Преподобные Александр и Ефрем Московские. Икона из Спасского собора Андроникова монастыря. 1995 г. |
Память 13 июня, в Соборах Московских и Радонежских святых.
Был третьим игуменом Спасо-Андроникова монастыря после прп. Андроника (ок. 1365 - 1373) и Саввы (1373 - после 1410).
Прп. Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и кратком сказании о святых отцах, бывших в монастырях Русской земли» (1507) называет прп. Александра учеником прп. Андроника и «чудным». В житии прп. Сергия Радонежского [1] прп. Александр назван учеником прп. Саввы. Согласно этой редакции жития прп. Сергия, прп. Александр Спасский, его ученики и прп. Андрей Рублев построили и расписали каменный Спасский собор в Андрониковом монастыре [2]. Однако исследования 1960-1980-х гг. относят время постройки этого собора к 1390-м гг. [3], т. е. ко времени игуменства прп. Саввы. В краткой редакции жития прп. Никона [4], ничего не сказано о том, что прп. Андрей расписывал Спасский собор Андроникова монастыря, напротив, говорится, что прп. Никон, провидя скорое преставление к Богу знаменитых живописцев Даниила и Андрея и свою собственную кончину, спешно собрал их для росписи каменного Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, ставшей последним творением прп. Андрея Рублева и Даниила [5]. Созданная позднее пространная редакция жития прп. Никона (известна в списках с сер. XVI в.) согласуется с 3-й редакцией жития прп. Сергия. В ней сказано, что после росписи Троицкого собора преподобные Андрей и Даниил пришли в Андроников мон-рь и расписали там Спасский собор, который и стал их «последним рукописанием» [6]. Эту же т. зр. излагает и келарь Троице-Сергиева монастыря Симон (Азарьин) в составленном им Месяцеслове (сер. 1650-х гг.): «Преподобнии иконописцы, иж церковь Святыя Троицы подписаша, а потом в Андрониеве монастыре церковь подписаша, и провидевше от Бога конец своему житию, к Богу отидоша, имяна ж им - инок Данило инок Андрей» [7]. В лицевом списке жития прп. Сергия XVII в. (БАН. 34. 3. 4) Прп. Александр Спасский несколько раз изображается беседующим с прп. Андреем при строительстве и росписи Спасского храма. Оба они изображены в нимбах (хотя в более раннем лицевом списке жития прп. Сергия [8] подпись «Александр» на миниатюре заменена на «Ефрем» (имя др. настоятеля Андроникова монастыря)).
Время установления местного празднования точно неизвестно, предположительно сер. XV - нач. XVI в. Имя прп. Александра Спасского не было включено в «Описание о российских святых» (списки кон. XVII - нач. XVIII в.), вероятно, потому, что память его перестала праздноваться. Это могло случиться после того, как могила св. Александра оказалась утраченной и праздничная служба сосредоточилась у гробницы прп. Андроника и Саввы.
Литература
- Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 401-402;
- Житие прп. Никона Радонежского // Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. Прил. С. LXIV-LXXXI
- Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. Чернигов, 1863. С. 77-82;
- Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 9. Июнь. С. 103-104;
- Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 482-496;
- Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 134-135;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 547;
- Кузмина В. Д. Древнерусские письменные источники об Андрее Рублеве // Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 103-124
Использованные материалы
- Игум. Андроник (Трубачев). Александр Спасский, Московский. Православная энциклопедия, т. 1, с. 539-540
[1] 3-й редакции иером. Пахомия, 1442
[2] Клосс. С. 401-402
[3] Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. С. 12
[4] также составленной иером. Пахомием (сохранилась в списках сер. XV в.)
[5] РГБ. Унд. № 370. Л. 226; XV в.
[6] Яблонский. Прил. С. LXXVI
[7] РГБ. МДА. № 201. Л. 322об.- 333
[8] РГБ. Муз. № 8663; XVI в.