Голиа́ф (удаление, изгнание) - имя двух лиц, упоминаемых в первой и второй книгах Царств:
1 Цар 17:4 - известный великан филистимлянин, уроженец Гефа. Ростом Голиаф был в вышину 6 локтей с пядью (4 арш. 4 1/2 в.), кольчуга его весила 5000 сиклей (4 п. 37 ф. с золотниками), ратовище копья его походило на навой у ткача, в самом копье было 600 сиклей железа (23 ф. 63 зол.). Подробности единоборства Голиафа с Давидом, происходившего в долине дуба между Сокхофом и Азекой, описаны в 1Цар 17. Последний псалом Псалтири 151 надписываемый у LXX τω Δανιδ πρός τόν Γολιάφ, написан Давидом после поражения Голиафа. Меч Голиафа, сохраненный Давидом, хранился сначала в Номве, а потом перенесен им в Иерусалим.
2 Цар 21:19 - другой великан Голиаф, тоже Гефянин, о котором также говорится, что древко копья его походило на навой у ткача. Он был убит Елхонаном, сыном Ягаре-Оргима Вифлеемского.
Археологи нашли первое подтверждение библейской истории о Голиафе
В 2005 году на юге Израиля археологам удалось найти первое подтверждение библейской истории о Давиде и Голиафе.
Небольшой фрагмент керамического изделия, вероятнее всего чаши, был обнаружен археологами университета имени Бар-Илана в ходе раскопок в городе Тель Эс-Шафи. На этом месте некогда существовал древний город филистимлян Гат, считающийся родиной Голиафа. На черепке ученые обнаружили два слова, относящихся к наиболее ранним из известных нам филистимлянских надписей. По мнению ученых, на языке филистимлян они обозначают имя Голиаф.
Находка датируется примерно IX в. до н.э. и не могла принадлежать непосредственно легендарному Голиафу, историю о котором относят примерно к XI веку до н.э.
Тем не менее, это первое материальное свидетельство в пользу правдивости истории о том, как Давид одолел в единоборстве великана филистимлян Голиафа камнем, брошенным из пращи.
Использованные материалы
- Новостное сообщение агентства "Русская линия" со ссылкой на Reuters.