Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КИПРИАН (ЗЕРНОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Киприан (Зернов)
Архиеп. Киприан (Зернов)
Киприан (Зернов) (1911 - 1987), архиепископ б. Берлинский, почетный настоятель Московского Скорбященского храма на Ордынке

В миру Зернов Михаил Викентьевич [1], родился 25 января 1911 года в Москве.

Прадед его был состоятельный купец, но так как он был весьма многочаден, то дед владыки, получивший свою долю наследства, был вовсе не богат. Владыка вспоминал, что в их доме были иконы и перед ними лампадки, но он не помнил, чтобы когда-нибудь эти лампадки теплились. А когда клирики приходского храма являлись в их квартиру в Подсосенском переулке, чтобы "славить Христа", все обитатели прятались. "Их встречали только бабушка и я", — вспоминал владыка.

С 1922 года он проходил церковные должности: звонаря, пономаря, ризничего и чтеца в Введенском храме в Барашах. Он вспоминал: "нам не только ничего тогда не платили в храме, но мы сами из дома еду носили, чтобы кормить священников".

В 1928 году, получив среднее образование и, продолжая службу в церкви, он поступил на гражданскую работу и начал готовиться к экзамену за семинарский курс. Не получив специального богословского образования, он, тем не менее, обладал обширными познаниями в этой сфере.

Занимался театральной деятельностью. Сначала был помощником режиссера в киностудии, потом попадает в театр имени Мейерхольда, где занимает должность заведующего костюмерным цехом. Во время войны — артист Театра Сатиры.

С 1943 года начал сотрудничать в "Журнале Московской Патриархии".

10 августа 1944 года рукоположен во диакона (целибат), а 12 августа - во священника к Троицкой церкви с. Наташино, под Москвой.

20 июля 1945 года назначен настоятелем этого же храма. В этом же году одновременно и исполнял должность секретаря управляющего Московской епархией.

С 27 декабря 1945 года - настоятель Покровского храма с. Черкизова Московской области с исполнением должности секретаря.

С 12 мая 1948 года - настоятель Скорбященского храма г. Москвы в сане протоиерея.

Кроме приходской деятельности прот. Михаил выполнял различные послушания патриарха.

В 1950-1951 гг. в течение нескольких месяцев исполнял обязанности управляющего делами Берлинской епархии, затем назначен настоятелем кафедрального собора г. Берлина.

С мая 1955 года исполнял обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

С 1 ноября 1956 года - член Хозяйственного управления Московской Патриархии. В это же время состоял благочинным подворий.

В августе 1957 года посетил Японию для ревизии верных Московской Патриархии приходов. По его ходатайству 30 сентября того года Священный Синод официально оформил благочиние Московской Патриархата в Японии.

С конца 1958 года - благочинный Германской епархии с правом ношения митры.

С марта 1961 года - благочинный Патриарших приходов в Финляндии и зам. председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии.

В июле 1961 года пострижен в монашество с именем Киприана и вскоре возведен в сан архимандрита.

6 августа 1961 года хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии с оставлением в прежних должностях. Чин хиротонии совершали: патриарх Алексий (Симанский), митр. Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов), архиеп. Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), епископ Среднеевропейский Иоанн (Вендланд).

Михаил Ардов:

"Епископом владыка стал довольно поздно. Тут было, я полагаю, много причин. Одна из них та, что он ни за что не хотел расставаться со своей родной Москвой и, главное, со своим храмом на Ордынке. (Впоследствии он решительно отказался от кафедры вне Москвы и ушел на покой, оставаясь почетным настоятелем Скорбященской церкви.) Иногда он говорил, шутя: "Я в пятьдесят лет в архиереи пошел, чтобы мальчишкам руки не целовать..." Тогдашних молодых архиереев, которых во множестве рукополагал митрополит Никодим (Ротов), он всегда называл "мальчишками" [2].

С 14 ноября 1961 года - епископ Дмитровский, викарий той же епархии и управляющий делами Московской Патриархии.

"В качестве такового [управляющего] (благодаря своей поразительной бестактности) приобрел себе уйму врагов (в том числе митрополита Пимена, нынешнего Патриарха)" [3].

В августе 1963 года возведен в сан архиепископа и награжден правом ношения креста на клобуке.

25 февраля 1964 года освобожден от управделами Московской епархии и члена Синода.

С 20 мая 1964 года - архиепископ Берлинский и Среднеевропейский, экзарх Средней Европы.

Михаил Ардов:

"Провожали Владыку Киприана с почетом. Ему предлагалась любая кафедра кроме трех — Киевской, Ленинградской и Крутицкой. А в Молдавию он мог бы поехать в белом клобуке, т.е. получить сан митрополита. В конце концов, он согласился поехать экзархом в Берлин, но при этом получил бумагу о том, что назначается пожизненным почетным настоятелем своего Скорбященского храма".

23 июня 1966 года уволен на покой. Проживал в Москве, оставаясь почетным настоятелем Скорбященского храма.

Скончался перед началом воскресной литургии 5 апреля 1987 года в своей комнате под колокольней Скорбященского храма.

Воспоминания

Михаил Ардов:

"Архиепископ Киприан... был выходцем из интеллигентской среды... Владыка говорил: "среди нашего брата, священнослужителей, есть профессионалы и дилетанты". Сам он был профессионалом высочайшего класса. У него была способность все видеть и все замечать — всякую мелочь в облачениях, погасшую лампадку, сдвинутый с места аналой..."

"В самом начале всенощной протодиакону нужно было отдать кадило и выходить на амвон. А прислужники, как назло, все разбежались... И вдруг я вижу, что архиепископ, как простой пономарь, принимает кадило. В этот момент он и не думал о своем высоком сане, ему важно было, чтобы в богослужении не произошло никакой заминки. Он вообще был великим ценителем красоты и стройности богослужений и частенько нам говаривал: Вы настоящей службы и не видели. Я - еще видел."

"Пожалуй, главным недостатком нашего владыки была вспыльчивость, гневливость. Если он замечал какой-нибудь непорядок, мог накричать на виновного, изругать... Но и остывал он так же быстро, как вскипал, после этого он обыкновенно норовил как-нибудь поощрить или утешить того из нас, кому только что досталось. Это качество свое он прекрасно сознавал и даже уподоблял самого себя персонажу К.Станюковича — "Беспокойному адмиралу". Однако же люди мнительные и обидчивые с владыкой не могли служить".

"У владыки было весьма спокойное, равнодушное отношение к деньгам. Он вовсе не был сребролюбцем, хотя в свое время имел почти неограниченные возможности обогащения. Пожалуй, он, подобно Пушкину, ценил приносимую деньгами "пристойную независимость". Самым существенным его достоянием были дорогие облачения, митры, панагии и кресты, т.е. только то, что необходимо для богослужения. (После смерти душеприказчик отец Борис Гузняков все это безвозмездно раздал многочисленным иерархам и клирикам).

"Другой священник рассказывал мне, что в приемной у владыки почти никогда не было очереди, ибо он поступал как старые русские сановники — выходил из кабинета и спрашивал каждого посетителя, по какому он делу. (Притом, конечно, частенько оказывалось, что люди пришли не по тому адресу.) А мелкие дела он решал тут же, в приемной."

"О себе он говорил так: "у меня очень левые политические убеждения, но в области церковной я — консерватор". И это вполне соответствовало действительности. Он помнил, хранил, берег и старался осуществлять в своем храме старые московские традиции... Он отрицательно относился к модному в те годы экуменизму, хотя по высокому положению своему не всегда мог уклониться от участия в подобных мероприятиях" [4]

Анатолий Краснов-Левитин:

"Человек крикливый, суетливый, энергичный, но не злой. Никому зла никогда не делал. Покричать, поругаться, пошуметь, а потом помириться. Никто, насколько мне известно, из-за него никогда не пострадал. Видимо, сердце доброе".

"Изредка выступает с верноподданническими декларациями. Но самая манера политического приспособленчества у него своеобразная, унаследованная от 20-х годов. То вдруг заявит, что религия может существовать только в Советском Союзе и больше нигде. То вдруг с церковной кафедры, вспомнив свое театральное прошлое, провозгласит, что социалистический реализм — единственно правильный метод в искусстве. То вдруг заявит, что Солженицын — "именующий себя писателем"... Это не тот стиль, который нравится советскому бюрократу. Ему больше по душе подобострастный, исполнительный, аккуратный чиновник. Говорить надо как можно меньше, — лучший чиновник тот, кто ничего не говорит, а речи читает по шпаргалке. Вероятно, поэтому владыке Киприану явно не повезло, и, несмотря ни на что, он остается за флагом" [3].

Труды

  • "Победа света над тьмой". ЖМП. 1944, № 11.
  • "Всенародный праздник". ЖМП. 1944, № 12.
  • "Историческое путешествие". ЖМП. 1945, № 8.
  • "Десятое февраля". ЖМП. 1946, № 1.
  • "Уродливое явление". ЖМП. 1947, № 8.
  • "Москва". ЖМП. 1947, № 10.
  • "Митрополит Ливанский Илия и архимандрит Антиохийского Патриархата Василий в гостях у Патриарха Московского и Всея Руси Алексия" ЖМП. 1948, № 1.
  • "На Лаврском празднике 25 сентября/ 8 октября". ЖМП. 1949, № 11.
  • "Пребывание в Москве Китайской церковной делегации". ЖМП. 1950, № 9.
  • "Церковные гости из Западной Украины и Закарпатья". ЖМП. 1954, № 12.
  • "Погребение Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI". ЖМП. 1954, № 7.
  • "В гостях у Московской Патриархии". ЖМП. 1954, № 10.
  • "Пребывание митр. Бейрутского Илии в СССР". ЖМП. 1956, № 9.
  • "Восемнадцать дней в Японии". (3-я Международная конференция за запрещение атомного и водородного оружия). ЖМП. 1957, № 9.
  • "Пребывание в СССР делегации из Германской Демократической Республики". ЖМП. 1959, № 10.
  • "Высокопреосвященный Питирим, митрополит Крутицкий и Коломенский". ЖМП. 1963, № 9.
  • "Поездка в Индию (на конференцию христианской озабоченности о сохранении мира на земле)". ЖМП. 1963, № 7.
  • "Четыре дня в Лондоне". ЖМП. 1964, № 5.
  • "В гостях у киприотов". ЖМП. 1965, № 7.
  • Речь при наречении во епископа Подольского. ЖМП. 1961, № 9.
  • "О созыве 11-го всехристианского мирного конгресса" (Обращение совещательного комитета ХМК). ЖМП. 1963, № 7.
  • "О хлебе насущном" ЖМП. 1973, № 1, с. 37.
  • Проповедь в день прославления иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости". ЖМП. 1975, № 10, с. 45-46.

Литература

  • ЖМП. 1961, № 9, с. 4, 6, 7, 8-11, 13, 27, 28; № 10, с. 5; № 12, с. 3.
  • -"-, 1963, № 1, с. 18, 20, 23, 27, 28, 29; № 2, с. 14, 16; № 3, с. 8, 9; № 5, с. 13; № 6, с. 9, 10, 23, 27; № 7, с. 23; № 9, с. 3, 24; № 10, с. 6, 14, 41; № 11, с. 3, 4, 5, 7, 15.
  • -"-, 1964, № 1, с. 4, 12; № 3, с. 10; № 4, с. 1; № 6, с. 4.
  • -"-, 1966, № 7, с. 1.
  • -"-, 1968, № 12, с. 9.
  • -"-, 1969, № 5, с. 27.
  • -"-, 1973, № 1, с. 37.
  • -"-, 1980, № 9, с. 12.
  • -"-, 1981, № 9, с. 29.
  • -"-, 1984, № 4, с. 27.
  • -"-, 1985, № 4, с. 25; № 9, с. 24, 26.
  • -"-, 1987, № 9, 25

Использованные материалы

  • Биография на сайте "Русское Православие"
  • "Исполнилось 100 лет со дня рождения архиепископа Киприана (Зернова)" (Служба коммуникации ОВЦС)
  • Анатолий Краснов-Левитин. "Жар твоих рук", глава 5
  • Михаил Ардов. "Мелочи архи..., прото..., и просто иерейской жизни", глава 19



[1]  По некоторым источникам - Зёрнов.

[2]  Здесь и далее Ардов цитируется по книге "Мелочи архи..., прото..., и просто иерейской жизни", глава 19

[3]  Анатолий Краснов-Левитин. "Жар твоих рук", глава 5

[4]  Михаил Ардов. "Мелочи архи..., прото..., и просто иерейской жизни", глава 19

Редакция текста от: 19.08.2013 05:00:59

"КИПРИАН (ЗЕРНОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google