ПОДМОКЛОВСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Богородицерождественская церковь в Подмоклове.2016 год. Фото с сайта "Храмы России"
Богородицерождественская церковь в Подмоклове.2016 год. Фото с сайта "Храмы России"
Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Подмоклово (Серпуховское благочиние Подольской епархии).

Село известно с 1629 года. Название Подмоклово, иначе - Подмоклое, возможно, появилось из-за многочисленных ключей и ручьёв, бьющих и протекающих в его округе. К началу XVIII века Подмоклово было крупнейшим из подмосковных имений князей Долгоруковых. К старшей ветви этого рода принадлежал владелец Подмоклова и строитель его знаменитой церкви князь Григорий Фёдорович Долгоруков.

Впервые церковь Рождества Богородицы в с. Подмоклом упоминается в 1629 году: деревянной, с приделом во имя святителя Николая, построенной владельцами села кн. Голицыными. Она действовала вплоть до 1754 года. Никольский придел при ней уже не упоминается. После освящения нового храма ветхую деревянную церковь предписывалось разобрать и бревна пустить на топку нового храма и на печение просфор. Впрочем, новый храм был летним, без печи, и еще в 1770 году старую церковь не разобрали. Вероятно, какое-то время она использовалась как зимняя.

1 мая 1714 года Г.Ф. Долгоруков заключает контракт с каменщиками, москвичом Андреем Опуриным и крестьянами с. Красное Костромского уезда Василием Александровым "с товарищи" (всего 22 работника) на строительство церкви в селе Подмоклом. 23 июля было получено разрешение на эту постройку от местоблюстителя патриаршего престола, митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского). Из контракта ясно, что заказчик уже располагал оригинальным проектом храма-ротонды - безусловно, западно-европейского происхождения: контракт требовал "построить церковь по церкюлю круглую по чертежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина". Позднее, в челобитной 1716 года, фон Фикин, первый из специалистов, руководивших строительством, назван "швецким квартермейстером". Вероятно, это был шведский военнопленный, квартирмейстер – т.е. офицер примерно капитанского ранга, отвечавший за снабжение войск и их размещение лагерем либо на постое. Разбивка же и устройство военных лагерей требовали некоторой строительной квалификации, так что в этой должности вполне мог оказаться профессиональный зодчий. Характерно и то, что церковным иерархом, который разрешил постройку храма (видимо, ознакомившись с его проектом) был известный западник митрополит Стефан Яворский.

Осенью 1714 года едва начатое строительство остановилось из-за указа Петра I от 9 октября – по которому, "на несколько лет", под страхом конфискации всего имущества и ссылки, запрещалось каменное строительство по всей стране кроме Санкт-Петербурга. Указ этот имел целью ускорить застройку новой столицы. Во второй половине 1710-х годов царь стал давать особые разрешения на завершение культовых и гражданских каменных построек – при условии, чтобы там до 9 октября 1714 года уже было начато строительство или хотя бы заготовлен материал. Такой порядок был окончательно узаконен петровским указом от 16 января 1721 года. Г.Ф. Долгорукий сумел получить подобное разрешение.

Челобитная 1716 года - от крепостного кн. Г.Ф. Долгорукова Андрея Рыжикова - сообщает, что стены храма, возведённые фон Фикиным в 1714 году, дали "расседины"; новый руководитель строительства "голанской земли иноземец Елизарий Давыдов сын Крафорт" нашёл эти повреждения неопасными, однако постройка вскоре развалилась, а голландец Крафорт оказался самозванцем: "назвался архитектором, а ныне слышно оной заморец был каменщиком". 28 мая 1717 года Г.Ф. Долгоруков заключил контракт с уже известным Андреем Опуриным и с ярославским каменных дел мастером Алексеем Дмитриевым "с товарищи". Оплата их работы была увеличена в сравнении с контрактом 1714 года, но со своей задачей эта артель не справилась – думается, что сказалось отсутствие архитектора-руководителя работ.

По новому контракту, от 5 мая 1718 года, заключённому с артелью москвича Ивана Каландина (37 каменщиков), их работой должен был руководить иностранец Андрей Шульц. Работники обещали в течение строительного сезона выстроить церковное здание из кирпича (заказанного ещё накануне, 29 апреля, московским кирпичникам Мине Игнатьеву и Трофиму Захарову) – и, видимо, выполнили это условие.

27 сентября того же года крестьянину с. Нижнее Мячково Московского уезда Максиму Васильеву была заказана партия белого камня для скульптурного украшения храма.

Наконец, 9 апреля 1720 года московский резчик Иван Афанасьев Зимин с помощниками: Петром Дмитриевым, Дмитрием Васильевым, Иваном Петровым Говором, Кондратием Марковым, Гаврилом Васильевым, Тимофеем Марковым и Григорием Васильевым - подрядились, опять-таки в течение лета, украсить храм резьбою и статуями 12 апостолов и 4 евангелистов – в соответствии с имеющимися рисунками под наблюдением всё того же "архитекта капитана иноземца Андрея Шулца".

Все работы в Подмоклове велись вольнонаёмными русскими мастерами под руководством зодчего-иностранца. В 1714 году это был шведский офицер-квартирмейстер Лоренц фон Фикин; около 1716 – "голанской земли иноземец Елизарий Давыдов сын Крафорт" - самозваный архитектор, но вероятно оказавшийся каменщиком; с 1718 года – "архитектор иноземец капитан Андрей Шульц" - именно он возглавлял реальное строительство и украшение подмокловской церкви. Скорее всего, перечисленные лица были лишь техническими руководителями, контролировавшими исполнение некого исходного проекта.

Белокаменный декор подмокловской церкви был изваян целиком в течение тёплого сезона 1720 года. Во всяком случае, верхней временной границей декорировки храма служит 1722 год, в котором 21 мая, было издано постановление Святейшего Синода "О воспрещении иметь в церквах иконы: резные, вытесанные, изваянные…".

В момент смерти заказчика подмокловского храма (1723 год) здание было уже закончено; его оставалось лишь снабдить дверями и оконницами, иконами и другим церковным убранством - и освятить. Этого несложного завершения церковь прождала более 30 лет. Сергей Григорьевич Долгоруков, унаследовавший с. Подмоклово от отца не проявлял к нему малейшего интереса.

В 1741 году владельцем Подмоклова снова стал князь Долгоруков Николай Сергеевич - внук строителя новой церкви. Но только в августе 1754 года он подал в Синод прошение освятить её, указав при этом, что церковь им отремонтирована и снабжена необходимым убранством. 17 августа 1754 года храм был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы архимандритом Макарием из Серпуховского Высоцкого монастыря, как и старая церковь, стоявшая на сельской площади чуть западнее нынешней; к этому времени пришедшая, видимо, уже в полную ветхость.

3 июля 1785 года епископом Коломенским и Каширским Феодосием (Михайловским) дана храмозданная грамота на строительство колокольни при храме Рождества Богородицы в с. Подмоклове. Это строительство велось крайне медленно, к 1853 году был готов только нижний ярус колокольни, над которым на столбах были вывешены колокола.

В 1853 году епископом Тульским и Белёвским Димитрием (Муретовым) разрешено в с. Подмоклове местным священно- и церковнослужителям, церковному старосте и прихожанам помещикам Васильчиковым достраивать колокольню с предназначением в нижнем её этаже придельного храма во имя Владимирской иконы Богоматери.

В 1861 году храм обнесен каменной оградою с воротами в формах "русского национального стиля".

В 1875 году храм тщанием церковного старосты Серпуховского 1 гильдии купца Тимофея Ивановича Каштанова "сделан тёплым" - при этом, видимо, были заложены арочные проёмы обходной галереи-паперти, кроме алтарной части.

11 мая 1882 года архиепископом Тульским и Белёвским Никандром (Покровским), по прошению церковного старосты с. Подмоклова Т.И. Каштанова, разрешено ему, на собственные средства, окрасить и расписать "картинами священно-историческими" внутренние стены храма. 8 декабря росписи выполнены "«в хорошем-благообразном виде".

С сентября 1893 года по 31 января 1894 года старанием церковного старосты Серпуховского купца Василия Ивановича Каштанова, храм был отремонтирован, а именно вновь позолочен иконостас, поновлены и дополнены изображениями Праздников стенные росписи, устроены два клиросных иконостаса, отремонтированы печи и возобновлена деревянная ограда вокруг церкви.

В 1897 году при храме образовано приходское попечительство во главе с потомственным почётным гражданином Серпуховским купцом В.И. Каштановым.

23 января 1898 года указом Тульской духовной консистории служителям, старосте и прихожанам церкви вменяется разобрать обветшавшую недостроенную колокольню при храме и обратиться к сооружению новой звонницы как к первоочередной задаче.

В 1903 году построена каменная, покрытая железом, звонница фундаментом 2х2 сажени и высотою 6 сажен.

28 января 1932 года постановлением президиума Серпуховского горсовета храм с. Подмоклово закрыт, 2 июня постановлением президиума Московского областного исполнительного комитета Советов утверждается предыдущее постановление, 20 октября постановлением президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов постановление Мособлисполкома от 2 июня 1932 года было отменено, храм с. Подмоклово оставлен в пользовании верующих.

В январе 1934 года по требованию Постоянной комиссии по вопросам культа при президиуме Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов стенная роспись "Страшный суд" из притвора Богородице-Рождественской церкви с. Подмоклово изъята из храма и передана реставрационным мастерским. Ныне она находится в фондах Государственного музея истории религии, в Санкт-Петербурге.

20 марта 1935 года решением Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов церковь взята на государственную охрану как историко-культурный памятник.

1 августа 1936 года отношением Подмокловского сельского совета в президиум Серпуховского районного исполнительного комитета Советов сообщается, что здание местной церкви находится в неудовлетворительном состоянии: разбиты окна, обваливается внутренняя и наружная штукатурка стен; нет охраны – однако "служба бывает регулярно каждое воскресенье и другие религиозные праздники".

В 1937 году храм был закрыт. Актом, составленным 28 ноября 1940 года комиссией во главе с работником Серпуховского музея Петром Николаевичем Соловьёвым, зафиксированы неудовлетворительное состояние церковного здания: протекание крыши, разбитые окна, осыпь штукатурки; самочинная разборка сельсоветом иконостаса, вывоз и выброс им церковной утвари, книг и архивных документов.

В 1970-1980-х годах здание храма, вплоть до балюстрады паперти, заросло кустарником. Церковное здание в подверглось нападению неизвестных вандалов – сбросивших статуи апостолов Андрея и Иакова, евангелистов Иоанна, Марка и Луки с высоты паперти на землю – вследствие чего скульптуры разбиты на куски.

В 1983-1994 годах велись работы по реставрации церкви с. Подмоклова силами треста Мособлреставрация. Арки обходной галереи галереи-паперти вновь открыты. В феврале 1986 года разработан проект использования церковного здания под музей скульптуры: с заменою статуй над папертью копиями и экспонированием самих оригиналов внутри церкви. Одиннадцать уцелевших статуй были сняты с балюстрады - и восстановлены к окончанию работ, с нарушением первоначального их порядка: скульптуры апостолов Филиппа и Фаддея поменяли местами.

В 1988-1995 годах пять повреждённых вандалами статуй, украшавших храм с. Подмоклово, восстановлены во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря: реставраторами Антоняном А.С, Любченко Ю.А., Черемхиным В.А. Ныне они находятся в фондах Серпуховского историко-художественного музея и хранятся в Троицком соборе Серпухова.

В 1993 году храм возвращен верующим. В храме совершаются регулярные богослужения, ведутся восстановительные работы. Существует библиотека, действует благотворительная столовая. Регулярно у стен храма проводятся концерты и фестивали.

На приходе особо почитается Владимирская икона Божией Матери в память об избавлении села от эпидемии холеры в 1848 году.

Архитектура храма

Формы подмокловской церкви ясны и гармоничны; в этом отношении памятник не имеет себе равных среди петровских построек.

Круглый постамент цоколя четырьмя своими ступенями возносит приземистое и собранное восьмидольное тело храма; его завершают плавно круглящийся купол, просторный барабан и ажурный крест. Центральный объём обведён кольцом паперти на 16 столбах. Это ожерелье изящно рифмованных арок, - как и окна восьмерика, как люкарны купола и световые проёмы барабана, – придают постройке особую лёгкость.

Ключевые пункты церковного здания: алтарь на востоке, входы с западной, южной и северной сторон – формально ничем не выделяются; все объёмы равноправны – и пластика здания открыта на все четыре стороны света.

Центральное ядро храма-ротонды, будучи восьмидольным или восьмигранным, в раннехристианский период символизировало вечность, восстановление: сама цифра 8 своим начертанием представляет эмблему бесконечности. Это – символика, вполне согласная с храмовым пространством, посвящаемым или возрождению души человека в Крещении; или подвигу тех, кто положил жизни за веру по образу Христову, «смертию смерть поправ». В Италии в эпоху Возрождения данный архитектурный тип был осмыслен как образ идеального мира, овеянного восемью ветрами и завершённого куполом небесного свода. Но в основе этой образности лежат христианские представления о Новом Иерусалиме – будущем граде святых; о мире, благотворно обновлённом на грядущий - восьмой день его творения, провозвестием которого, таким образом, становится храм.

Если архитектура подмокловского храма представляет собою прямую цитату из итальянской школы, то скульптурные украшения, исполненные резчиками под руководством И. Зимина, весьма своеобычны - и по содержанию, и по исполнению. Сюжетика резьбы и статуй явно продиктована единым замыслом архитектора или заказчика: скульпторы, подчиненные тому же руководителю, что и ранее - строители храма, должны были действовать «против архитектурского… чертежа». Любой мотив внешнего украшения здесь - часть продуманной структуры, исполнен особого символического значения.

Резьба, украшающая стены храма, зримо выражает символику Нового Иерусалима. Верхний, «небесный» ярус здания: фриз и пилястры восьмерика, наличники, постаменты статуй среди балюстрады украшены гирляндами плодов, - образ изобильного, неувядающего райского сада, и, в то же время укреплённого, строго охраняемого града (херувимы над северным и южным входами и над сквозными и ложными окнами восьмерика – по сути своей, обереги: «…и поставил на востоке у сада Едемского херувима… чтобы охранять путь к дереву жизни».

Лишь главные, западные, врата храма свободны от небесного караула. Здесь - единственный доступ к вечной жизни, который открыт для потомков Адама и Евы милостью Божьей - Рождеством Богородицы и, через Неё – земной миссией Иисуса Христа.

Так, в программе рельефной резьбы символика храма, трактуемого, как возвращённый рай, будущий град святых, который есть «скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Откр 21:3), где плодоносит для спасённых народов древо жизни (Откр 22:2) - совмещается с образом Богоматери (храм посвящён Её Рождеству) - как идеального храма, первообиталища Бога в мире «человеков». Равнодействующую между этими двумя темами составляет одно из именований Богородицы - «Умный рай».

Подмокловские скульптуры и резьба исполнены из знаменитого мячковского белого камня. Сёла Верхнее и Нижнее Мячково на берегу р. Москвы, близ Домодедова, издавна славились залежами великолепного строительного известняка. Мячковские месторождения - часть Окско-Цнинского известнякового вала, выходы которого есть и на берегах Оки в районе Подмоклова; из подмокловского камня строились стены серпуховского кремля - но с мячковским известняком ему не сравниться. Мелкопористый белый камень из Мячкова вязок, но податлив резцу (подобно древесине); лёгок, но достаточно прочен; морозостоек. Из мячковского известняка построены знаменитые храмы Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII веков, соборы московского Кремля, им отделаны многие старинные церкви и усадьбы Подмосковья. В начале. XVIII века мячковский камень вывозился за 3 тысячи вёрст от мест его добычи - для украшения Успенского собора в Астрахани. Работы велись прямо на месте строительства (в Подмоклово найдены бракованные блоки известняка).

Порядок расстановки статуй на галерее.
Порядок расстановки статуй на галерее.
Апостолы

Статуи на балюстраде церкви представляют собою пластическое завершение столпов, продолженных постаментами и как бы распускающихся цветками скульптурных форм. Шестнадцатеричная структура плана здания подсказала здесь выбор персонажей: 12 апостолов и 4 евангелистов – классический мотив потолочных росписей византийских и древнерусских храмов.

На галерее подмокловского храма торжествует ренессансное пластическое равенство. Однотипные фигуры образуют единый ряд; святые Иоанн и Матфей изображены дважды - как апостолами, так и евангелистами. При этом их дублированные фигуры располагаются на значительном расстоянии друг от друга – так что нет возможности охватить их в деталях единым взглядом. К тому же, фигуры Иоанна-апостола и Иоанна-евангелиста заметно различаются по виду: согласно общим канонам христианской иконографии, апостол Иоанн изображён юношей; он же, как евангелист – представлен в облике старца.

Несмотря на композиционное и пластическое равноправие фигур на балюстраде, каждая из статуй воспринимается вполне индивидуально. Апостолы, стоящие на западном: обращённом к сельской площади, «парадном» участке балюстрады - наделены атрибутами западно-европейского происхождения: у святого Петра – ключи, у Матфея – кошель (в знак его прежних занятий мытаря), у Иоанна – чаша. Однако основным средством идентификации каждого из персонажей служат не предметы, а надписи. Это – чисто византийская традиция; в восточно-христианском искусстве надпись означает признание Церковью подлинности изображения святого, соответствия его небесному прототипу.

Западный, главный вход на балюстраде выделен фигурами «первоверховных апостолов» Петра и Павла. Св. Петру - предстоятелю верных израильтян, отдано более почётное место справа от входа; Павел - «апостол язычников», оберегает его левую сторону.

Над южным и северным входами поставлены статуи четырёх евангелистов: эти образы в православном искусстве традиционно «ведают сношениями» между земным и сакральным миром: потому евангелистов изображают и на Царских вратах, и на переплёте Евангелия – также имеющем значение дверей Божественного Слова.

Двоим евангелистам из 12 апостолов: Иоанну и Матфею предоставлено привилегированное место в восточной, алтарной зоне (аналогично иерархии фигур евангелистов в византийском и древнерусском искусстве).

Что же касается другой пары благовестников, то очевидно пространственное соотнесение статуй святого Луки - спутника апостола Павла в его странствиях - у северного входа и святого Марка - спутника Петра - у входа южного - с фигурами первоверховных апостолов, помещёнными слева и справа от западного портала.

Расстановка фигур святых на галерее храма с самого начала являлась осмысленной структурою: контракт князя Г.Ф. Долгорукова с артелью И. Зимина специально требует, чтобы все статуи были поставлены в надлежащие места «против архитектуры и абриза и как показано будет архитектом».

К сожалению, первоначальный порядок размещения скульптур сейчас нами утрачен.

По стилю подмокловские скульптуры близки к русской деревянной резьбе XVII-XVIII веков. Объёмы статуй – устойчивы, монолитны; их позы – достаточно традиционны для искусства барокко, однако в них нет и следа присущей этому стилю экзальтации. И по пропорциям, и по образно-пластическим характеристикам статуи представляют единый ансамбль с архитектурою храма: и там, и здесь в основе всего – сдержанное достоинство, наследие эпохи Возрождения.

Совмещение западной и православной традиций в скульптурных изображениях святых и, главное – замечательно гармоничное включение здания храма в окский пейзаж - заставляют признать активную, по сути соавторскую, роль заказчика в данном проекте – особенно в части украшения храма скульптурами. Тонкое понимание принципов ренессансного искусства, которое обнаруживает автор трактата «Архитектура цывильная…», князь Долгоруков - позволяют предположить, что такая роль была вполне по плечу владельцу Подмоклова Григорию Фёдоровичу.

Настоятели

Использованные материалы



[1]  "Указ №2447 от 1 июля 2008 года", официальный сайт Московской епархии, https://mosmit.ru/documents/decrees/2008/07/01/59770//

[2]  "Указ №2448 от 1 июля 2008 года", официальный сайт Московской епархии, https://mosmit.ru/documents/decrees/2008/07/01/59771/

Редакция текста от: 31.10.2021 16:39:52

"ПОДМОКЛОВСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google