Исидор Странноприимец, Бесхитростный, Александрийский (греч. ᾿Ισίδωρος ὁ Ξενοδόχος, ὁ μωρός; ок. 319 - ок. 403), пресвитер, пустынник, преподобный
Память 10 мая (Греч.)
Ученик святого Антония Великого и соратник святого Макария. Основным источником сведений о нём являются "Лавсаик" и "Диалог с Феодором, римским диаконом, о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского", написанные Палладием, епископом Еленопольским. Последний познакомился с Исидором, управлявшим странноприимным домом, в 388 году в Александрии. Исидор происходил из богатого семейства, но раздал всё свое имущество бедным, препоручил сестёр Христу, после чего удалился в Нитрийскую пустыню, где прожил много лет, ведя отшельнический образ жизни. Спустя несколько лет Палладий посетил в Нитрии келлию, где ранее подвизался Исидор.
По свидетельству Палладия, Исидор Странноприимец отличался кротостью, человеколюбием, хорошо знал Священное Писание и церковные догматы. Несмотря на тучность, преподобный был крайне воздержан в пище. Палладий видел, как Исидор плакал во время общей трапезы и, спросив его о причине слёз, услыхал в ответ, что тот стыдится вкушать обычную пищу после того, как ему в видении была показана нетленная снедь, которой насыщаются души в раю [1].
Кроме монашеских аскетических подвигов, святой Исидор известен своей активной церковно-дипломатической деятельностью.
В 341 году он сопровождал в Рим святителя Афанасия I Великого, рукоположившего его в сан пресвитера. Эта поездка относится ко времени второго изгнания Афанасия, длившегося до 346 года. Видимо, вместе с ним Исидор возвратился в Египет. В "Лавсаике" говорится, что вторично Исидор побывал в Риме в 384 году вместе с епископом Димитрием. Как уточняет Сократ Схоластик, он был послан Александрийским архиепископом Феофилом I для примирения папы Дамаса I со святителем Флавианом I, архиепископом Антиохийским [2]. Из "Диалога... о житии Иоанна Златоуста" следует, что эта миссия была предпринята после поездки Исидора в Антиохию, откуда он вернулся с Акакием Беройским и привёз общительные грамоты архиепископу Феофилу от архиепископа Флавиана. Общение Александрийской и Антиохийской кафедр было нарушено в 362 году, когда святитель Афанасий Великий признал законным епископом Павлина, а не Мелетия (Антиохийская схизма). Преемники Афанасия Великого Петр II и Тимофей I также поддерживали Павлина и его преемника Евагрия, а не Мелетия и его преемника Флавиана. Раскол был преодолён только со вступлением на Александрийскую кафедру Феофила. Аналогичную с Александрийской Церковью позицию в отношении Антиохийской схизмы до 384 года занимала и Римская кафедра.
Таким образом, в 384 году Исидор Странноприимец выступил в роли посредника между этими кафедрами в преодолении схизмы с Антиохией. Сократ Схоластик упоминает ещё об одном конфиденциальном поручении архиепископа Феофила. В 387-388 годах, во время войны императора Феодосия I Великого с узурпатором Магном Максимом, архиепископ Феофил отправил Исидора в Рим, чтобы, дождавшись исхода происходившей в Северной Италии кампании, тот преподнёс дары и соответствующие письма победителю, рассчитывая заручиться его поддержкой. Поскольку бывший при Исидоре чтец выкрал эти письма, тот спешно вернулся в Александрию [3].
В 394 году Исидор был послан архиепископом Феофилом в Палестину, чтобы примирить блаженного Иеронима Стридонского со святителем Иоанном II, архиепископом Иерусалимским. Исидор Феофилу исповедание веры блаженного Иеронима. Однако впоследствии Исидор подвергся суровой критике со стороны Иеронима как оригенист.
В 397 году архиепископ Феофил предпринял не увенчавшуюся успехом попытку утвердить Исидора Странноприимца на Константинопольской кафедре вместо святителя Иоанна Златоуста после смерти епископа Нектария [4].
Когда Феофил начал активную борьбу с оригенизмом, он обвинил Исидора в утайке якобы 1 тысячи золотых монет и в содомском грехе. С помощью лжесвидетелей он осудил святого и наложил на него отлучение. Тот был вынужден бежать к нитрийским монахам. Скрываясь от гонений со стороны Феофила, он вместе с "долгими братьями" через Палестину отправился в Константинополь к Иоанну Златоусту [5], где и умер спустя некоторое время. Палладий утверждал, что в момент их встречи преподобному Исидору было около 70 лет, а скончался он по прошествии еще 15 лет, т. е. около 403 года.
Краткое Житие преподобного Исидора Странноприимца, составленное на основании "Лавсаика", помещено в некоторых византийских Синаксарях [6] под 21 декабря, но она не утвердилась в календарях Православных Церквей, вероятно из-за его конфликта с архиепикопом Феофилом Александрийским. На Западе память святого была включена в Мартиролог Адона Вьеннского под 15 января и оттуда была перенесена в Римский Мартиролог Цезарем Баронием. Отмечена эта память и в "Полном месяцеслове Востока" архиепископа Сергия (Спасского) в т. 2, Приложении 2 "Восточные святые, не находящиеся в месяцесловах греко-русской церкви" [7]. Среди современных месяцесловов память преподобного под именем Исидора Бесхитростного (тождество проистекает из приведённого краткого жития) отмечена под 10 мая в "Синаксаре" епископа Фанарийского Агафангела [8].
Использованные материалы
- Ὁ Ὅσιος Ἰσίδωρος ὁ μωρός // Греческий сайт ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος:
- Ф. М. Панфилов, Д. В. Зайцев. "Исидор Странноприимец" // Православная энциклопедия, т. 27, с. 238-239:
[1] Лавсаик, § 1.
[2] Socr. Schol. Hist. eccl. V 15.
[3] Socr. Schol. Hist. eccl. VI 2.
[4] Sozom. Hist. eccl. VIII 2; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 2, 5.
[5] Socr. Schol. Hist. eccl. VI 9.
[6] Например, в Paris. gr. 1621, XIII в.
[7] Архиепископ Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой Восток - https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatsesl...4_7.
[8] Ὁ Ὅσιος Ἰσίδωρος ὁ μωρός - http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3091/sxsaintinfo.aspx