Георгий II, патриарх Антиохийский (кон. VII - нач. VIII в.).
Уроженец Севастии. Был иеромонахом в палестинской лавре св. Саввы Освященного, представлял Иерусалимский Патриархат на VI Вселенском Соборе 680-681 годов в Константинополе. Остался в Византии, после смерти Антиохийского патриарха Феофана в 685 или 686 году был избран на его место. Дата его вступления на престол не совсем ясна. Если патриарх Александрийский Евтихий относит это событие к первому году правления халифа Абдальмалика (685/6), то другие источники помещают между Феофаном и Георгием II еще двух патриархов - Фому и Севастиана. Можно с уверенностью утверждать, что Георгий II возглавлял Антиохийскую Церковь в 692 году, о чем свидетельствует его подпись в актах Трулльского (Пято-Шестого) Собора.
Подобно другим Антиохийским патриархам второй половины VII века, Георгий II пребывал в Константинополе, т. к. земли Антиохийского Патриархата были захвачены арабами-мусульманами. После его смерти преемственность патриархов в изгнании прервалась и была восстановлена уже в Антиохии в 742 году. Если принять срок вдовства Антиохийской кафедры 40 лет, указываемый в хронике прп. Феофана Исповедника [1], кончину Георгия II следует отнести к 702 году; Евтихий пишет о 24 годах его патриаршества. По менее вероятной версии, в 695-702 Церковью управлял патр. Александр II.
В конце VII века православную общину Сирии возглавляла светская христианская элита из чиновников, служивших в гос. аппарате Дамасского халифата Омейядов. Наиболее известным ее представителем был Серджун (Сергий) ибн Мансур, которого агиографическая традиция считает отцом прп. Иоанна Дамаскина. Воспользовавшись нормализацией отношений Византии и арабов в середине 680-х годов, когда халиф Абдальмалик, занятый междоусобными войнами в халифате, был жизненно заинтересован в мире на византийской границе, Серджун сумел укрепить позиции православной Церкви в Сирии и при поддержке халифской власти принуждал монофелитов Дамаска и Эмесы принять решения VI Вселенского Собора. Неоднократно Серджуну и другим христианским чиновникам удавалось предотвратить разрушение роскошных церквей, чей мрамор и колонны планировалось использовать при возведении мечетей. В борьбе за влияние на администрацию халифата Серджун соперничал с группировкой яковитских писцов, возглавлявшейся Афанасием бар Гумойе из Эдессы, советником арабского наместника Египта.
На рубеже VII-VIII веков позиции христиан при халифском дворе были поколеблены. Абдальмалик провел ряд реформ, направленных на укрепление арабо-мусульманской государственности: была организована новая перепись земель, вводилось индивидуальное налогообложение, очень болезненно воспринятое христианами, а официальное делопроизводство было переведено на арабский язык. Позднейшие мусульманские авторы изображали эту меру как попытку положить конец засилью в гос. структурах христианских писцов во главе с Серджуном.
Литература
- Eutych. Annales. T. 7. P. 40 // PG. 111. Col. 1118.
- Медников Н. А. Палестина от завоевания ея арабами до крестовых походов по араб. источникам. СПб., 1897. Т. 2 (1). С. 273; 1903. Т. 1. С. 683-686;
- Потулова В. Маронитская церковь в V-IX вв. // СИППО. 1910. С. 32-52;
- Karalevskiy K. Antioche // DHGE. T. 3. Col. 591, 594-596;
- Aubert R. Georges (15) // Ibid. T. 20. Col. 591;
- Большаков О. Г. Византия и Халифат в VII-Х вв. // Византия между Востоком и Западом. СПб., 1999. С. 354-379.
Использованные материалы
- К. А. Панченко. "Георгий II" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 42
[1] Theoph. Chron. P. 416