ДАНИИЛ КАТУНАКСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Мон. Даниил Катунакийский. Фотография, 1920-е
Мон. Даниил Катунакийский. Фотография, 1920-е
Даниил (Димитриадис), Катунакский (греч. Δανιήλ ο Κατουνακιώτης; 1846 - 1929), монах, основатель монашеского братства Данилеев на Афоне

Память 7 сентября (Конст.)

В миру Димитриос Димитриадис, родился в 1846 году в Смирне (совр. Измир, Турция), в благочестивой семье оружейника, был младшим ребенком в семье, имел двух братьев и трёх сестер.

С детства отличался незаурядными способностями, блестяще окончил училище в Смирне, т. н. Евангелическую школу. В юношеские годы под духовным руководством двух мирян Димитриадис почти наизусть выучил Добротолюбие. Чтение аскетической литературы пробудило в нем тягу к монашеству. Первым духовником Димитриадиса стал некий святогорец, в то время подвизавшийся на подворье Хиландарского монастыря в Смирне. Когда юноша открыл ему свое желание, прозорливый пастырь предрек, что он будет афонским монахом.

Внезапная смерть отца вынудила юношу заняться торговлей, чтобы помогать матери и сестрам. По прошествии некоторого времени Димитриадис принял окончательное решение оставить мир.

В возрасте 19 лет вместе с другом он тайком покинул дом. Они обошли много монастырей (Мега Спилеон, Кехровунион на острове Тинос и др.). Много лет спустя Димитриадис стал духовником игум. монастыря Кехровунион Феодосии. На острове Парос он встретил прп. Арсения Паросского, который благословил его отправиться на Афон в монастырь вмч. Пантелеимона. Однако из-за неблагоприятного ветра корабль, направлявшийся на Св. Гору, бросил якорь в гавани Смирны. После 9-месячного отсутствия Димитриадис навестил родной дом и испросил у матери благословение на монашество. Известно, что его благочестивая мать скончалась в 1892 году, удостоившись заранее знать день своей кончины.

Мон. Даниил Катунакский
Мон. Даниил Катунакский
Когда Димитриадис прибыл в монастырь вмч. Пантелеимона, в обители было около 250 монахов, русских и греков. Игуменом монастыря с 1832 года был архим. Герасим из Драмы. Юношу приняли в обитель не сразу, а только убедившись в его смирении. Первым его послушанием была забота о 85-летнем старце Савве в исихастской каливе за пределами монастыря; кроме того, Димитриадис трудился у двух монахов-болгар, изготавливавших мешки и корзины. Выполняя хозяйственные работы, он терпеливо переносил вразумления старца и братии.

Удостоверившись в благочестии и безупречном поведении послушника, игумен вскоре постриг его в монахи с именем Даниил.

В монастыре о. Даниил вычитывал престарелому архим. Герасиму вседневное последование, вязал шерстяные чулки и носки для братии, а позже занимался иконописью. Видя образованность о. Даниила, его вскоре сделали секретарем монастыря. Когда в обители начались распри между греческим и русскими монахами (т. н. греко-русский пантелеимоновский процесс), Даниил отстаивал интересы греков. В 1875 году вместе с тремя монахами он был послан к Константинопольскому патриарху Иоакиму II. Патриарх принял сторону русских, а мон. Даниил после многочисленных протестов против позиции патриарха был наказан изгнанием из монастыря вмч. Пантелеимона и запретом некоторое время жить на Св. Горе.

Он отправился в Фессалонику, где был радушно принят митр. Иоакимом (Деведзисом), который направил его в монастырь вмц. Анастасии у с. Василика. С прибытием о. Даниила началось духовное возрождение этой обители. Под его влиянием братией монастыря был принят богослужебный Устав Св. Горы.

Через два месяца о. Даниил вернулся на Афон и решил найти себе для безмолвия уединенную каливу. Придя в Ватопедский монастырь, он два месяца провел в монастырской больнице после приступа нефрита, болезни, мучившей его на протяжении десяти лет. В праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы (31 августа) он чудесным образом выздоровел. Он намеревался покинуть обитель, но братия просила его остаться. Получив благословение духовника о. Нифонта, мон. Даниил остался в Ватопеде, выполнял обязанности архондаря (заботился о питании и размещении гостей обители).

Позже был направлен в Смирну для благоустройства подворья Ватопедского монастыря, где провел девять месяцев. Все это время люди приходили к нему за духовной поддержкой и советом. Митр. Смирнский Мелетий хотел возвести о. Даниила в сан викарного епископа, но тот счел себя недостойным этого сана.

По возвращении о. Даниила в Ватопед ему была предложена должность эпитропа (советника) Св. Горы, однако и от нее он решительно отказался, намереваясь возобновить подвиг безмолвия. Прожив пять лет в Ватопеде (1875-1880), он переселился в приобретенную им небольшую исихастскую каливу в Катунакиях.

Прп. Даниил Катунакский
Прп. Даниил Катунакский
Это место было пустынным и безводным. Первые 3,5 года он провел в полном одиночестве, трудах и лишениях. Слава о нем как об опытном духовном наставнике, преуспевшем в посте и молитве, постепенно распространилась по Афону. К нему стали приезжать паломники со всей Греции. С 1883 года вокруг подвижника начали собираться монахи, и постепенно сложилось братство Данилеев. Старец обучал духовных чад иконописному мастерству, создал Дом иконописи, где до сих пор хранятся иконы, написанные его рукой. С умножением насельников возникла необходимость в расширении и благоустройстве каливы. Однако из-за противодействия Великой Лавры строительство затянулось. Наконец в 1904-1905 годах было построено новое, двухэтажное крыло с кельями, архондариком (гостиницей), иконописной мастерской и храмом в честь преподобных отцов, на Афоне просиявших. Бо́льшую часть средств для строительства храма предоставил иером. Кодрат из монастыря Каракал. Посильную помощь также оказывал свт. Нектарий Эгинский, митр. Пентапольский, с которым о. Даниила связывала духовная дружба. В 1928 году, незадолго до смерти старца, монахи провели воду из Большого скита св. Анны, что значительно облегчило их сельскохозяйственные труды.

В сентябре 1929 года о. Даниил простудился. Предчувствуя скорую кончину, он попросил причастить его и произнес пророчество о своей каливе: "И распространится калива сия, и будет у вас два священника, и множество монахов приидет…"

Скончался 8 сентября 1929 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, после Божественной литургии и таинства Соборования, на 83-м году жизни.

В Катунакийской пустыни прп. Даниил провел более 48 лет. Он снискал дар духовного рассуждения, прекрасно знал святоотеческое наследие и обладал огромной силой убеждения. Он отвратил братию Лонговардского монастыря (на острове Парос) от распространившейся ереси богослова А. Макракиса, уберег от прелести и различных заблуждений мн. мирян и монахов. Даниил Катунакский имел дар утешения в скорбях. Его советов искали многие знаменитые современники. Свт. Нектарий Эгинский поддерживал с ним переписку и просил наставлений для насельниц женского монастыря на острове Эгина. Письменные советы получали о. Филофей (Зервакос) и другие монахи Лонговардской обители. Духовными чадами Даниила Катунакского были писатель А. Мораитидис, архим. Георгий (Папагеоргиадис), будущий митр. Неврокопский. По просьбе последнего прп. Даниил написал сочинение "О том, обитаемы ли звезды".

Даниил Катунакский был причислен к лику святых 8 марта 2020 года решением Священного Синода Константинопольской Православной Церкви. День его памяти определен 7/20 сентября, накануне для его блаженной кончины, совпавшего с праздником Рождества Пресвятой Богородицы.

Сочинения

Сохранилось около 200 писем Даниила Катунакского духовно-нравственного содержания к игум. монастыря Кехровунион Феодосии. Кроме писем сохранилось более 70 сочинений старца. Обширное литературное наследие Даниила Катунакского свидетельствует о нем как о выдающемся православном богослове и аскете. Большая часть его сочинений, включая письма, посвящена полемике с ересями и различными заблуждениями.

Публикации и рукописи:

  • Об отвержении мира (написано в 18 лет и получило одобрение старца Каллиника Исихаста
  • Против Макракиса (1898)
  • О спасении еретиков (1910)
  • Устав общежительного пребывания на основании святых определений Церкви Христовой (1910)
  • Об умной молитве. Письмо старца Даниила Каллистрату (1916)
  • Об отвержении мечтаний. Ответ монаха Даниила Маркиану-монаху (1918)
  • Беседа католического священника с православным (1920)
  • Против социалистов (1920)
  • Изъяснение великого ангельского образа (1924)
  • Наставление желающему восприять великий и ангельский образ монашества (1924)
  • Историческое изучение собеседований в афонском монастыре св. Пантелеимона (1927)
  • История Свято-Пантелеимонова монастыря, именуемого Руссик (1927)
  • Письмо о пощении и о том, надо ли соблюдать пост перед приобщением Святых Таин
  • Послание об уставе монашеского общежития, писанное по настоянию Высокопреосвященнейшего митрополита Пентапольского господина Нектария (Кефала) инокиням его на Эгине
  • ᾿Αγγελικὸς Βίος. Θεσσαλονίκη, 1987 (рус. пер.: Даниил Катунакский. Ангельское житие. М., 2005);
  • Μοναχικὰ ἐντρυφήματα. Θεσσαλονίκη, 1982;
  • Πατρικα Διδαχαί. Θεσσαλονίκη, 1989. Τ. 3;
  • Κατὰ αἱρητικῆς δοξασίας ὑπὸ Μακράκη. Θεσσαλονίκη, 1984;
  • ᾿Εξ ἐρήμου Διατυπώσεις. Θεσσαλονίκη, 1985. Τ. 5.

Литература

  • Μοναχὸς Δανιὴλ τῶν Κατουνακίων ἁγιογράφος // «῞Αγιος Παῦλος» ὁ Ξηροποταμίτης. 1957. Τ. 61. Σ. 26-30; Τ. 62. Σ. 48-54;
  • Doens I. Bibliografhie de la St. Montagne de l'Athos. Athos, 2001. P. 381;
  • Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон. М., 2002. С. 177-264.

Использованные материалы

Редакция текста от: 19.09.2021 08:41:41

"ДАНИИЛ КАТУНАКСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google