Максимиан (лат. Maximianus; V в.), епископ Багайский, исповедник, святитель
Память 3 октября (Афр.)
Сведения о Максимиане сохранились главным образом в сочинениях блж. Августина. Первоначально Максимиан и его брат Касторий были донатистами, но впоследствии присоединились к кафолической Церкви. Максимиан был избран на епископскую кафедру в небольшом г. Багаи, известном как оплот донатистов (пров. Нумидия; ныне Ксар-Багаи, вилайет Хеншела, Алжир). Так, в 347-348 годах местный еп. Донат организовал вооруженное сопротивление имп. легату Макарию, который прибыл в Багаи для преследования донатистов [1]. В Соборе, состоявшемся в Багаи 24 апреля 394 года, приняли участие 310 донатистских епископов, которые попытались положить конец схизме среди донатистов. По-видимому, избрание Максимиана вызвало разногласия среди жителей Багаи: блж. Августин и его друг Алипий, еп. Тагасты, упоминали об "опаснейшем [для Церкви] смущении" (periculosissimum scandalum), но не привели подробностей. В то же время епископы с похвалой отзывались о Максимиане как о достойном служителе Церкви.
На Милевском Соборе 27 августа 402 года было принято решение о смещении Максимиана и избрании нового епископа. По словам Августина и Алипия, Максимиан добровольно отрекся от кафедры, "чтобы устранить опасность для Церкви" (propter ecclesiae uitanda pericula). Епископы предложили возглавить диоцез Багаи его брату Касторию, но тот, по-видимому, отказался [2]. Вопреки своему решению и постановлению Милевского Собора Максимиан сохранил епископскую кафедру.
Вскоре епископ Максимиан подал в светский суд жалобу на донатистов, захвативших базилику в поместье Кальвиан (fundus Caluianensis); решение было вынесено в его пользу. Во время посещения храма на епископа напала толпа донатистов: "Он укрылся под алтарем, но они разломали алтарь над его головой и жестоко избили его кусками дерева [от алтаря], палками и арматурой, так что все вокруг было залито кровью". Донатисты сорвали с епископа одежду и вытащили его из церкви. Во время избиения Максимиана ударили ножом в пах, что вызвало сильное кровотечение. Когда епископа волокли по земле, грязь залепила рану и остановила кровь; это спасло ему жизнь. Оставив епископа полумертвым, донатисты ушли, но вскоре вернулись и отбили его у кафоликов, попытавшихся унести его в безопасное место. По-видимому, во время схватки начался пожар в базилике (впоследствии блж. Августин утверждал, что донатисты подожгли храм и бросили в огонь священные книги [3].
Ночью донатисты сбросили полумертвого епископа Максимиана с башни, но тот упал на кучу нечистот (subter cinere stercoris) и благодаря этому остался жив. "Его случайно обнаружил один бедняк, который зашел в то место, чтобы справить нужду". Узнав Максимиана, этот человек позвал жену и отнес епископа к себе домой "из жалости, а может быть, надеясь на небольшое вознаграждение" и затем передал его кафоликам. По словам блж. Августина, епископ чудом выжил; он оправился от ран, но его тело было покрыто шрамами. Августин впервые описал эти события в соч. "Против грамматика Крескония, сторонника Доната" (405/6 [4]). Около 417 года в письме трибуну Бонифацию блж. Августин смягчил некоторые детали (напр., упоминание о том, что епископа бросили в отхожее место). Возможно, вопреки мнению блж. Августина донатисты стремились не убить епископа, но лишь подвергнуть его побоям и унижению [5].
Кафолические епископы Африки ссылались на происшествие с еп. Максимианом, чтобы добиться от имп. Гонория принятия суровых мер против донатистов. Считая себя членами гонимой "Церкви мучеников", донатисты указывали на деятелей схизмы (напр., еп. Маркула (+ 347), Доната, еп. Багаи, и др.), убитых по приказу светских властей с одобрения кафолических иерархов. Однако к началу V века положение изменилось: донатисты, ранее подвергавшиеся гонениям, при поддержке циркумцеллионов стали прибегать к террору против сторонников кафолической Церкви. Так, в 403 году Криспин, донатистский еп. Каламы, организовал нападение на кафолического еп. Поссидия, друга блж. Августина [6]. По свидетельству Поссидия, однажды сам Августин едва не попал в засаду, устроенную циркумцеллионами [7]. Причиной таких нападений нередко были судебные процессы между кафолическими и донатистскими клириками. Когда Сервус Деи, кафолический еп. г. Тубурсику-Буре (ныне Тебурсук, Тунис), подал в суд на донатистов, отнявших у него храм, он подвергся нападению вместе с одним из пресвитеров; пресвитер погиб, а епископ выжил и отправился в Италию, чтобы дать показания против раскольников. Т. о., происшествие в Багаи было не единственным подобным случаем: по словам блж. Августина, мн. кафолические клирики страдали от агрессии донатистов ([8]).
На Соборе в Карфагене (16 июня 404) было решено ходатайствовать перед имп. Гонорием о защите кафолического духовенства от донатистов и о применении к ним карательных законов против еретиков. Участники Собора послали к имп. двору Эводия, еп. Узалиса, и Теазия, еп. Мемброны (Мемблоны), которые должны были подробно описать насилия, творимые африканскими раскольниками [9]. Тогда же в Италию отправились епископы Максимиан, Сервус Деи и другие епископы, пострадавшие от донатистов. По словам блж. Августина, вид Максимиана, покрытого шрамами, произвел глубокое впечатление на императора, который издал указы против раскольников [10]. Начиная с февраля 405 года были изданы т. н. эдикт о единстве Церкви [11] и несколько дополняющих его декретов. Схизма донатистов была приравнена к ереси; раскольникам было запрещено устраивать собрания, у них следовало конфисковать молитвенные здания, ограничить их гражданские права. Впоследствии император велел африканским должностным лицам карать всех представлявших угрозу кафолической Церкви (ноябрь 408) и разрешил неограниченно применять силу против еретиков (август 410). В то же время шла подготовка к дебатам между кафолическими и донатистскими епископами, которые состоялись в июне 411 года в Карфагене и завершились полным запретом донатизма. На собрании присутствовал Донатиан, донатистский еп. Багаи; о Максимиане в документах не упоминается (вероятно, к этому времени он скончался).
Сведений о почитании еп. Максимиана до XVI века нет. Кард. Цезарь Бароний внес его память в Римский Мартиролог под 3 октября как исповедника, пострадавшего от донатистов, на основании свидетельства Августина [12]. Имя епископа Максимиана упоминается в списке древних африканских святых в докладе епископа Нафанаила (Львова) представителю Архиерейского Синода в Европе и Африке архиепископу Брюссельскому и Западно-Европейскому Иоанну (Максимовичу) о прославляемых и непрославляемых в Русской Церкви древних святых Северной Африки (22 декабря 1953 года) [13]. День памяти в докладе указан также 3 октября.
Литература
- Concilia Africae, A. 345-A. 525 / Ed. C. Munier. Turnhout, 1974. P. 207. (CCSL; 259);
- Aug. Contr. Cresc. III 43 (47);
- idem. Ep. 69; 88. 7; 185. 26-28;
- ActaSS. Oct. T. 2. P. 160-163.
- Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2. Pt. 1. P. 134-135;
- MartRom. Comment. P. 432-433;
- Bertocchi P. Massimiano, vescovo di Ksar Bagai // BiblSS. Vol. 9. Col. 15-16;
- Lancel S. Saint Augustine / Transl. A. Nevill. L., 2002. P. 289-290;
- Gaddis M. There Is No Crime for Those Who Have Christ: Religious Violence in the Christian Roman Empire. Berkeley; Los Ang.; L., 2005. P. 125-126;
- Hermanowicz E. T. Possidius of Calama: A Study of the North African Episcopate in the Age of Augustine. Oxf.; N. Y., 2008. P. 138-142, 149-150;
- Shaw B. D. Sacred Violence: African Christians and Sectarian Hatred in the Age of Augustine. Camb.; N. Y., 2011. P. 165-167, 442-443, 527-529, 535, 551, 708, 790;
- Di Berardino A. Maximian of Bagai // Encyclopedia of Ancient Christianity / Ed. A. Di Berardino. Downers Grove (Ill.), 2014. Vol. 2. P. 743.
Использованные материалы
- А. А. Королёв. "Максимиан" // Православная энциклопедия, т. 43, с. 115-116
[1] Shaw. 2011. P. 165-167
[2] Aug. Ep. 69
[3] Aug. Breviculus collationis cum Donatistis. III 11. 23 // S. Aureli Augustini Scripta contra Donatistas / Ed. M. Petschenig. W.; Lpz., 1910. Pars 3. P. 71-72. (CSEL; 53); ср.: Idem. Contra partem Donati post gesta. XVII 22 // Ibid. P. 121
[4] Idem. Contr. Cresc. III 43 (47)
[5] Hermanowicz. 2008. P. 142
[6] Aug. Contr. Cresc. III 46-47 (50-51)
[7] Possid. Vita Augustini. 12
[8] Aug. Ep. 185. 26
[9] подробнее см.: Shaw. 2011. P. 520-532
[10] Aug. Contr. Cresc. III 43 (47); Idem. Ep. 88. 7; 185. 27-28
[11] CTh. XVI 5. 38
[12] Martyrologium Romanum...: Accesserunt notationes auctore Caesare Baronio Sorano. Venetiis, 1587. P. 447-448
[13] Архиеп. Нафанаил (Львов). "Доклад о почитании африканских святых" - https://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=940