязычные народы переместились в разоренные районы, и, отчасти вытеснив алан или смешавшись с ними, принесли свои обычаи и верования.
Затем Аланские владыки перешли в Севастию (ныне Сивас). Сталкиваясь с процветавшей в Малой Азии работорговлей, Аланские митрополиты противодействовали продаже христиан в рабство. Подпись Пахомия, архиепископа Алании, стоит под эдиктом Константинопольского Собора, утвердившего патриаршество в России в мае 1590 года. Однако, в конце XVI века епархия, по-видимому, пресеклась.
В XVIII веке в землях бывшей Аланской епархии утвердилось мусульманство. Одновременно на эту территорию стало распространяться попечение Русской Православной Церкви. Историк В. Н. Татищев в середине XVIII века упоминал о "запустелых церквах" в верховьях Кубани и "хранимых там доднесь греческих книгах". Зарубежные и русские экспедиции, научные и военные, проникая в высокогорные районы Кавказа на рубеже XVIII-XIX веков, обнаруживали руины древних христианских святынь. В XIX веке, уже в составе Русской Церкви, здесь пошло возрождение церковной жизни.
Изменения архиерейского титула
- митрополит Аланский (нач. X в. - упом. ок. 1105)
- митрополит Аланский и Сотириопольский (упом. 1442 [1])
Архипастыри
- Николай (995 - 998)
- Климент (упом. 1032)
- Евстратий (?)
- Иоанн Монастириот (упом. ок. 1105)
- Георгий (1170 - 1178)
- Феодор (1223 - 1226)
- Никита (упом. ок. 1285)
- Лаврентий (1341 - 1347)
- Симеон (упом. ок. 1348 - июль 1356)
- Симеон, 2-й раз (1360/1361 - ?)
- Каллист (1363 - 1365)
- Феодор Панарет (упом. ок. 1391)
- Мелетий (+ 1447 [2])
- Пахомий (упом. май 1590)
Литература
- Константин Багрянородный, Об управлении империей, 10 [ред. Г. Г. Литаврина и А. П. Новосельцева], М.: 1989, 52-53, 332-333.
- "Священные достопримечательности по р. Теберде, Кубани и Б. Зеленчуку: Из дневника преосв. Владимира, епископа Ставропольского и Екатеринодарского, веденного при обозрении епархии в 1886 г.," Ставропольские ЕВ, 1888, № 23-24.
- Древне-христианские храмы и Свято-Александро-Афонский Зеленчукский монастырь в Зеленчукском ущелии Кавказского хребта, Кубанской области, Баталпашинского отдела (с рисунками древних храмов), Одесса, 1896.
- Кулаковский Ю. А., "Христианство у Алан," ВВ, 1898, т. 5, 1-18 (перепеч.: Византийская цивилизация, М., 1998, т. 1, 171-188).
- Кузнецов В. А., Алания в X-XIII вв., Орджоникидзе, 1971
- Кузнецов В. А., Зодчество феодальной Алании, Орджоникидзе, 1977.
- Кузнецов В. А., Очерки истории алан, Владикавказ, 1992.
- Коваленская В. Б., Кавказ и аланы, М., 1984.
- Гедеон (Докукин), митр. Ставропольский, История Христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России, Пятигорск, 1992.
- Малахов С. Н., "К вопросу о локализации епархиального центра Алании в XII-XVI вв.," Аланы: Западная Европа и Византия [отв. ред. В. Х. Тменов], Владикавказ, 1992, 149-179.
Использованные материалы
- Перфильева Л. А., "АЛАНСКАЯ ЕПАРХИЯ," Православная энциклопедия, т. 1, 440-444:
[1] Чеботарев В., "Некоторые сведения относящиеся к юрисдикции Аланской митрополии над г. Азовом и Нижним Доном," выборки из глл. 2 и 3 из кн. того же автора Церковная инфраструктура г. Азова к н. XXI в., http://www.azovhram.ru/content/view/83/51/
[2] Похоронен в Трапезундском Саввинском монастыре.