Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДОРОФЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Дорофей Книгохранитель, Радонежский. Роспись братской трапезной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Прп. Дорофей Книгохранитель, Радонежский. Роспись братской трапезной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Дорофей Книгохранитель, Радонежский (+ ок. 1613), монах Троице-Сергиева монастыря, преподобный

Память 5 июня (Радонеж.) и в Соборе Радонежских святых

Келейник и ученик архимандрита Троице-Сергиева монастыря преподобного Дионисия. Был канонархом в Успенском соборе, пономарём в церкви преподобного Никона, хранителем монастырского книжного собрания [1]. Одним из многих послушаний преподобного Дорофея было переписывание книг. Некоторые экземпляры, написанные его рукой, до сих пор хранятся в лаврской библиотеке. Предположение, что Дорофей мог быть составителем рукописи "Цветник священноинока Дорофея" [2] представляется необоснованным. Наиболее ранние списки данного сборника относятся к рубежу 1670 и 1680-х годов, возможно он был составлен ок. 1645 года [3]. Кроме того, Радонежский преподобный не был священноиноком.

Преподобный Дорофей был ближайшим помощником архимандрита Троицкого монастыря Дионисия в попечении о пострадавших в Смутное время и нашедших прибежище при монастыре. По его благословению Дорофей разносил деньги и одежду больным и раненым людям, и прочим пострадавшим от "воров". Святой "всегда нощию все з болными, и с нагими, и с увечными беседуя, и архимариту все о всех возвещая, и всем бедным и немощным вся полезная и добрая творяше" [4].

В юности Дорофей был тяжко мучим блудными помыслами, для избавления от которых наложил на себя строгие подвиги умерщвления плоти. По нескольку дней он не вкушал ни еды, ни воды, из-за чего довёл себя до болезненного истощения (по словам Иоанна Наседки, "болезнь ему была от поста презелново и от жажды великия; и ноги его опухли от стояния, от службы вверенныя ему" [4]. Помимо келейного правила, преподобный ежедневно прочитывал всю Псалтирь, совершал по тысяче поклонов в день, никогда не спал лёжа. За несение многих служб и строгость поста он подвергался укорам и насмешкам от братии, которые переносил со смирением.

Время кончины прп. Дорофея устанавливается приблизительно. Иоанн Наседка пишет о себе, что "после разорения московскаго вскоре прибрел к дому Пресвятыя Троицы и того старца Дорофея за полтора года до смерти его застал" [4]. Годом разорения Москвы Иоанн называет 7118 (1609/10) год; т. о., в 1611/12 году он был уже в монастыре, где участвовал в составлении патриотических грамот [5]. Следовательно, кончину преподобного Дорофея следует относить ко времени около 1613 года. В литературе конца XIX века в качестве даты смерти Дорофея фигурировал 1614 год [6]. Подвижник был погребен в Троице-Сергиевом монастыре прп. Дионисием "со всем собором". 

Прпп. Дорофей Книгохранитель и Сергий, Радонежские. Икона из библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Прпп. Дорофей Книгохранитель и Сергий, Радонежские. Икона из библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Симон (Азарьин) в Житии прп. Дионисия рассказывает о явлении 26 октября 1650 года прп. Дионисия болящему свящ. Феодору, служившему при церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Пушкарской слободе, что при Троицком монастыре. В видении перед прп. Дионисием шел инок с горящей свечой. Как пишет Симон (Азарьин), известно, что этим иноком был Дорофей и что после явления святых свящ. Феодор исцелился.

Сведения о святом приведены в Житии преподобного Дионисия, архимандрита Троице-Сергиева монастыря в 1610-1633 годах, в главе "О Дорофее иноке и о крепком житии его" (основаны на рассказах преподобного Дионисия и священника Иоанна Наседки), и в повествовании о явлении преподобных Дионисия и Дорофея иерею Феодору. "Великим трудником" Дорофей назван в "Описании о российских святых" (конец XVII-XVIII в.). Житие было написано Симоном Азарьиным, по мнению исследователя О. А. Белобровой, между 1648 и 1654 годами.

О раннем местном почитании преподобного Дорофея свидетельствует включение его имени (без даты памяти) в Месяцеслов Симона (Азарьина), составленный в Троице-Сергиевом монастыре примерно в середине 1650-х годов, где Дорофей указан как преподобный [7]. "Великим трудником" прп. Дорофей назван в "Описании о российских святых" (кон. XVII-XVIII в.; на с. 83 указана неверная дата кончины святого - 7130 (1621/22)).

Канонизация прп. Дорофея подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых (празднование установлено в 1981 году).

Литература

  • Житие архим. Троице-Сергиева мон-ря Дионисия / Подгот. текста, пер. и коммент.: О. А. Белоброва // БЛДР. 2006. Т. 14. С. 392-396, 414-415, 723.
  • Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 93-94;
  • Арсений, иером. Описание славяно-рус. б-ки ТСЛ. М., 1878. Предисл. С. 6-7;
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 173;
  • Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 146-147;
  • Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 23-24.

Использованные материалы



[1]  Как книгохранитель Дорофей упоминается на полях рукописей, происходящих из Троице-Сергиевой лавры; см.: Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собр. ТСЛ и МДА // Зап. ОР ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 129

[2]  Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII - нач. XIX в.: Введ. в изуч. СПб., 1996. С. 149; Симонов Р. А. О зашифрованной записи в «Цветнике священноинока Дорофея» // ДРВМ. 2003. № 4(14). С. 68

[3]  Семячко С. А. К истории сборников XVII в.: (Старчество, Цветник священноинока Дорофея, Крины сельные) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 238-243

[4]  Житие. С. 394

[5]  Зиборов В. К. Иоанн Васильевич Шевелев Наседка // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 64

[6]  Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 г. М., 1880. С. 79, № 832.

[7]  РГБ. Ф. 173. № 201. Л. 333

Редакция текста от: 24.09.2023 15:54:18

"ДОРОФЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google