Мон. Даниил Катунакийский. Фотография, 1920-е |
Память 7 сентября (Конст.)
В миру Димитриос Димитриадис, родился в 1846 году в Смирне (совр. Измир, Турция), в благочестивой семье оружейника, был младшим ребенком в семье, имел двух братьев и трёх сестер.
С детства отличался незаурядными способностями, блестяще окончил училище в Смирне, т. н. Евангелическую школу. В юношеские годы под духовным руководством двух мирян Димитриадис почти наизусть выучил Добротолюбие. Чтение аскетической литературы пробудило в нем тягу к монашеству. Первым духовником Димитриадиса стал некий святогорец, в то время подвизавшийся на подворье Хиландарского монастыря в Смирне. Когда юноша открыл ему свое желание, прозорливый пастырь предрек, что он будет афонским монахом.
Внезапная смерть отца вынудила юношу заняться торговлей, чтобы помогать матери и сестрам. По прошествии некоторого времени Димитриадис принял окончательное решение оставить мир.
В возрасте 19 лет вместе с другом он тайком покинул дом. Они обошли много монастырей (Мега Спилеон, Кехровунион на острове Тинос и др.). Много лет спустя Димитриадис стал духовником игум. монастыря Кехровунион Феодосии. На острове Парос он встретил прп. Арсения Паросского, который благословил его отправиться на Афон в монастырь вмч. Пантелеимона. Однако из-за неблагоприятного ветра корабль, направлявшийся на Св. Гору, бросил якорь в гавани Смирны. После 9-месячного отсутствия Димитриадис навестил родной дом и испросил у матери благословение на монашество. Известно, что его благочестивая мать скончалась в 1892 году, удостоившись заранее знать день своей кончины.
Мон. Даниил Катунакский |
Удостоверившись в благочестии и безупречном поведении послушника, игумен вскоре постриг его в монахи с именем Даниил.
В монастыре о. Даниил вычитывал престарелому архим. Герасиму вседневное последование, вязал шерстяные чулки и носки для братии, а позже занимался иконописью. Видя образованность о. Даниила, его вскоре сделали секретарем монастыря. Когда в обители начались распри между греческим и русскими монахами (т. н. греко-русский пантелеимоновский процесс), Даниил отстаивал интересы греков. В 1875 году вместе с тремя монахами он был послан к Константинопольскому патриарху Иоакиму II. Патриарх принял сторону русских, а мон. Даниил после многочисленных протестов против позиции патриарха был наказан изгнанием из монастыря вмч. Пантелеимона и запретом некоторое время жить на Св. Горе.
Он отправился в Фессалонику, где был радушно принят митр. Иоакимом (Деведзисом), который направил его в монастырь вмц. Анастасии у с. Василика. С прибытием о. Даниила началось духовное возрождение этой обители. Под его влиянием братией монастыря был принят богослужебный Устав Св. Горы.
Через два месяца о. Даниил вернулся на Афон и решил найти себе для безмолвия уединенную каливу. Придя в Ватопедский монастырь, он два месяца провел в монастырской больнице после приступа нефрита, болезни, мучившей его на протяжении десяти лет. В праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы (31 августа) он чудесным образом выздоровел. Он намеревался покинуть обитель, но братия просила его остаться. Получив благословение духовника о. Нифонта, мон. Даниил остался в Ватопеде, выполнял обязанности архондаря (заботился о питании и размещении гостей обители).
Позже был направлен в Смирну для благоустройства подворья Ватопедского монастыря, где провел девять месяцев. Все это время люди приходили к нему за духовной поддержкой и советом. Митр. Смирнский Мелетий хотел возвести о. Даниила в сан викарного епископа, но тот счел себя недостойным этого сана.
По возвращении о. Даниила в Ватопед ему была предложена должность эпитропа (советника) Св. Горы, однако и от нее он решительно отказался, намереваясь возобновить подвиг безмолвия. Прожив пять лет в Ватопеде (1875-1880), он переселился в приобретенную им небольшую исихастскую каливу в Катунакиях.
Прп. Даниил Катунакский |
В сентябре 1929 года о. Даниил простудился. Предчувствуя скорую кончину, он попросил причастить его и произнес пророчество о своей каливе: "И распространится калива сия, и будет у вас два священника, и множество монахов приидет…"
Скончался 8 сентября 1929 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, после Божественной литургии и таинства Соборования, на 83-м году жизни.
Прп. Даниил Катунакский. Греческая икона |
Даниил Катунакский был причислен к лику святых 8 марта 2020 года решением Священного Синода Константинопольской Православной Церкви. День его памяти определен 7/20 сентября, накануне для его блаженной кончины, совпавшего с праздником Рождества Пресвятой Богородицы.
Сочинения
Сохранилось около 200 писем Даниила Катунакского духовно-нравственного содержания к игум. монастыря Кехровунион Феодосии. Кроме писем сохранилось более 70 сочинений старца. Обширное литературное наследие Даниила Катунакского свидетельствует о нем как о выдающемся православном богослове и аскете. Большая часть его сочинений, включая письма, посвящена полемике с ересями и различными заблуждениями.
Публикации и рукописи:
- Об отвержении мира (написано в 18 лет и получило одобрение старца Каллиника Исихаста
- Против Макракиса (1898)
- О спасении еретиков (1910)
- Устав общежительного пребывания на основании святых определений Церкви Христовой (1910)
- Об умной молитве. Письмо старца Даниила Каллистрату (1916)
- Об отвержении мечтаний. Ответ монаха Даниила Маркиану-монаху (1918)
- Беседа католического священника с православным (1920)
- Против социалистов (1920)
- Изъяснение великого ангельского образа (1924)
- Наставление желающему восприять великий и ангельский образ монашества (1924)
- Историческое изучение собеседований в афонском монастыре св. Пантелеимона (1927)
- История Свято-Пантелеимонова монастыря, именуемого Руссик (1927)
- Письмо о пощении и о том, надо ли соблюдать пост перед приобщением Святых Таин
- Послание об уставе монашеского общежития, писанное по настоянию Высокопреосвященнейшего митрополита Пентапольского господина Нектария (Кефала) инокиням его на Эгине
- ᾿Αγγελικὸς Βίος. Θεσσαλονίκη, 1987 (рус. пер.: Даниил Катунакский. Ангельское житие. М., 2005);
- Μοναχικὰ ἐντρυφήματα. Θεσσαλονίκη, 1982;
- Πατρικα Διδαχαί. Θεσσαλονίκη, 1989. Τ. 3;
- Κατὰ αἱρητικῆς δοξασίας ὑπὸ Μακράκη. Θεσσαλονίκη, 1984;
- ᾿Εξ ἐρήμου Διατυπώσεις. Θεσσαλονίκη, 1985. Τ. 5.
Литература
- Μοναχὸς Δανιὴλ τῶν Κατουνακίων ἁγιογράφος // «῞Αγιος Παῦλος» ὁ Ξηροποταμίτης. 1957. Τ. 61. Σ. 26-30; Τ. 62. Σ. 48-54;
- Doens I. Bibliografhie de la St. Montagne de l'Athos. Athos, 2001. P. 381;
- Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон. М., 2002. С. 177-264.
Использованные материалы
- Н. А. Порхун. "Даниил Катунакийский" // Православная энциклопедия, т. 14, с. 114-116