Назоре́и (от евр. отделять, отлучать), давшие обет назорейства, по которому воздерживались от вина и других возбуждающих напитков, не стригли волос и избегали всякого осквернения.
Во все дни обета назорейства, ...до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он Господу (Чис. 6, 8). Назорей, мужчина ли то или женщина, мог произносить обет назорейства, т.е. не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело, и наконец не присутствовать на похоронах. Если бы кто-либо из лиц мужеского или женского пола случайно умер в присутствии кого-либо из назореев, тогда он должен был снова выдерживать весь срок своего обета, т.е. назорейства.
Этот обет давался вообще на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь. Когда же кончался срок обета, то назорей приносил жертву в храме, затем священник отрезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и мог опять пить вино (Чис 6). Некоторые назореи на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели: во всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковы были например Самсон, пророк Самуил и Иоанн Креститель (Суд 13, 4-5, Лк. 1, 15, 1 Цар 1, 11). Назореем называли также и Иисуса Христа, но апостол Матфей указывает на происхождение этого прозвища от города Назарета: "поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется" (Мф. 2, 23).
Лица, произнесшие обет назорейства вне Палестины и не имевшие возможности явиться в храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, т.е. до времени посещения Иерусалима. По сему-то апостол Павел, произнесший обет, подобный назорейскому, бывши в Коринфе остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим (Деян 18, 18).
Назореи составляли сами по себе секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни (Ам. 2, 11-12). Назорейский обет имел большое религиозно-нравственное значение; в нем можно видеть прототип позднейшего иночества.
Использованные материалы
- Библейская энциклопедия архимандрита Никифора
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона