Прот. Ростислав Ган. Харбин, до 1953 года |
Родился в 1911 году в Маньчжурии, на станции КВЖД Чжалантунь в семье Адольфа Александровича Гана, штабс-капитана 4-го Заамурского железнодорожного батальона, и учительницы Серафимы Николаевны Курочкиной. Начальное и среднее образование получил в Железнодорожном Коммерческом училище в Харбине. В 1925 году продолжил обучение в гимназии ХСМЛ, и по её окончании в 1928 поступил в Харбинский политехнический институт.
Затем поступил на Харбинские пастырско-богословские курсы, которые окончил в 1933 году, одновременно с получением звания инженера-строителя из политехнического института.
9 февраля 1936 года вступил в брак с Софьей Константиновной Юминой. Через пять дней после свадьбы принял сан диакона, а на следующий день был рукоположен в сан иерея и сразу же получил назначение в Шанхай настоятелем домовой церкви во имя святого Димитрия Солунского при Коммерческом училище. В этом училище он преподавал Закон Божий и математику и одновременно русским ученикам, учившимся в иностранных школах, - Закон Божий.
Однако шанхайский климат оказался неблагоприятным для его здоровья, и его вскоре перевели в поселок Какагаши около Дальнего настоятелем храма в честь Табынской иконы Божией Матери при женском монастыре.
В 1938 году назначен настоятелем храма во имя преподобного Серафима Саровского в городе Тяньцзине. Здесь он также преподавал Закон Божий в русских школах, а также работал в Пекине, в русской православной миссии, окормлявшей православных китайцев.
В Тяньцзине он заболел астмой, которой продолжал страдать до конца жизни. По советам врачей в 1943 году он был переведён в Хайлар настоятелем Казанско-Богородицкого прихода на место прежнего настоятеля, замученного до смерти японской жандармерией за просоветское настроение. Отец Ростислав быстро завоевал в хайларском приходе высокий авторитет. Он повёл такую же просоветскую линию, как и его предшественник. Его лояльность к СССР была настолько очевидной, что от застенков японской жандармерии его спас лишь приход Советской армии. При близком соприкосновении с советской властью его взгляды вскоре изменились.
На 1945 год упомянут протоиереем.
В конце 1946 года вернулся в Харбин и получил назначение настоятелем Спасо-Преображенского храма в Корпусном городке, а также и благочинным женской обители. Принимал деятельное участие в работе Епархиальной типографии.
25 января 1953 года отец Ростислав с матушкой и тремя сыновьями получили разрешение на въезд в Австралию. Учивший своих духовных чад верности Родине, перед отъездом он говорил что «служить Родине, приносить ей пользу можно и живя далеко от неё». 12 апреля того же года вместе с семьей он прибыл в Сидней где был сразу же назначен настоятелем Покровской общины, а потом и прихода в Кабраматта, одном из южных районов Сиднея, где прослужил до самой смерти.
При нем на принадлежащем общине участке устроили временный храм, затем собрали средства на каменную церковь, постройка которой началась в 1957 года, а завершилась в 1973 году.
Как настоятель Покровской общины помимо совершения регулярных богослужений и исполнения треб, отец Ростислав посещал русских больных в городских больницах, православных заключенных в тюрьмах, преподавал Закон Божий православным ученикам в австралийских школах, обслуживал Дом для русских престарелых и больных в русской больнице, совершая там краткие богослужения по субботам.
По его инициативе был организован детский церковный хор, по воскресеньям устраивались беседы с молодежью на духовные и философские темы. Он также был одним из главных инициаторов организации Комитета по выписке русских из Китая, давая свои личные гарантии. В основанной им приходской школе он был первым директором. В журнале «Православная Русь» печатались его статьи по литургике под заглавием «Богослужебные справки».
Отец Ростислав был безупречно честным, очень справедливым, аскетичным. При этом его отличала большая эрудиция во многих областях знаний и высокая культура. Будучи весьма строгим и требовательным к прихожанам, он был также очень внимательным и заботливым. Его можно было вызвать к больным или умирающим в любое время дня и ночи. Он сумел завоевать всеобщее уважение и любовь, даже у детей. Его уважали не только соотечественники, но и другие славянские колонии, а также и австралийцы британских корней.
Заботясь о других, он мало обращал внимания на свое здоровье. С каждым годом его припадки астмы все учащались и обострялись. Нужна была сложная сердечная операция, на которую он, в конце концов, согласился. Но его организм не выдержал, и он скончался 8 декабря 1975 года.
Литература
- Кончина и погребение протоиерея Ростислава Гана // Православная Русь. 1976. – № 2. – С. 14
- Р.А. Ган: Некролог // Политехник. – 1976. – № 8. – С-2-3
- Савин А. Памяти протоиерея Ростислава Гана // Православная Русь. – 1976. – № 8. – С. 12
- Макаров Г. К 80-летию со дня рождения протоиерея Ростислава Гана // Православная Русь. – 1991. – № 16 (1445). – С. 6-7
- Русские харбинцы в Австралии, Сидней, 1998.
- Хисамутдинов, А. А., Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке, Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000, 84.
- Серебряная годовщина со дня кончины протоиерея Ростислава Гана // “Церковное слово”. Орган Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ. – Крейдон, Австралия. – 2001. – № 2. – С. 15-16
- Письмо из России (Ко дню кончины отца Ростислава Гана) // “Церковное слово”. Орган Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ. – Крейдон, Австралия. – 2001. – № 2. – С. 16-17
Награды
- палица
- наперсный крест с украшениями
Использованные материалы
- Буторин, Г. И., "О. Ростислав Ган," Русская Атлантида, 29 августа 2005:
- http://rusharbin.com/content/view/111// - см. и последующие страницы статьи