Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СИМОН МОСКОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Московский Симон (?). "Пелена Елены Волошанки" ("Вынос иконы «Богоматерь „Одигитрия“»") (ок. 1498г.). Деталь
Митр. Московский Симон (?). "Пелена Елены Волошанки" ("Вынос иконы «Богоматерь „Одигитрия“»") (ок. 1498г.). Деталь
Симон Чиж [1] (+ 1511/1512), митрополит Московский и всея Руси, святитель

Память 30 апреля (Греч. [2]), в Соборе Московских святых

С 1490 года - игумен Троице-Сергиева монастыря.

6 сентября 1495 года избран и наречен на Московскую митрополию. 20 сентября того же года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Поставление Симона на митрополичью кафедру сопровождалось новым и сложным церемониалом. Великий князь Иоанн Васильевич сам вручил главе Русской Церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. После посвящения митрополит Симон ездил вокруг города на осляти, причем осла водил под ним боярин великого князя.

Митрополит Симон благословил на великое княжение сначала внука Иоанна III Димитрия, а затем сына Василия.

В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе 1503 года, созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ великому князю Иоанну III о монастырском землевладении.

Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого.

Свт. Симон, митр. Московский во время казни жидовствующих в Москве. Миниатюра Лицевого летописного свода (ок. 1568-1576 гг.)
Свт. Симон, митр. Московский во время казни жидовствующих в Москве. Миниатюра Лицевого летописного свода (ок. 1568-1576 гг.)
Принимал активное участие в Соборе 1504 года против ереси жидовствующих. Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом. Незадолго до смерти митрополит Симон "по великого князя слову" взял "прощение" у Серапиона.

По одной версии 26 апреля 1511 года митрополит Симон заболел и скончался 30 апреля того же года. По другим данным, весной [3] 1511 года он оставил митрополию и уехал в Троицкий монастырь, а скончался 12 января [4] 1512 года [5]. Погребен был в Архангельской церкви Чудова монастыря. Позже его останки были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где покоятся и доныне.

Митрополит Симон именуется мужем непорочной жизни, великого смирения, украшенным всеми добродетелями. Он был весьма начитан, прекрасно знал Священное Писание и каноническую литературу. Об этом свидетельствуют его собственные сочинения и обращенные к нему послания архиепископов Новгородских Геннадия и Серапиона, преподобного Иосифа Волоцкого. Сохранились рукописи — вклады митрополита Симона: в Троицкий монастырь он вложил Толковый Апостол [6], а в Московский Успенский соборЗлатоструй [7] и Евангелие-апракос [8]. Митрополит Симон был также хорошим иконописцем: известна написанная им Владимирская икона Божией Матери.

Труды

  • "Поучение священнослужителям," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т., СПб., 1841-1842, т. 1, № 109.
  • "Ставленная грамота преподобному Корнилию Комельскому от 1 февраля 1501 года," Муравьев, А. Н., Русская Фиваида на Севере, СПб., 1855, 60, 61.
  • "Окружное послание о милостыне, собираемой святогорским старцем Герасимом (1495— 1505гг.)," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т., СПб., 1841—1842, т. 1, № 103.
  • "Послание духовенству в Пермь о соблюдении пастырских обязанностей (22 августа 1501 г.);" "Послание мирянам в Пермь против языческих обычаев (22 августа 1501 г.)," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т., СПб., 1841—1842, т. 1, № 112.
  • "Послание во Псков по поводу постановления собора 1503 г. о вдовых священниках (15 июля 1504 г.)," Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук: в 4 т., СПб., 1836, т. 1, 383.

Литература

  • Соловьев, С. М., История России с древнейших времен: в 6 кн., (3-е изд.), СПб., 1911, кн. 1, 1400, 1412, 1544, 1555, 1558, 1560.
  • Карамзин, Н. М., История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. (3-е изд.), СПб., 1842—1843, т. 7, прим. 383.
  • Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники, М., 1896, 125, 127, 207.
  • Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып., Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 8, апрель, 199—204.
  • Житие святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, Свято-Троицко-Сергиева Лавра, 1912, 14, 15, 19, 22, 25, 45.
  • Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, 5, 138.
  • Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913, 1405.
  • Голубинский, Е. Е., История канонизации святых в Русской Церкви (2-е изд.), М., 1903, 366.
  • Ратшин, А., Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России, М., 1852, 97.
  • Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока (2-е изд.), Владимир, 1901 — 1902, т. 2, 372.
  • Денисов, Л. И., Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России, М., 1908, 427.
  • Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи, М., 1888, 13.
  • Филарет (Гумилевский), архиеп., Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. (3-е изд.), СПб., 1884, 122.
  • Московский кафедральный Чудов монастырь, М., Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1896, 45.
  • Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп., М., 1903-1911, 1908, 1916, доп. т. 2, 443, прим. 2.
  • Московский некрополь: в 3 т., СПб., 1907-1908, т. 3, 103.
  • Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь, СПб., 1891, № 522.
  • Русская старина, СПб., 1882, апрель, 83; июнь, 64.
  • Православный собеседник, Казань, 1867, июнь, 150.
  • Русский архив, М., 1895, кн. 1, № 1, 15; 1900, кн. 2, № 7, 333.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 2061.
  • Русский биографический словарь: в 25 т., СПб.; М., 1896-1913, т. 8, 493—494.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т., М., 1994—1997, т. 4, ч. 1, 68, 78, 82—85, 179,185, 209, 233, 268, 328, 340, 341, 490; т. 4, ч. 2, 15.
  • Буланин, Д. М., "Симон (по прозвищу Чиж)," Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1989, вып. 2, ч. 2, 336—339.
  • Синицына, Н. В., "Русская Церковь в период автокефалии; учреждение патриаршества," Православная энциклопедия, М., 2000 — Русская Православная Церковь, 73.

Использованные материалы



[1]  Прозвище Чиж известно по сообщению Летописи Типографской (ПСРЛ, Пг., 1921, т. 24, с. 213); его подтверждает и список митрополитов в сборнике ГПБ, собр. Погодина, № 1571.

[2]  Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2825/sxsaintinfo.aspx

[3]  http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3832 указывает то же 30 апреля

[4]  По статье Большой биографической энциклопедии. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3832 указывает 28 января.

[5]  ПСРЛ, т. 24, 217.

[6]  ГБЛ, собрание МДА, ф. 173, № 17

[7]  ГИМ, Успен. собр. (бум.), № 14

[8]  ГоС. Оружейная палата, № 15004

Редакция текста от: 14.12.2016 23:33:45

"СИМОН МОСКОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google