Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЦВЕТНИК СВЯЩЕННОИНОКА ДОРОФЕЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

"Цветник священноинока Дорофея", памятник древнерусской письменности начала XVII века, представляющий собой руководство к монашеской жизни.

Вопрос о времени возникновении "Цветника священноинока Дорофея" и его создателе изучен недостаточно. Книга эта неоднократно переписывалась старообрядцами, а в 1790 году, когда Екатерина II дала староверам некоторую свободу, была издана в Гродно, на территории тогдашнего Царства Польского.

Время написания

Историк старообрядчества Иван Заволоко, цитируя в одном из своих сочинений «Цветник», называет его «древней поморской рукописью».

Еще в XIX в. о его происхождении высказано мнение, которое осталось не подтвержденным и не опровергнутым:

"Инок Парфений, впоследствии игумен Гуслиц[ко]го монастыря, в посвящении своего списка с Гродненского издания 1790 г., как весьма редкого, моск. митр. Филарету в 1853 г., уверяет его, что священноинок Дорофей жил в начале XVII века, при царе Михаиле Феодоровиче и патр. Филарете Никитиче; в доказательство же, что сочинитель не был раскольником (как полагают некоторые), ссылается на 54 главу Цветника, в которой Дорофей между прочим говорит, что для учреждения правильного общежития следует взять благословенную грамоту от святейшего патриарха".[1]

Это указание ограничивает время создания Цветника немногим более, чем вековой эпохой существования патриаршества на Руси.

Самый поздний по времени из упоминаемых священноиноком Дорофеем русских святых – это Макарий Новгородский, Римлянин. Он умер во второй половине XVI в. и был канонизирован Православной Церковью во второй четверти XVII в. Однако его почитание на местном уровне, в северных монастырях, согласно традициям Древней Руси, могло начаться уже вскоре после кончины. Следовательно, «Цветник» мог быть составлен не ранее второй половины шестнадцатого столетия, но и не позднее первой половины семнадцатого.

Книга написана с соблюдением грамматических норм, существовавших до никоновской реформы («Исус» вместо «Иисус», «истинна» – вместо «истина», «вoвеки веком» – вместо «во веки веков» и проч.).

Предположить, что он был написан именно в начале XVII в., позволяет то, что текст его пронизан эсхатологическими ожиданиями, заметное усиление которых было связано со "смутным временем" в истории Московского государства.

Личность составителя

О составителе «Цветника» мало известно. Имя его занесено в старообрядческий «Синодик», где он значится среди «из древле в русских пустынях усопших».

В своем «Цветнике», отвлекаясь иногда от жанра поучений, переходит к автобиографическому. Рассказ его о себе выдержан в полном соответствии с агиографическим каноном, по которому пишутся жития преподобных. Живя в миру, видел он множество смертей душевных и телесных. И, страшась неминуемой кончины и вечных мук, мечтал об уединенной жизни и непрестанной молитве. Удалился в общежительный монастырь, а затем – в пустыню, где в течение трех лет так сильно искушаем был от бесов, что некоторые старцы даже считали его сумасшедшим. Наблюдая нестроения в обители и упадок святоотеческого благочестия, решился он написать для назидания братии «малейшую книжицу», которая была бы «уму вместима и объятна». И собрал в ней все, что необходимо знать монаху, начиная с евангельских заповедей и апостольских преданий и кончая бытовыми советами. Например, таким: протапливая келью, выносить угли вон и хорошо выпускать дым, чтобы не угореть во сне.

Отец Дорофей к традиционной христианской заповеди о любви к ближнему добавляет «новое нечто». Для него, в частности, «великое поприще и подвиг перед Богом» – выкупить человека, из которого побоями выколачивают долги на правеже. Эта характерная для Древней Руси пытка упоминается в «Цветнике» неоднократно. Даже ноги у инока, подвергающегося бесовским нападкам, по отцу Дорофею, подкашиваются так, словно того бьют на правеже. Возможно, составителю довелось самому подвергнуться этой процедуре.

Если принять датировку Цветника началом XVII века, то можно высказать и некоторые предположения касательно личности его автора. В числе русских подвижников того времени известны два, имевших имя Дорофей: Дорофей Югский (+1622) - основатель Югской пустыни близ Рыбинска и Дорофей Радонежский (+1614) - келейник прп. Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря.

Святые отцы о "Цветнике священноинока Дорофея"

Свт. Игнатий (Брянчанинов):

"Цветник — одна из возвышеннейших аскетических книг... Повсюду видны обильное духовное преуспеяние и здравый смысл русского человека, упрощевающий мудреное, излагающий возвышеннейшее духовное учение с необыкновенною естественностью, чрезвычайно внятно и — изящно! В особенности таковы его поучения: о чистоте сердечной, умной, и душевной, о бесстрастии, о помрачении ума, о трезвении ума, о святой чистой молитве. По возвышенности и святости этих предметов, для которых есть свое время и место, мы не дерзаем делать выписок; желающего познакомиться с ними отсылаем к самой книге". [2]

Прп. Амвросий Оптинский:

"Нет ли в вашей библиотеке старинной книги, называемой "Цветник", священноинока Дорофея. Если есть, то советую прочесть эту книгу со вниманием. Книга эта полезная и преполезная, только 31-я глава, кажется, испорчена раскольниками, в которой говорится, что через молитву Иисусову через три года вселяется Святая Троица. Эта глава, во-первых, не согласна и с содержанием всей книги, а во-вторых, несогласна и с учением других святых отцов, из которых ни один не говорит об определенных сроках вселения благодати в человека и порознь Лиц Святой Троицы. Эту главу и можешь оставить без значения. Русский подвижник, священноинок Дорофей, прежде всего и более всего побуждает к чтению духовных и божественных книг, и увещавает жить по Евангельским заповедям Господним с верой, терпением и воздержанием, часто повторяя, что претерпевый до конца, той спасен будет". [3]

Литература

  • Цветник священноинока Дорофея
  • Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII — начала XIX века
  • Крутова М. С. Сборники с названием «Цветник» в русских списках XVI—XX веков рукописных собраний РГБ // Письменная культура Источниковедческие аспекты истории книги М , 1998
  • Симонов Р. А. О зашифрованной записи в «Цветнике священноинока Дорофея», Древняя Русь, 2003, № 14

Использованные материалы



[1]  Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова /Сост. архим. Леонид. М., 1893. Ч. 1. С. 516.

[2]  Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. I. Посещение Валаамского монастыря.

[3]  Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. Письмо 221.

Редакция текста от: 20.03.2015 13:41:37

"ЦВЕТНИК СВЯЩЕННОИНОКА ДОРОФЕЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google