Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЗМАИЛЬСКИЙ ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Монастырь во имя сщмч. Ферапонта Сардийского при Дунае (не действ.)

Располагался в низовьях Дуная, между озерами Картала и Кугурлуй на стрелке Сатуновского мыса, в 30 км от Измаила, в 6 км от болгарского поселения Сатуново (ныне село Новосельское (Сатул-Ноу) Ренинского района Одесской области).

Первоначально существовал как одноэтажный каменный храм, построенный во имя священномученика Ферапонта Сардийского, на месте переправы русских войск 27 мая 1828 года на правый берег Дуная для овладения турецкой крепостью Исакча (ныне город в Северной Добрудже, в Румынии).

Согласно преданию, 27 мая 1828 года, во время переправы через Дунай русская армия подвергалась артиллерийскому обстрелу Хасана Али Паши. Вблизи императора Николая I и его свиты упало неприятельское ядро, не причинив никому вреда. Снаряд не взорвался. Несмотря на жестокий огонь, к вечеру того же дня русские войска достигли правого берега Дуная, и когда передовые турецкие окопы были взяты, то из остальных неприятель бежал. 30 мая сдалась крепость Исакча и русская армия продолжила свой путь на Балканы.

В благодарность Богу за спасение и в память о переходе русских войск через Дунай император приказал построить на месте императорского шатра церковь. Поскольку указанное событие произошло в день, когда Церковь празднует память священномученика Ферапонта, было принято решение о том, чтобы новый храм носил его имя.

В конце марта 1831 года измаильскому градоначальнику генерал-лейтенанту С.А. Тучкову стало известно "О Высочайшем Его Императорского Величества повелении построить церковь на берегу реки Дунай близ Сатунова, на том месте, где Его Величество изволил находиться при переправе войск" . Подробности были изложены в письме за подписью Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова.

Инженерный департамент Военного Министерства возложил постройку церкви на командира Дунайского инженерного округа инженера генерал-майора А.А. Лехнера с тем, чтобы здание церкви было сооружено в течение трёх лет. Строителем церкви был назначен инженер штабс-капитан по фамилии Чеснок. Храм начали возводить при начале плотины, посреди низменного пространства, покрытого "большей частью камышами и в некоторых местах водою". Расходы на его сооружение были отнесены "на собственное иждивение государя императора Николая I".

Под престолом церкви следовало заложить бронзовую памятную доску с надписями, медалями и монетами, присланными для этого из Инженерного департамента. Согласно предписанию: "для заложения этой доски, медалей и монет изготовить из крепкого камня самого твёрдого свойства параллелепипед, в котором должно быть высечено место для помещения самой доски и особо выдолбленные гнёзда для медалей и монет".

22 октября 1834 года была составлена сдаточная опись храма. В кратком описании значилось:

"Церковь длиною и шириною 10-и саженей [21,3 м]. Высотою от цоколя до крыши фонаря десяти сажень и десяти вершков [21,7 м]. Фундамент и цоколь оной церкви из бутового камня. Стены, своды и арки - из кирпича, а карнизы - из штучного пиленого камня на извести. Железная крыша крашеная масляными красками. На крыше фонаря - крест и шар позолочены, первый червонным золотом, а второй - сусальным золотом. Вся церковь оштукатурена и украшена где следовало лепною работою".

Церковь святого Ферапонта была сдана Измаильскому градоначальству "без утвари и прочих принадлежностей богослужения, так как приготовление оных [было] возложено на Кабинет Его Императорского Величества".

При храме были определены несколько инвалидов для прислуги, а при карауле назначены из внутренней стражи унтер-офицер и шестеро рядовых. Эти нижние чины также нуждались в самом необходимом, в том числе в доставке продовольствия из измаильского магазина. Для них выделялась на несколько месяцев одноконная подвода для доставки провианта без прогонов.

В апреле 1835 года при церкви ещё не было священника и причетников, помещения для жительства, кроме как для малого военного караула. Поэтому изготовленные церковную утварь и вещи для богослужения препроводили сначала к коменданту Измаильской крепости, чтобы он до построения при храме святого Ферапонта домов отдал их под сохранение в крепостную церковь, при которой имелся военный караул.

Измаильский градоначальник стремился обустроить церковь в качестве приходской и по этому поводу в сентябре 1835 года обращался в Кишинёвскую епархию к архиепископу Димитрию (Сулиме). В ответном письме сообщалось, что болгарская колония Сатунова отстоит от новосооруженной церкви более чем на пять вёрст и имеет собственную церковь. Переселение же из Сатунова колонистов было бы сопряжено не только с убытком для казны, но и с расстройством колонии. Новую колонию поселять при церкви невозможно "по причине невеликого количества земли при Сатуновской колонии. Названную церковь устроить как приходскою невозможно".

В марте 1836 года ренийский полицмейстер Полозов ходатайствовал перед Бессарабским военным губернатором П.И. Фёдоровым об устройстве помещений для священнослужителей и их содержании. Он предлагал наделить храм на ближайшем к нему расстоянии удобной для хлебопашества землёй, взяв её из участков колоний Сатунова и Картала. "Сверх того до обзаведения и устройства священнослужителей с причетниками, производить им в течение трёх лет на содержание жалование деньгами по тем окладам, какие присвоены сему званию в полках". Для содержания притча была выделена земля, построен от казны дом для священника и других церковнослужителей и сверх этого назначены от казны жалования.

Алтарь, иконы и другие предметы культа были привезены из Санкт-Петербурга.

В 1837 году храм был освящен. Церковь находилась на "исключительном положении", "под непосредственным ведением правительства" [1].

В 1857 году часть территории Южной Бессарабии по положениям Парижского мирного договора 1856 года была возвращена Молдавскому княжеству. Храм оказался за пределами Российской империи.

После переговоров российского министерства иностранных дел с молдавским правительством "по вопросам, касающимся церковных дел отходящей части Бессарабии", каймакам Молдавии в официальной ноте русскому агенту сообщил о "готовности молдавского правительства действовать по означенному делу согласно с видами русского правительства". В этой ноте от 18 ноября 1856 года, относительно Ферапонтовской церкви в 3 пункте сказано:

"Правительство молдавское, не встречая никакого препятствия к тому, чтобы она [Ферапонтовская церковь] продолжала, даже под управлением княжества, пользоваться преимуществами, в незабвенную память августейшего основателя ее, и зависеть от херсонской епископской кафедры, - охотно соглашается с своей стороны (поскольку означенный вопрос подлежит его ведению) на приведение в исполнение предположения по оному высшего духовного начальства Империи" [1].

При церкви был образован монастырский скит, приписанный к Херсонскому архиерейскому дому.

15 декабря 1867 году, ввиду нецелесообразности содержания, скит был упразднен, братия переведена в Херсонскую епархию. Церковь святого Ферапонта была передана в ведение Кишиневской епархии [2].

В конце XIX века скит был восстановлен и причислен к Измаильскому епископскому дому и стал пользоваться государственной поддержкой, получив от государства в разное время 207 десятин земли [3]. До этого времени скит пользовался землей Измаильского епархиального дома, которую он арендовал, а доход от аренды направлялся на нужды жителей слободы.

В 1909 году на территории скита была построена и освящена вторая каменная церковь во имя Покрова Божией Матери.

С 1910 по 1919 год монастырь был причислен к возобновленному Измаильскому Успенскому монастырю [4].

В 1934 году мужской скит был преобразован в женский монастырь.

В 1930-е годы монастырь занимал территорию в 5 га, ему принадлежало 40 га (по другим источникам - около 60) пахотной земли в северо-западной части села, на которой выращивали кукурузу и просо. На этой же земле был разведён фруктовый сад площадью 2 га.

В начале войны в 1941 году монастырь подвергся бомбардировке румынской артиллерией. На башне церкви в монастыре находился наблюдательный пункт Красной Армии. Один из снарядов попал в башню, но не разорвался, частично повреждена башня церкви. До конца войны церковь оставалась неотремонтированной.

21 мая 1947 года Измаильский облисполком принял решение "О сносе разрушенного здания бывшего Ферапонтова монастыря". В том же году обе церкви и колокольня были разобраны, часть икон и церковную утварь из бывшего императорского Кабинета, которую не успели растащить или поломать, вывезли в Ленинград. Почти все монахини и послушницы ушли в румынские монастыри.

На территории бывшего монастыря был создан пункт сбора рыбы, которая хранилась в подвале монастыря.

Из монастырского кирпича построили казарму для пограничной заставы. Ближе к концу 1950-х пограничную заставу ликвидировали. В освободившемся здании казармы был размещён межколхозный Дом отдыха. С начала 1960-х годов на территории монастыря был оборудован пионерский лагерь. Из монастырских строений к тому времени сохранились два погреба и отдельно построенная монашеская келья, которую руководство пионерлагеря использовало под склад.

В настоящее время в старом монастыре находится лесхоз. В последние годы своей жизни, местный краевед Валерий Михайлович Кожокару пытался создать здесь историко-этнографический центр. Без материальной поддержки осуществить этот проект было невозможно.

Монастырь функционировал 110 лет, с 1837 по 1947 год, до наших дней от бывшего монастырского комплекса сохранилось только здание с кельями.

Исторические названия

  • Ферапонтиевский скит (при Дунае)
  • Ферапонтова Дунаевская пустынь

Настоятели и наместники

  • Иоанн Шумлянский (24 апреля 1835 - ?), священник села Сатуново
  • ...
  • сщмч. Парфений (Журавский) (7 апреля 1857 - 20 августа 1858)
  • Арсений (20 августа 1858 - не позднее 1867), архимандрит, переведен наместником в Григорие-Бизюков монастырь [6]
  • Иоанн Лимонтов (нач. 1868 - ?), священник [7]
  • Иларион Длужицкий (? - 18 января 1888), священник [8]
  • Андроник (18 января 1888 - ?), иеромонах [9]
  • Феодосий (Урсу) (1903 - 21 июля 1909), в сане игумена перемещен на должность настоятеля Успенского Цыганештского скита [10]
    • Зотик (? - 24 февраля 1907), иеромонах, эконом Измаильского епископского дома, перемещен в число братии Цыганештскаго скита [11]
  • Арсений (Бельческу) (упом. 1922)
  • Нина (Булгар) (1934 - ранее 1947)

Литература

  • Логиновский А., прот. О поездке в Крым и последних днях жизни, синодального члена, Преосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Херсонского и Таврического // Прибавление к Херсонским ЕВ. 1862. №2 (15 января), с. 82, 98, 104:
  • Visarion Puiu, arhim. Monastirile din Basarabia descrierea manastirilor din Basarabia. Chişinău.1919.
  • Adauge, M. Schitul Terapont. In: Mănăstiri și schituri din Republica Moldova. Chișinău, 2013, pp. 678-680.
  • Vizitând mănăstiri basarabene și bucovinene. Bucureşti, 1937, p. 11 - 13.
  • Цвиркун В. И. Материалы по истории Кишиневской епархии первой половины XIX века. In: Stratum plus. Кишинев. 2001-2006, с. 429-436.

Использованные материалы



[1]  Деятельность архиепископа Иринарха в период управления им Кишиневской епархией (12 ноября 1844 г. - 17 марта 1858 г.) (Продолжение) // Кишиневские ЕВ. 1911. №35 (28 августа). отд. неофиц., с. 1217 - 1219.

[2]  Кроме этой церкви под названием "Ферапонтиевская, что на реке Дунае" в Кишиневских епархиальных ведомостях за 1870-е - 1890-е годы иногда упоминается церковь села Ферапонтиевки Бендерскаго уезда, настоятелем которой с 1868 по 1892 год был священник Мардарий Александрович Тынков. См. "Село Ферапонтиевка, Бендерского уезда" // Кишиневские ЕВ. 1873. №13 (1-15 марта), с. 511-516; Епархиальным начальством награждены скуфьями // Кишиневские ЕВ. 1894. №4 (15 февраля), с. 60, 68.

[3]  См. Шаларь Марин, "Монастыри и монашеская жизнь в Бессарабии (1813-1918)", (диссертация). с. 119: http://www.cnaa.md/files/theses/2021/56908/marin_salari_thesis.pdf

[4]  Определение Св. Синода от 23 февраля - 12 марта 1910 года за № 1493 // Церковные ведомости. 1910. №13 (27 марта), с. 74; Veronlca Boldisor, File din viaţa unei biserici şl a unui mitropolit / Tablou statistic al mănăstirilor de lugări în Basarabia anului 1918 // Bibliopolis 2014, vol. 51, №1, p. 52: https://issuu.com/bibliotecahasdeu/docs/bibliopolis_2014_1_web/53

[5]  Согласно публикации Шишкиной: "Священником этой церкви был определён студент, оканчивающий курс семинарских наук Николай Данилевский", см. Шишкина Р. П., Монастырь Святого Ферапонта. Информационный портал "Курьер". 2013. №29 (20 июля): https://issuu.com/izmail.es/docs/kn29-2013/6; Николай Иванович Данилевский в 1835 окончил Кишиневскую ДС, впоследствии принял монашество с именем Нафанаил, возведен в сан архимандрита, был настоятелем Суручанского и Гербовецкого монастырей. В его биографии отсутствует информация о служении в Феропонтиевском храме. См. Нафанаил (Данилевский) [Некролог] // Кишиневский ЕВ, 1883, №20 (15-31 октября), с. 703-706: https://vivaldi.nlr.ru/ap000017381/view/?#page=13

[6]  Д. Б. К., Кизилташский во имя святителя Стефана Сурожского мужской монастырь // Православная энциклопедия. Т. 33, с. 403-407: https://www.pravenc.ru/text/1684588.html; Краткая историческая записка о Григориевском Бизюкове монастыре Херсонской епархии // Херсонские ЕВ. 1903. №18 (16 сентября), с. 551: https://vivaldi.nlr.ru/ap000035273/view/?#page=23

[7]  Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские ЕВ, 1868, №18 (15 марта), с. 207, 209.

[8]  За смертию исключаются из списков // Кишиневские ЕВ, 1888, №3 (1-15 февраля), с. 93.

[9]  Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские ЕВ, 1888, №3 (1-15 февраля), с. 91, 93.

[10]  Определение Св. Синода от 21 июля - 3 августа 1909 года за № 5954 // Церковные ведомости. 1909. №34 (22 августа), с. 328.

[11]  Распоряжения епархиального начальства // Кишиневские ЕВ. 1907. №10 (11 марта), с. 62.

Редакция текста от: 18.09.2022 11:04:21

"ИЗМАИЛЬСКИЙ ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google