"Цветник священноинока Дорофея", памятник древнерусской письменности начала XVII века, представляющий собой руководство к монашеской жизни.
Вопрос о времени возникновении "Цветника священноинока Дорофея" и его создателе изучен недостаточно. Книга эта неоднократно переписывалась старообрядцами, а в 1790 году, когда Екатерина II дала староверам некоторую свободу, была издана в Гродно, на территории тогдашнего Царства Польского.
Время написания
Историк старообрядчества Иван Заволоко, цитируя в одном из своих сочинений «Цветник», называет его «древней поморской рукописью».
Еще в XIX в. о его происхождении высказано мнение, которое осталось не подтвержденным и не опровергнутым:
Это указание ограничивает время создания Цветника немногим более, чем вековой эпохой существования патриаршества на Руси.
Самый поздний по времени из упоминаемых священноиноком Дорофеем русских святых – это Макарий Новгородский, Римлянин. Он умер во второй половине XVI в. и был канонизирован Православной Церковью во второй четверти XVII в. Однако его почитание на местном уровне, в северных монастырях, согласно традициям Древней Руси, могло начаться уже вскоре после кончины. Следовательно, «Цветник» мог быть составлен не ранее второй половины шестнадцатого столетия, но и не позднее первой половины семнадцатого.
Книга написана с соблюдением грамматических норм, существовавших до никоновской реформы («Исус» вместо «Иисус», «истинна» – вместо «истина», «вoвеки веком» – вместо «во веки веков» и проч.).
Предположить, что он был написан именно в начале XVII в., позволяет то, что текст его пронизан эсхатологическими ожиданиями, заметное усиление которых было связано со "смутным временем" в истории Московского государства.
Личность составителя
О составителе «Цветника» мало известно. Имя его занесено в старообрядческий «Синодик», где он значится среди «из древле в русских пустынях усопших».
В своем «Цветнике», отвлекаясь иногда от жанра поучений, переходит к автобиографическому. Рассказ его о себе выдержан в полном соответствии с агиографическим каноном, по которому пишутся жития преподобных. Живя в миру, видел он множество смертей душевных и телесных. И, страшась неминуемой кончины и вечных мук, мечтал об уединенной жизни и непрестанной молитве. Удалился в общежительный монастырь, а затем – в пустыню, где в течение трех лет так сильно искушаем был от бесов, что некоторые старцы даже считали его сумасшедшим. Наблюдая нестроения в обители и упадок святоотеческого благочестия, решился он написать для назидания братии «малейшую книжицу», которая была бы «уму вместима и объятна». И собрал в ней все, что необходимо знать монаху, начиная с евангельских заповедей и апостольских преданий и кончая бытовыми советами. Например, таким: протапливая келью, выносить угли вон и хорошо выпускать дым, чтобы не угореть во сне.
Отец Дорофей к традиционной христианской заповеди о любви к ближнему добавляет «новое нечто». Для него, в частности, «великое поприще и подвиг перед Богом» – выкупить человека, из которого побоями выколачивают долги на правеже. Эта характерная для Древней Руси пытка упоминается в «Цветнике» неоднократно. Даже ноги у инока, подвергающегося бесовским нападкам, по отцу Дорофею, подкашиваются так, словно того бьют на правеже. Возможно, составителю довелось самому подвергнуться этой процедуре.
Если принять датировку Цветника началом XVII века, то можно высказать и некоторые предположения касательно личности его автора. В числе русских подвижников того времени известны два, имевших имя Дорофей: Дорофей Югский (+1622) - основатель Югской пустыни близ Рыбинска и Дорофей Радонежский (+1614) - келейник прп. Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря.
Святые отцы о "Цветнике священноинока Дорофея"
Свт. Игнатий (Брянчанинов):
Прп. Амвросий Оптинский:
Литература
- Цветник священноинока Дорофея
- Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII — начала XIX века
- Крутова М. С. Сборники с названием «Цветник» в русских списках XVI—XX веков рукописных собраний РГБ // Письменная культура Источниковедческие аспекты истории книги М , 1998
- Симонов Р. А. О зашифрованной записи в «Цветнике священноинока Дорофея», Древняя Русь, 2003, № 14
Использованные материалы
- Цветник священноинока Дорофея, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008, стр. 1-7
- Кантов Д. В. Энциклопедия для иноков
- Семячко С.А., К истории сборников XVII в.
[1] Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова /Сост. архим. Леонид. М., 1893. Ч. 1. С. 516.
[2] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т. I. Посещение Валаамского монастыря.
[3] Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. Письмо 221.