Еп. Николай (Караулов) |
Память 4 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архангельских и Вологодских святых
В миру Караулов Николай Аполлониевич, родился 28 мая 1871 года в селе Томаш (Томашское) Кадниковского уезда Вологодской губернии в семье священника Введенской церкви.
В 1887 году окончил Вологодское духовное училище по II разряду [1], в 1893 году - Вологодскую духовную семинарию по I разряду [2] и был назначен псаломщиком в Георгиевский храм в городе Вологде.
26 декабря того же года был рукоположен во диакона архиепископом Вологодским Израилем (Никулицким), с оставлением на вакансии псаломщика.
12 сентября 1894 года был переведен служить в Спасский собор.
14 сентября 1898 года рукоположен во священника епископом Вологодским Алексием к тому же собору, с оставлением на вакансии псаломщика.
7 февраля 1901 года был назначен настоятелем Екатерининской церкви, с которой была связана впоследствии вся его пастырская деятельность.
Вскоре после 1901 г. овдовел, оставшись с тремя малолетними детьми.
В это время отец Николай был законоучителем в городском Колесниковском училище; в 1903-1904 годах он входил в число жертвователей Попечительства о бедных воспитанниках Вологодской духовной семинарии, в 1909 году стал жертвователем на постройку здания для образцовой школы при Вологодском епархиальном женском училище; в 1905-1906 годах он выступал с лекциями на публичных религиозно-нравственных чтениях, организованных вологодским православным братством во имя Всемилостивого Спаса.
Свящ. Николай Караулов, 1905 г. |
В 1921 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорен к двум годам ссылки и выслан в город Пинегу Архангельской губернии.
По возвращении из ссылки он застал положение церковных дел в городе крайне расстроенным, так как правящий архиерей, епископ Александр (Надежин), отпал в обновленчество, а назначенный вместо него православный епископ Сильвестр (Братановский) не имел возможности жить в Вологде и управлять епархией.
21 октября 1923 года по пострижении в монашество с оставлением прежнего имени был хиротонисан во епископа Вельского, викария Вологодской епархии, и назначен временно управлять Вологодской епархией.
1 января 1924 года он пишет патриарху Тихону прошение об увольнении на покой: «вследствие недоброжелательного отношения ко мне, как к епископу, со стороны духовенства и мирян Вельского уезда, а также и от управления Вологодской епархией, потому что полномочия, данные мне правящим епископом Вологодским Сильвестром, являются недостаточными на основании существующих законоположений. Кроме сего, я сильно болею и потому прошу меня уволить на покой». Ввиду того, что епископ Архангельский Антоний (Быстров) 7 октября 1926 года был арестован, патриарх предложил епископу Николаю временно вступить в управление Архангельской кафедрой, но и от этого предложения епископ отказался.
В 1925 году, когда обновленцы навязывали ему, как и другим, свое "примирение", он уклонился от обсуждения вопроса, ответив Тотемскому обновленческому епископу Кириллу: "пусть сначала помирятся центры управлений, а потом и мы" [3]. Возможно, что этими словами он хотел просто покороче отмахнуться от обновленцев, избегая продолжительного бесполезного разговора, а может быть хотел показать, что не считает себя правомочным на решение таких важных вопросов, в любом случае его позиция ясна: "Я должен быть заодно с законным предстоятелем Православной Церкви".
В том же 1925 году был арестован, но вскоре освобожден.
Был уволен на покой в 1927 году, остался жить в Вологде, продолжая служить в Екатерининской церкви, где когда-то был настоятелем.
Еп. Николай (Караулов) |
В начале 1931 года поднялась очередная волна гонений. Сначала были арестованы некоторые миряне, члены церковного совета; 10 мая 1931 года власти арестовали архиепископа Амвросия, епископа Николая, священников и мирян. Всего было арестовано тридцать пять человек: семнадцать священнослужителей, семь монахов и одиннадцать мирян. Их обвинили во взаимном общении, посещении друг друга в церковные праздники и дружеских беседах, имевших, по мнению властей, антисоветский характер.
Сотрудники ОГПУ писали в то время в своих отчетах о преследованиях Церкви в Вологодской области:
14 мая епископ Николай был вызван на допрос. На вопросы следователя он отвечал немногословно и сдержанно: «Знакомства особенного не имею, а по службе знаю все духовенство города Вологды. Также знаю и тех, которые со мной учились. Иногороднего знакомства тоже не имею»[5].
Стали допрашиваться обвиняемые и свидетели. Все они показали, что, действительно, духовенство и епископы собирались после церковных праздничных служб у кого-нибудь из прихожан. Велись разговоры о том, что все духовенство может быть арестовано, и епископы советовали священникам держаться осторожней. Обсуждались декларация митрополита Сергия и его интервью, которые единодушно не одобрялись, но при этом признавалось правильным каноническое подчинение митрополиту Сергию как законному заместителю Местоблюстителя, оставлялось обязательным и поминовение за богослужением имени митрополита Петра как главы Русской Церкви.
Один из свидетелей показал:
Другой свидетель показал, что на частных собраниях духовенства «подвергались критике отдельные мероприятия советской власти и выражались недовольства по поводу политики советского правительства в отношении налогов и закрытия церквей» [7].
Свидетели также показали, что «на частных молебнах делали поминовения заключенных, указывая: “заключенного такого-то”, что, по существу, является демонстрацией в защиту заключенных за разные контрреволюционные преступления» [8].
Секретный тюремный осведомитель сообщил сотрудникам ОГПУ:
14 декабря 1931 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ епископ Николай приговорен к трем годам ссылки в Северный край, а 7 марта 1932 года, во изменение прежнего постановления, – к тому же сроку, но на другой край страны – в Казахстан.
Скончался в Новосибирской [10] тюрьме 17 апреля 1932 года [11] и был погребен в безвестной могиле.
В августе 2000 года причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [12].
Награды
- набедренник (1903)
- скуфья (1905)
- камилавка (1909)
- наперсный крест (1917)
Литература
- Церковное слово. 1907. № 22. С. 347.
- Газ. «Благовестник». № 8-9 (52-53). 1999. К. Козлов. Епископ Николай (Караулов). Материалы к жизнеописанию.
- ЖМП в 1931-1935 годы. М., 2001. С. 142.
- РГИА. Ф. 831, д. 272, л. 5.
- УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887.
Использованные материалы
- «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель». Тверь. 2006. С. 19-27
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Биография на сайте "Русское Православие"
[1] "Разрядный список учеников Вологодского духовного училища, после испытаний проведённых летом 1887 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1887, № 13, с. 164.
[2] "Разрядный список студентов Вологодской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1893 года", Вологодские епархиальные ведомости, № 14, с. 242.
[3] Вест. Св. Син. за 1926 г., № 7, с. 9
[4] УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887, л. 275.
[5] УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887, л. 52 об.
[6] УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887, л. 118.
[7] УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887, л. 189 об.
[8] УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887, л. 190
[9] УФСБ России по Вологодской обл. Д. П-10887, л. 208-210
[10] По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1104
[11] ЖМП в 1931-1935 годы. М., 2001. С. 142.
[12] Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии, официальный сайт Архангельской митрополии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/