Архиепископ Мефодий (Мензак) |
В миру Михаил Николаевич Мензак, родился 28 октября 1914 года в семье крестьянина в селе Русский Банилов Вашковского района Черновицкой области.
В 1930 году, после окончания школы, поступил послушником в монастырь (скит Кошна, Южная Буковина).
В 1932 году был переведен в Крещатикский Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой области.
В 1942 пострижен в монашество с именем в честь равноапостольного Мефодия, просветителя славянских народов.
24 декабря того же года рукоположен во иеродиакона.
22 апреля 1945 года рукоположен во иеромонаха епископом Черновицким и Буковинским Феодосием (Ковернинским) и назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма в селе Подлесное Черновицкой епархии.
В 1952 году поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии.
В 1954 году, по окончании семинарии, поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1958 году. За кандидатское сочинение "Любовь ко Христу как основа нравственности" получил учёную степень кандидата богословия.
После окончания Академии оставлен профессорским стипендиатом и назначен помощником инспектора и преподавателем Церковного Устава и Литургики при Московских духовных школах. В августе 1959 года переведен инспектором в Саратовскую духовную семинарию.
9 декабря 1959 года назначен ректором Волынской духовной семинарии, а 19 декабря возводится в сан архимандрита.
29 августа 1962 года хиротонисан во епископа Волынского и Ровенского. Чин хиротонии совершили: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков), архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), архиепископ Алеутский и Североамериканский Иоанн (Вендланд) и др.
22 декабря 1964 года назначен епископом Черновицким и Буковинским.
7 декабря 1967 года назначен епископом Вологодским и Великоустюжским.
2 февраля 1972 года назначен архиепископом Омской и Тюменской епархией, 13 февраля архипастырь прибыл в Омск.
Как вспоминают современники архиепископа Мефодия из духовенства, служить с ним всегда было легко, потому, что не чувствовалось никакого гнета с его стороны. Он поистине не был "грозным владыкой", но "любвеобильным отцом". Никогда священнослужители не выслушивали каких-либо замечаний во время богослужений. Все замечания он делал по окончании службы в деликатной, мягкой форме, стараясь вразумить неисправного. Помимо своей паствы владыка оказывал много любви и внимания духовенству, всячески защищал его от несправедливых и лживых обвинений анонимных клеветников. Видя мягкость архиепископа, некоторые вначале опасались, что он распустит и без того ослабевшую после правления владыки Андрея церковную дисциплину, но быстро успокоились. Когда нужно, владыка Мефодий умел сказать властное слово и постепенно привел епархию в порядок.
Уполномоченный по делам религий Д. Иванов в отчете в Совет отмечал о владыке Мефодие следующее:
Архиепископ Мефодий был убит в ночь на 23 октября 1974 года в омском доме епархиального управления, на улице Успенского № 26, где проживали омские архиереи.
К полудню вся епархия знала о случившемся. Секретарь епархии протоиерей Никита Елизарьев оповестил телеграммой патриарха Пимена об убийстве архипастыря. Вероятно, в эфире она была перехвачена зарубежными радиостанциями, и уже в тот же день "Голос Америки" оповестил мир, что в СССР, в Омске, убит православный епископ.
Как рассказывала в суде сторож епархии Литвинова М.У., которая 22.10.1974 года заступила на суточное дежурство в доме епархиального управления, вечером она, как положено, прикрыла ставни в архиерейском доме, которые выходили на улицу (владыка Мефодий ставни изнутри дома никогда не закрывал).
Из материалов следственного дела известно, что убийца сначала сломал владыке шею, затем нанёс по всему телу множество ударов бронзовой статуэткой, а после ножницами. Видя, что дело не доведено до конца, он связал владыке руки и хладнокровно задушил его шнуром от электролампы.
Отпевание архипастыря было совершено 26 октября, после чего гроб с телом покойного был доставлен в аэропорт и, по желанию родственников убиенного владыки, отправлен спец рейсом в Черновцы и был доставлен на родину покойного в село Русский Банилов Вижницкого района Черновицкой области, и погребен на местном кладбище.
Расследование
Началось следствие. Было задействовано большое количество штата омской милиции и КГБ, приехали помощники из Москвы. Но расследование так и не сдвинулось с мёртвой точки. Среди верующих ходили разные слухи об убийстве. Особенно была распространена версия о том, что убийство святителя дело рук бывших бандеровцев, которые приговорили владыку Мефодия к смертной казни за помощь партизанам еще в годы Отечественной войны, когда будущий архипастырь проходил свое служение в оккупированных епархиях Украины. Говорили, что, несмотря на продолжительный срок, прошедший с тех лет, они все равно исполнили задуманное. Но все эти предположения так и остались на уровне слухов.
На протяжении шести лет органы предварительного расследования искали убийцу, и в конце 1980 года таковой был найден. Но совершал ли на самом деле осужденный Куйбышевским районным Народным судом города Омска на 10 лет колонии строгого режима Киреев Борис это преступление? Материалы уголовного дела весьма противоречивы.
На суде подсудимый не признал себя виновным в совершении преступления и заявил, что "явку с повинной" вынужден бал дать под давлением следственных органов. Непонятно, почему следствие оставило без внимания показания свидетелей, которые указывали на других неизвестных лиц, совершивших это злодеяние. Также без внимания остались такие существенные улики как не установленные следы в архиерейском доме и разбитое окно, от которого поисковая собака брала след (официальная версия следствия говорила, что убийца проник в дом через парадную дверь) и др.
Все эти противоречия, даже для несведущего в юридических делах человека, при ознакомлении с материалами суда, бросаются в глаза с первого взгляда. Складывается впечатление, что следствие было состряпано на скорую руку.
Как рассказывали присутствовавшие на суде верующие, обвиненный в данном ему на суде слове обратился ко всем находящимся в зале суда с искренними словами, в которых сказал, что не убивал владыку. Многие ему тогда поверили. Но запущенный судебно-следственный механизм уже предрешил судьбу человека. Не помогли и последующие обращения о пересмотре уголовного дела в областной суд. Приговор остался в силе.
Помимо всего этого, уголовное дело было построено на клеветнических, ложных показаниях, по которым убитый владыка Мефодий был представлен как пьяница, насильник, сквернослов и, вообще, как безнравственный человек. Конечно, такая формулировка дела вполне устраивала местные власти и, видимо, поэтому, дело не было пересмотрено. Тем более, такое положение вещей давало благоприятный повод для нападок атеистических сил на Церковь, что, наверное, не обошло внимания средств массовой информации.
В памяти же своей паствы владыка Мефодий остался человеком добрым, спокойным и заботливым. Во всей епархии не было такого человека, которого бы обидел владыка, никогда о нем ничего плохого никто не слышал. Написанная им в Академии работа "Любовь ко Христу как основа нравственности" стала центральной темой всей последующей его жизни. Эту истину он пронес через всю свою жизнь. Своим пасомым он всегда указывал на эту величайшую христианскую добродетель, из которой верующие люди черпают силы для нравственной жизни.
Владыка писал:
Как рассказывала крёстная дочь владыки Мефодия, незадолго до убийства архипастырь получил телеграмму с предложением от Синода перевестись в другую епархию, лучшую, ближе к Москве. Владыка, прочитав её, немного подумал, как всегда улыбнулся и сказал, что раз Господь определил его на Омскую кафедру, то здесь он и останется продолжать своё святительское служение.
Использованные материалы
- Страница сайта Русское Православие:
- Диакон Максим Семенов. Памяти архиепископа Омского и Тюменского Мефодия. Сибирская православная газета, 2004 г., № 10.