Свящ. Димитрий Богоявленский |
Родился 14 мая 1889 года в селе Никольское Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника Иоанна Потаповича и Ольги Петровны Богоявленских. 16 мая 1889 года был крещен в Спасской церкви с. Никольская Кашма Моршанского уезда.
До 1915 года учился в Тамбовской духовной семинарии [1].
Женился на Ольге Васильевне (1894 г.р.), на 1937 год у них было две дочери - Вера 12 лет и Надежда 18 лет.
Был рукоположен во священника и направлен служить в с. Б.Шереметьево Моршанского уезда.
С 1924 года он служил в с. Рудовка Рудовского района той же губернии (затем области)
В 1934 году был арестован и провел полгода в Тамбовской тюрьме. После освобождения переехал в с. Рудовка Пичаевского района Тамбовской области.
13 апреля 1936 года вновь был арестован по обвинению в антисоветской агитации. Находился в Моршанской тюрьме в течение полугода. 19 августа 1936 года Специальной Коллегией Воронежского облсуда приговорён к шести годам лишения свободы. Определением Специальной Коллегии Верховного суда РСФСР от 10 декабря 1936 года этот приговор был оставлен в силе.
На допросе в 1937 году в ответ на вопрос, "за что конкретно он был осужден", он рассказал об обстоятельствах этой своей репрессии:
В 1937 году был направлен в исправительно-трудовой лагерь .
11 февраля 1937 года поступил в Орлово-Розовский пункт Сиблага (с. Орлово-Розово Чебулинского района Кемеровской области), где находился со дня ареста. В лагере он использовался "на общих физических работах".
В лагерной учетно-статистической карточке социальное положения отца Димитрия определено как "лишенец", сказано, что образование у него среднее, языков, кроме родного, он не знает, его узкая специальность, - канцелярист. Особые приметы: "рост - в[ыше] / сред[него], телосложение - худощавое, цвет волос - св[етлые] русые, глаза - голубые, нос обычный, пр[очих] примет - нет".
30 ноября 1937 года был вновь арестован в лагере по делу об "офицерском заговоре РОВС" в Орлово-Розовском пункте Сиблага. В ходе обыска у него изъяли только 11 руб. 47 коп. На него имелось только одно показание - епископа Дометиана (Горохова), данное им на допросе 29 ноября: "Мною также подобраны, соответствующим образом обработаны и привлечены в организацию заключенные - служители религиозного культа (попы) в июле месяце с. г. Богоявленский Д.И. и Ильинский А.А.". Но если Ильинский признал свою вину, Димитрий Богоявленский на допросе 2 декабря категорически отверг все обвинения:
В тот же день чекисты устроили очную ставку священника Димитрия Богоявленского с оклеветавшим его еп. Дометианом (Гороховым), который заявил: "Богоявленского я вовлек в контрреволюционную организацию, офицерско-повстанческую в августе 1937 года.... Я его завербовал в указанное время в Орлово-Розовском лагерном пункте, т.к. оба мы там и одновременно отбывали сроки наказания". Священник ответил следователю: "Я отрицаю показания Горохова. Горохов говорит неправду, ни в какую контрреволюционную офицерско-повстанческую организацию не входил, и Горохов в нее меня не вербовал. Лично я, будучи в Орлово-Розовском лагерном пункте, не виделся с Гороховым ни разу".
О. Димитрий отказался подписывать протоколы допроса.
8 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Новосибирской обл. был приговорён к расстрелу.
Расстрелян 20 декабря 1937 года.
21 января 1958 года был реабилитирован Кемеровским облсудом по 1937 году репрессий. 18 октября 1991 года был реабилитирован прокуратурой Тамбовской обл. по 1936 году репрессий.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке":
- Блог Игоря Курляндского. "Церковная часть «заговора» в Орл-Роз п. Сиблага. 1937. Священник Д.И. Богоявленский"
[1] Есть записи о нем в ее ведомостях за 1913-1915