Митр. Буковинский Виссарион (Пую). Фото в Черновцах, 1940 г. |
В миру Пую (Puiu) Виктор, родился 27 февраля 1879 года в Пашкань Ясского жудеца Румынии, первым из трех детей в семье священника Иоанна из Гиров-Нямца и Елены, дочери купца из Романа.
Завершив начальное образование в родном городке, получил образование в 1893-1896 годах в Романской духовной семинарии, в 1896-1900 годах в Ясской духовной семинарии, в 1900-1904 годах на Богословском факультете Бухарестского университета, откуда получил лицентиат по богословию. С января 1907 по июль 1908 года обучался в Киевской духовной академии [1].
22 декабря 1905 года был пострижен в монашество, тремя днями позже рукоположен во иеродиакона в румынской часовне в Париже. С 1905 года служил в Воеводинском соборе Романа, а с 1908 года - в Никольском соборе Галаца.
6 декабря 1908 года в Галацком соборе был рукоположен во иеромонаха митрополитом Молдавским Пименом и возведен в достоинство архимандрита 1 января 1909 года. Тремя месяцами позже был назначен протосингелом Нижне-Дунайской епархии и ректором Галацкой духовной семинарии.
1 сентября 1918 года был назначен ректором Кишиневской духовной семинарии, а два месяца спустя также благочинным ("экзархом") монастырей Бессарабии. В 1918-1919 годах работал в госпитале для раненых солдат. Также возглавлял историко-археологическое общество Кишинева.
17 марта 1921 года был избран епископом Арджешским. 25 марта того же года последовала его хиротония, возглавленная митрополитом Валашским Мироном в Бухарестском митрополичьем соборе, и инвеститура произведенная королем Фердинандом. Настолование в Куртя-де-Арджеском соборе состоялось двумя днями позже.
Еп. Виссарион (Пую) |
Епископ в межвоенной Бессарабии
13 мая 1923 года был переведен на восстановленную Хотинскую кафедру с местопребыванием в Бельцах. Благодаря его оживленной деятельности, несмотря на скудость помощи от румынского министерства культов, его кафедральный город, прежде немногим более посёлка, обзавёлся 6 новыми церквями и архиерейской резиденцией, санаторием, школами, садами, парками, водо- и электо-снабжением, канализацией и мощёными дорогами. Главным детищем владыки стал Бельцкий Константино-Еленинский собор.
Введение в Румынской Православной Церкви "нового календарного стиля" было чрезвычайно болезненным, сопровождаясь преследованиями даже до смерти тех, кто не отказался от традиционного юлианского календаря. Когда предстоятель Румынской Церкви митрополит Валашский Мирон официально предложил введение "нового стиля" в 1924 году, единственным румынским иерархом заявившим свой протест был епископ Виссарион.
17 октября 1935 года был избран архиепископом Черновицким, митрополитом Буковинским. 10 ноября состоялось настолование. За время правления, митрополит Виссарион перестроил десятки церквей, создал Дворец культуры, обустроил столовые для рабочих и лесников, перестроил курорт Ватра Дорней.
Митрополит Виссарион разрабатывал план финансовой поддержки православных святынь Святой Земли, собирая пожертвования через ряд культурных начинаний. Он также старался поддерживать румынских монахов на Святой Горе Афон, встречавшихся в те годы с особо жесткой дискриминацией.
В 1939 году митрополит Виссарион направил письмо И. В. Сталину, убеждая его убедиться, что Церковь явлсяется Вселенской и религиозная вера не может быть уничтожена гонениями.
9 мая 1940 года ушел на покой в монастырь. Согласно его позднейшим свидетельствам, это произошло из-за противоречий с королем Карлом II, который, по словам митрополита Виссариона, намеревался изъять древние ценности Буковины. Пребывал на покое во Введенском скиту Нямецкого монастыря.
Военное время
С оккупацией румынскими войсками юго-западных пределов Украины в ходе Второй мировой войны, Румынская Православная Церковь стала притязать на духовную власть в этих землях для чего митрополит Виссарион был призван к служению главой православной миссии Заднестровья с титулом «Заднестровский (Транснистрийский)» и кафедрой в Одессе. Занимал эту должность с 16 ноября 1942 по 14 декабря 1943 [2]. Благодаря его руководству, в отличии от других оккупированых румынами земель СССР, в богослужении был позволен церковно-славянский язык и юлианский календарь. По надобности он даже сам проповедовал по-русски, а при румынской духовной миссии по его благословению были организованы курсы изучения русского и церковнославянского языков для священнослужителей-румын, служащих под его руководством. При нем открылось много церквей, было начато дело помощи обездоленным и детям, в Дубоссарах была создана духовная семинария. В результате, его принимали как подлинного архипастыря, а не как оккупанта. Однако, румынское священноначалие в 1943 году сместило митрополита Виссариона с Заднестровской кафедры.
В августе 1944 года митрополит Виссарион был послан в Загреб, как представитель Румынкой Церкви на первой архиерейской хиротонии хорватского епископа для "Хорватской Православной Церкви", в сопровождении нескольких румынских священников. После рукоположения, узнав о перевороте в Румынии, он отослал спутников на родину но сам решил искать защиты в Западной Европе, опасаясь советских преследований.
Беженец в Западной Европе
Несколько лет митрополит скитался по Европе. В Загребе он заболел и нашел пилота, который предложил перевезти его в Вену. Кратковременно был заключен в Зальцбурге по обвинению в членстве в румынской фашистской "Железной гвардии." В 1945 году был отпущен и отбыл в Италию где получил помощь от папы Римского Пия XII и кардинала Тиссерана. Затем переехал в Швейцарию где тяжело болел, лечился, и пробыл до 1948 года.
По отбытии из Хорватии, митрополит Виссарион связался с Румынским патриархом Никодимом об учреждении автономной Румынской епархии в Западной Европе, свободной от коммунистического диктата. Патриарх Никодим указал что, если митрополит Виссарион устроит такую епархию, ему надлежит войти в ведение Русской Православной Церкви Заграницей для охранения канонической независимости епархии от румынских властей.
Тем временем, 21 февраля 1946 года, Народный трибунал в Бухаресте заочно приговорил митрополита Виссариона к смерти за "военные преступления" на оккупированных территориях.
После Швейцарии, митрополит Виссарион пожил в Германии, и наконец с 1949 года обосновался во Франции, - в департаментах Драгиньян и Овернь, осев затем в деревне Вьель-Мэзон (Viels-Maisons), в департаменте Эна, на восток от Парижа.
В 1948 году митрополит Виссарион объявил об организации Западно-Евопейской румынской епархии "в зависимости от юрисдикции Православного Русского Синода..." Зарубежной Церкви. Своей кафедрой он определил румынский Парижский Архангельский храм.
Священный Синод Румынской Православной Церкви, под давлением светской коммунистической власти, лишил его монашества, изверг из Церкви, и осудил его как предателя 29 марта 1950 года. Сам митрополит Виссарион и его паства не приняли этого решения.
Митрополит пытался основать епархию с целью объединить румынское рассеяние в Западной Европе, но оказался безуспешен. 1 апреля 1958 года митрополит Виссарион распустил основанную им епархию, объявив что не желает прикрывать именем Церкви политические интересы членов его паствы, и ушел на покой в деревню Вьель-Мэзон (Viels-Maisons). Здесь митрополит Виссарион доживал последние годы в печали и болезни. Он скончался 13 августа 1964 года и был погребен на местном кладбище на следующий день.
Несколько лет спустя его останки были перенесены в Париж, на кладбище Монпарнасс, где пребывают и ныне. 25 сентября 1990 года, после падения коммунистического режима в Румынии, митрополит Виссарион был "реабилитирован" Священным Синодом Румынской Церкви и указ о лишении его монашества был аннулирован. В пост-коммунистических Румынии и Молдавии личность митрополита Виссариона стала привлекать большой интерес и уважение. В 1990-е годы останки владыки были перезахоронены на Парижском кладбище Монпарнасс [3].
Митр. Виссарион (Пую) |
Труды
Автор ряда руководств для священников, многих собраний проповедей, монографии о монастырях Бессарабии (изд.: Кишинев, 1919).
- Preţii săteşti, Bucureşti, 1902, 75 P. (ed. a II-a, 1925).
- Creştinism şi naţionalitate. Teză pentru licenţa, Bucureşti, 1904, 105 p.
- Câteva cuvântări bisericeşti, Bucureşti, 1904, 105 p.
- Din călătoriile ieromonahului rus Partenie prin Moldova. Traducere din ruseşte, Vălenii de Munte, 1910, 53 p.
- Mănăstirile de călugăriţe. Schiţe istorice, Bucureşti, 1910.
- Din istoria vieţii monahale, Bucureşti, 1911, 116 p.
- Mănăstirile din Basarabia, Chişinău, 1919, 95 p.
- Predici pentru oraşe, Chisinău, 1920, 232 p.
- Glas în pustie, Chişinău, 1931, 1935.
- Documente basarabene, 2 vol., Chişinău, 1928-1938 (în colaborare cu Stefan Berechet, Stefan Ciobanu, Leon T. Boga şi Constantin Tomescu)
- Diferite broşuri, precum şi articole în periodicele vremii
Использованные материалы
- Woerl, Michael, Biographies and Photographs of the Hierarchs of the Russian Orthodox Church Outside of Russia from the beginning to the present, сайт "Вопросы истории Русской Зарубежной Церкви":
- Михалевский, Руслан, "Епископ Виссарион Пую — устроитель Бельц", газета СП, Бельцы, 2003 (интернет версия выложена 13 августа 2009):
- Страница Словаря румынских богословов:
- "27 February 1879 – The future Metropolitan Visarion Puiu (baptized Victor) was born in Paşcani, county of Iaşi," новостное агентство Румынского Патриархата Basilica:
- Заявление депутата Павла Тырпеску о митр. Виссарионе перед Палатой депутатов Румынии, 11 марта 2003:
- "История" страница официального сайта Тираспольской епархии, 12 августа 2005:
[1] В статье Михалевского упомянуто также обучение в Московской духовной академии, не подтвержденное иными источниками
[2] Так у Трэпеску, на сайте Вопросы Истории Русской Зарубежной Церкви. У Михалевского - с лета 1942 года до весны 1944 года.
[3] http://www.epr.ro/Pagini/Ierarhi/p_s_ioachim_bacauanul.htm