Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ САМПСОНИЕВСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Санкт-Петербургский Сампсониевский собор
Санкт-Петербургский Сампсониевский собор
Собор во имя прп. Сампсона Странноприимца в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская епархия)

27 июня 1709 года, в день прп. Сампсона Странноприимца, Петр I одержал победу над шведским королем Карлом XII в битве под Полтавой. В благодарность Господу за эту победу, в конце 1709 года, по повелению Петра, был заложен, и в 1710 году освящен деревянный храм во имя прп. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне.

Церковь находилась далеко от центра города и при ней было устроено первое городское кладбище. До этого умершие погребались или у приходских церквей, или, даже, при собственных домах.

В 1714 году купеческий человек Емельян Яковлевич Москвин построил при церкви богадельню для 10 человек мужского пола. Не позднее 1722 года церковный староста Негодяев построил новые богадельни.

В 1733 году "канцелярия от строений" распорядилась построить при церкви две новые богадельни, вместо обветшалых. В 1734 году они были закрыты.

Когда деревянная церковь, в которой при Петре I, происходило ежегодное торжество в память о Полтавской победе, пришла в ветхость, то, в 1725 году, близ нее, был заложен каменный храм с двумя приделами.

В сентябре 1733 года были освящены приделы Архистратига Михаила и Иоанна Богослова. Здесь находились так называемые места "для сирых и убогих", огражденные возвышения на западе приделов. Скорее всего, они были предназначены для опоры и отдыха инвалидов и немощных обитателей приютов при соборе, которые не могли выстоять все богослужение на ногах.

Санкт-Петербургский Сампсониевский храм. Вид 1714 года
Санкт-Петербургский Сампсониевский храм. Вид 1714 года
В 1737 году была разобрана старая церковь, а на месте ее престола поставлена каменная часовня, в ней находилась плита, на которой был вычеканен образ Пресвятой Троицы.

18 августа 1740 года был окончен и освящен главный престол во имя прп. Сампсона Странноприимца.

К 1761 году храм был перестроен: одноглавый купол был заменен пятиглавым, крыша была обшита железом. С 1761 по 1763 год проводились работы по внутренней отделке церкви.

В 1800 году по левую сторону от колокольни петербургским купцом Рыбарецким была устроена каменная часовня.

В 1830-е годы храм вновь ремонтировали.

В 1872 году Министерство внутренних дел обратилось к обер-прокурору Св. Синода с предложением "...утвердить чертежи на возобновление при Сампсониевской церкви колокольни и возведении каменной к ней пристройки". В этом документе отмечалось, что церковь "...отнесена к числу памятников, обновление коих может быть допускаемо не иначе, как с Высочайшего на то дозволения".

В 1885 году была открыта церковно-приходская библиотека, которой пользовались в основном бедные прихожане.

В 1899 году в приходе состояли 143 мужчины и 157 женщин.

В 1908 - 1909 годах, к 200-летию Полтавской победы, церковь была реставрирована и ей был присвоен статус собора.

Торжества завершились открытием напротив колокольни памятника Петру I работы М. Антокольского. Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены мемориальные чугунные доски с текстами обращения Петра Алексеевича к воинам – участникам Полтавской баталии. В этом же году, по проекту архитектора А.П. Аплаксина, была построена новая каменная часовня в "растреллиевском" стиле, на месте старой.

В годы советской власти

Часовня при Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга
Часовня при Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга
С 1918 по 1938 годы собор находился в ведении управления заместителя патриаршего местоблюстителя в Москве и Ленинградского митрополита.

В 1932 году на собрании рабочих фабрики «Красный Маяк» было вынесено решение о закрытии церкви и размещении в ней магазина готового платья. Оно не было принято исполкомом Выборгского района города Ленинграда.

В 1933 году Ленгорсовет принял постановление о снятии колоколов с церквей города. С Сампсониевского собора было снято 13 колоколов общей массой 16 т 943 кг (за исключением главного колокола, который был взят на учет Главнаукой).

В 1935 году Сампсониевский собор был взят под охрану государством как исторический и мемориальный памятник.

В июле 1938 по решению административной комиссии Выборгского комитета города Ленинграда службы в соборе были прекращены. В августе этого же года собор становится филиалом Государственного Эрмитажа до 1943 года.

В декабре 1941 года в сторожку рядом с колокольней собора попала зажигательная бомба. Сгорели сторожка и часть колокольни.

10 февраля 1942 года прямое попадание 76-миллиметровго снаряда повредило главный купол и две главки с восточной стороны храма.

С 1947 по 1951 год здание собора арендует Библиотека Академии наук (БАН).

С 1951 по 1972 - Ленинградская оптово-закупочная база Главособунивермага (позднее Росхозторга).

В 1972 году был подписан акт о передаче Сампсониевского собора в качестве филиала Военно-историческому музею А.В. Суворова.

В марте 1982 года из музея А.В. Суворова возвращены 75 отреставрированных икон. Таким образом, для Сампсониевского собора были сохранены почти две трети его иконописных произведений.

В 1984 году был передан Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор».

Новейшее время

В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.

В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения.

19 февраля 2006 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) впервые за долгие годы совершил архиерейскую Божественную литургию в Сампсониевском соборе в сослужении с духовенством города.

Архитектура

Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Общий вид интерьера
Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Общий вид интерьера
Архитектор собора неизвестен. Собор представляет собой одноапсидный храм, построенный «кораблем», с ленточным бутовым фундаментом из лещадной плиты и известняковым цоколем, с кирпичными оштукатуренными стенами. В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон. Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В южную стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты.

Вход в собор оформляет невысокий лестничный марш. Наружная входная дверь декорирована фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (скульптор Гейдлих по рисунку Н.Е. Лансере), и двумя полунишами с головками херувимов. С востока храм замыкает полукруглая апсида, над которой установлена маковка с крестом. Собор завершает восьмигранный барабан с ложными окнами, увенчанный пятиглавием. Луковичные главки украшают богато золоченые кресты.

Автор проекта колокольни собора также неизвестен. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, верхняя часть которой – восьмигранный шатер, завершенный главкой луковичной формы. В первом ярусе колокольни находятся арочный проезд и боковые флигели-пристройки. На площадке третьего яруса колокольни – чугунный колокол XVIII века. Лицевые фасады колокольни декорированы чугунными плитами, датируемыми 1909 годом.

Внутреннее убранство

Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Главный иконостас
Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Главный иконостас
В соборе сохранилась большая часть образов, датированных 1720 - 1760 годами.

Главный иконостас в стиле «аннинское барокко», отличающийся богатством орнаментальных мотивов, выполнен из сосны, его резной декор и скульптура – из липы. Композиционное построение представляет синтез древнерусских канонов с европейскими влияниями. В северном и южном приделах находятся малые четырехъярусные иконостасы, содержащие 18 и 22 иконы соответственно.

На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, датируемые концом XVII века.

В разное время на стенах и сводах церкви были исполнены сюжетные композиции, наиболее яркая их которых – роспись в главном нефе, изображающая Петра I победителем Полтавской баталии. На западной стене трапезной размещаются две зеркальные композиции «Символ Веры», на восточной стене алтарей малых иконостасов – «Бог Саваоф».

В центральном приделе храма находится посеребренное шестиярусное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы.

Святыни

В конце XIX века в соборе находилась икона с частью Ризы Господней в серебрянном ковчежце и с частицами св. мощей в двух серебрянных крестах и двух серебряных ковчежцах, с надписью:

"В нижнем ковчеге хранится часть Ризы Господней, в большом кресте - части мощей святителя Моисея, Иоанна и Никиты Новгородских, преп. Антония Римлянина, Макария Египетского, Евфимия Новгородского и Анастасия Персиянина; камень от стоп Господних, с горы Елеонския и земля вертепа, идеже Христос родился. С правой стороны креста [мощи] Феодора Тирона, с левой - Евстафия Плакиды великомучеников; в малом кресте - святителей Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского и прочих святых мощи".

На самой иконе - лики тех угодников, мощи которых помещены в ковчегах и крестах.

Настоятели

Литература

  • Владимирский А., Краткое описание С-Петербургской Сампсониевской церкви с историей ее и прихода. К полуторастолетнему юбилею церкви. СПб., 1890
  • Романченко Н. Исторический очерк С.-Петербургского Сампсониевского собора. СПб., 1909

Использованные материалы



[1]  По другим данным, настоятель с 1929 года

[2]  http://www.globus.aquaviva.ru/people/malinin

[3]  архимандрит Серафим (Шкредь Михаил Владимирович) // Журнал "Вода Живая", http://globus.aquaviva.ru/people/serafim-shkred

Редакция текста от: 11.05.2020 15:54:20

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ САМПСОНИЕВСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google