Католикос-Патриарх Антоний II Грузинский. Портрет работы В. Л. Боровиковского, 1811 г. Москва, Третьяковская галерея. |
Память 21 декабря (Груз.)
В миру царевич Теймураз Ираклиевич, родился 8 января 1762 в Тбилиси. Он был сыном царя Картли-Кахети Ираклия II Багратиони и царицы Дарии Георгиевны (урожденной Дадиани), братом последнего царя Картли-Кахети Георгия XII.
Богословское образование получил в Тбилисской духовной семинарии, где в 1782 году принял монашеский постриг и был рукоположен во иеродиакона. В 1783 году в составе грузинского посольства посетил Россию.
В 1784 году по просьбе царя Ираклия II был рукоположен во епископа Ниноцминдского. Хиротония была совершена в придворной церкви Летнего дворца Царского Села в присутствии императрицы Екатерины II, которая в качестве подарка преподнесла новопоставленному архиерею драгоценную панагию. В том же году он был возведен в сан митрополита Алавердского.
В 1788 году был избран католикосом-патриархом Восточной Грузии. Он также стал членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви. В период его патриаршества происходило постепенное присоединение Восточной Грузии к Российской империи, закрепленное манифестом о присоединении Картли-Кахети к России от 18 января 1801 года, впоследствии пересмотренном в 1801-1802 годах в сторону умаления самостоятельности грузинских земель. Этим актом в Санкт-Петербурге был фактически был предрешено упразднение автокефалии Восточногрузинской Церкви.
В феврале 1801 года командующий кавказской линией генерал К. Кнорринг обратился к католикосу с просьбой предоставить ему полные статистические сведения о Грузинской Церкви, что и было передано Антонием с присовокуплением небольшого обзора по истории Церкви и ее управления [1]. Считая своим долгом проповедовать непротивление новой светской власти, католикос Антоний в ответ на просьбу генерала осадить сепаратистские действия царевичей писал:
2 апреля 1803 года главнокомандующий в Грузии генерал князь П. Цицианов уведомил католикоса, что "священная есть воля Е[го] И[мператорского] В[еличества] не умножать в Грузии высоких в духовенстве званий <...> и что упраздняющиеся епархии должны быть присоединяемы к ближайшим, а паче к беднейшим епархиям." Цицианов высказал "крайнее удивление" тем, что Антоний не только не упразднил Цилканскую епархию после смерти архиерея, а рукоположил во епископа Цилканского архимандрита Досифея (Магаладзе), и советовал ему незамедлительно присоединить ее к Самтависской [3]. Вскоре католикос-патриарх был обвинен в нарушении закона о землевладении, поощрении антироссийской деятельности некоторых оставшихся в Грузии представителей рода Багратиони и т. д.
В июне 1809 года главнокомандующий в Грузии генерал А. Тормасов в письме обер-прокурору Святейшего Синода князю А. Н. Голицыну предложил создание духовной дикастерии в Грузии, во главе которой должен был бы стоять Антоний "во уважение царского рода и всеобщего к нему здесь, в Грузии, почтения" [4]. Учреждение дикастерии сильно затянулось, и католикос-патриарх был приглашен в Санкт-Петербург "для положения прочных оснований в деле, относящемся до тамошняго духовенства, ибо по оному нужно будет сделать некоторыя перемены" [5]. Целый год Антоний откладывал отъезд, ссылаясь на плохое самочувствие, но в начале ноября 1810 года был вынужден покинуть родину, отслужив 9 ноября в соборе Светицховели последнюю патриаршую службу. Тем временем, ещё до его отъезда в Россию вопрос об автокефалии Грузинской Церкви был решен: Голицын в письме Тормасову писал о пожелании государя "устроить управление грузинским духовенством так, чтобы оно было в зависимости от Святейшего Синода" [6]. 30 января 1811 года император Александр I утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении нового управления Грузинской Православной Церкви: автокефалия и патриаршее достоинство были упразднены, начальствующим архиереем над грузинским духовенством был поставлен митрополит Мцхетский и Карталинский с присвоением ему титула члена Святейшего Синода Русской Православной Церкви и экзарха Грузии [7]. На совещании Святейшего Синода 21 июня 1811 года по церковным вопросам Грузии с Антония был снят сан католикоса-патриарха.
Владыка Антоний удалился на покой в Нижний Новгород, недалеко от которого, в селе Лыскове, жили потомки грузинского царя Вахтанга VI - в частности князь Георгий Александрович Грузинский, - помогавшие бывшему католикосу в течение всей оставшейся жизни. В виде "компенсации" Антонию были пожалованы зеленая бархатная мантия; орден святого Андрея Первозванного; карета, ранее принадлежавшая императрице Елизавете Петровне; годовая пенсия в размере 54 тысяч рублей ассигнациями и штат первоклассного митрополита.
Скончался 21 декабря 1827 года в Нижнем Новгороде. Католикос-патриарх был погребён в Нижегородском Благовещенском соборе, а в 1841 году - перезахоронен в Преображенском монастыре Нижегородской епархии. На середину 1870-х годов останки почивали в Нижегородском Преображенском соборе, в алтаре Дмитровского придела, по правую сторону [8]. После того, как собор был взорван в 1929 году, захоронение было вероятно утрачено.
11 июля 2011 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви прославил католикоса-патриарха Антония II в лике святых и установил 21 декабря (ст. ст.) днём его памяти [9].
Награды
- белый клобук с крестом, украшенный бриллиантами, с серафимами на воскрыльях (декабрь 1801)
- ордена Российской империи св. Александра Невского (декабрь 1801), св. Андрея Первозванного (не ранее 1811)
Документы, литература
- Исторические Акты, собранные Кавказскою Археографическою комиссией, СПб., 1866, т. 1; 1869, т. 2; 1870, т. 4.
- ჟართული სამართლის მეგლები / ი. დოლიმის რედაჟციით. თბილისი, 1965, т. 2, 549-559.
- კარბელაშვილი პ. იერარჟია საჟართველოს ეკლესიისა // კათოლიკოსნი და მღვდელმთავარნი. თბილისი, 1900, 188-196.
- Кирион (Садзаглишвили), еп., Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие, Тифлис, 1901, 17-32.
- Жмакин В., прот., "Грузинский Католикос Антоний II в России," ХЧ, 1905, янв.-февр.
- დუმბამე მ. ჟართლ-კახეთის სახელმწიფოს გაუჟმება და რუსეთთან შეერთება // საჟართველოს ისტორიის ნარკვევები. თბილისი, 1973, т. 4, 802-844.
- ბერმნიშვილი მ. მასალები XIX საუკუნის პირველი ნახევრის ჟართული საზოგადოებრიობის ისტორიისათვის. თბილისი, 1980.
- საჟართველოს კათოლიკოს(?)პატრიარჟები. თბილისი, 2000, 130-133.
Использованные материалы
- Абашидзе, З., "АНТОНИЙ II (Багратиони)," Православная энциклопедия, т. 2, 658-659:
- "Holy Synod Session, 2011-07-11," официальный сайт Грузинской Православной Церкви:
- Сергеев, А. Н., "Нижегородский Кремль," Древняя и новая Россия, 1877, № 6, 163-170:
[1] Исторические акты, т. 1, 529-531.
[2] Исторические акты, т. 1, 236.
[3] Исторические акты, т. 2, 264.
[4] Исторические акты, т. 4, 140.
[5] "Письмо обер-прокурора А. Голицына ген. Тормасову от 2 ноября 1809 г.," Исторические акты, т. 4, 143.
[6] Исторические акты, т. 4, 158.
[7] Исторические акты, т. 4, 166-169.
[8] Сергеев, А. Н., "Нижегородский Кремль," Древняя и новая Россия, 1877, № 6, 170, http://www.russiancity.ru/hbooks/h030.htm
[9] В официальной англоязычной версии коммюнике Священного Синода лик святого был указан как "Lamentation Martyred," см. http://www.patriarchate.ge/_en/?action=news_show&mode=news&id=228