Георгий Синке́лл (Γεώργιος ὁ Σύγκελλος; + после 811), монах, синкелл Константинопольского патриарха Тарасия (784-806), византийский историк-хронист
Автор "Избранной хронографии" (᾿Εκλογὴ χρονογραφίας) - всемирной хроники - от сотворения мира до конца III в. н.э. (текст обрывается на воцарении имп. Диоклетиана); в предисловии Георгий Синкелл сообщает о намерении довести повествование до 6300 г. мира (808 г. н.э.), однако болезнь помешала этому, и на смертном одре он поручил завершить труд своему другу прп. Феофану Исповеднику, продолжившему хронику до 813 года. Принципы организации материала в "Хронографии" прп. Феофана и его лит. приемы существенно отличаются, что не позволяет видеть в нем простого редактора второй части хроники Георгия Синкелла.
Труд Георгия Синкелла представляет собой грандиозную компиляцию из разнородных сочинений, названия которых, как правило, указываются. Помимо историков обильно цитируются Священного Писание, апокрифы, богословские труды и др. Основными источниками исторической информации являются всемирные хроники Юлия Африкана (III в.), Евсевия Кесарийского (кон. III - нач. IV в.), александрийских монахов Панодора и Аниана (кон. IV - нач. V в.), а также Иосиф Флавий. Многие из источников, которыми пользовался Георгий Синкелл, утрачены, так что приводимые им большие цитаты из них придают его сочинению значительную ценность. Благодаря Георгию Синкеллу известны (видимо, через посредство александрийских хронистов) крупные отрывки из сочинений Манефона и Бероса (III в. до н. э.), из древнейшей христианской хроники Юлия Африкана, а также греч. тексты Книги Еноха и Книги юбилеев (т. н. Тонкое Бытие), "Житие Адама" и др. апокрифы.
Хронологическая концепция Георгия Синкелла базируется на т. н. александрийской эре, изобретенной Анианом Александрийским. Согласно его системе, сотворение мира началось в воскресенье 25 марта 1 г. (5492 г. до Р. Х.) - ровно за 5500 лет до Божественного Воплощения (в ночь с воскресенья 24 марта 5500 г. на понедельник 25 марта 5501 г. мира, 9 г. н. э.); Рождество Христово датировано 25 дек. того же года, Распятие - через 33 года земной жизни Спасителя, в пятницу 23 марта, в пасхальное полнолуние, а Воскресение - 25 марта 5534 г. мира (42 г. н. э.). Три осевых события мировой истории - начало творения, домостроительство Воплощения и спасительное Воскресение, обновившее творение,- приходятся на один и тот же "святой первозданный день 1-го месяца, у евреев 1 нисана, у римлян 25 марта, у египтян 29 фаменот" [1]. Это символическое соответствие, а также ровно 5500 лет от Адама до Христа, мистически указывающие на явление Нового Адама точно в середине шестого тысячелетнего "дня Господня" (по аналогии с созданием Адама в шестой день творения), - важнейшие для Георгия Синкелла доказательства истинности александрийской хронологии. В VII-VIII веках более распространенной хронологической системой в Византии была т. н. византийская эра, отличающаяся от александрийской на 16 лет (1 г. = 5509/08 г. до Р. Х.). Попытка Георгия Синкелла возродить авторитет "истинного счета александрийцев", опираясь на имена и творения сщмч. Ипполита Римского, мон. Аниана и прп. Максима Исповедника, была поддержана Феофаном; однако в IX-X веках византийская эра окончательно вытеснила александрийскую.
Хронологическая канва описания выстроена Георгием Синкеллом по годам в первой части от сотворения мира, во второй - от Божественного Воплощения, с ними соотнесены годы ветхозаветных патриархов, царей и императоров. Георгий Синкелл в отличие от Африкана, Евсевия и "Пасхальной хроники", а также от Феофана не выстраивает четкой системы анналистического типа ("канона"); в результате материал оказывается собранным в блоки, соответствующие отдельным царствованиям; это нарушает строгую хронологическую привязку событий, но дает возможность вставлять в текст пространные богословские и др. цитаты, не разрывая их цельности (чем часто вынужден жертвовать строгий "анналист" Феофан).
В начальных разделах компиляции Георгий Синкелл основывает рассказ в большей степени не на канонической кн. Бытия, а на Книге юбилеев, поскольку там намного подробнее изложены ветхозаветные события. Характерно, что при этом хронист заявляет, что "таким, как мы, несовершенным не следует допытываться и любопытствовать о том, о чем умалчивается в богодухновенном Писании" (возможно, скрытая цитата из прп. Анастасия Синаита [2]), ибо "все, что полезно и дозволено людям, изложено для нас через Духа Святого, и поступающим правильно не следует идти далее божественных определений, дабы вместо малой пользы не навлечь на себя великого вреда". Однако Георгий Синкелл считает необходимым обратиться к неканоническим текстам, "чтобы допытывающиеся не впали в еще более нелепые мнения" [3]. Излагая по апокрифическим книгам историю Адама и Евы в раю, хронист поясняет, что делает это "из любви к науке" (φιλομαθίας χάριν). В повествовании о допотопных временах Георгий Синкелл придерживается восходящей к ветхозаветным апокрифам интерпретации библейских «сынов Божиих» (Быт 6, 1-4) как потомков Сифа, сына Адама, прозванных за свое благочестие "бодрствующими" (ἐγρήγοροι); совращенные диаволом, они в 1000 году мира отступили от своей доблестной жизни "в Эдеме напротив рая" и породили исполинов от "дочерей человеческих", происходивших от других сыновей Адама, коих у него всего насчитывалось 33 [4]. Повествование иллюстрируется цитатой из книги "Имуф" египетского философа Зосима Панополитанского о сношении женщин с демонами, научившими их всяким наукам и искусствам.
Последовательно проводя хронологию Аниана, Георгий Синкелл не во всем разделяет взгляды александрийских хронистов; предметом его особой критики стала попытка Панодора и Аниана согласовать с Библией мифическую хронологию египтянина Манефона и вавилонянина Бероса, пересчитав указанные у них гигантские числа царствования первых царей в лунных месяцах и днях соответственно. При помощи этой процедуры удалось получить, что первые династии воцарились одновременно в Вавилоне и Египте в одном и том же 1059 году мира, за 1183 года до Всемирного потопа, и приписать их основание библейским исполинам. Георгий Синкелл категорически отрицает существование допотопных царств, поскольку о них не упоминается в Библии.
Любопытным примером подхода Георгия Синкелла к разрешению хронологических проблем, имеющихся в Библии, является сюжет с датировкой перехода Авраама и смерти Фарры. Авраам перешел из Харрана в Ханаан в 75 лет после смерти Фарры (Деян 7, 2-4), но Фарра после рождения Авраама и его братьев прожил 205 лет (Быт 11, 26, 32). Георгий Синкелл разрешает противоречие, видя в словах мч. Стефана в Деяниях апостолов указание на духовную, а не на физическую смерть отца Авраама.
В основе изложения истории Израильского царства лежат "Иудейские древности" Иосифа Флавия, вероятно, из-за того, что историческая информация в книгах Священного Писания слишком разбросана и менее полна. В противоположность других византийских хронистам (Иоанну Малале, Георгию Амартолу) Георгий Синкелл не придает значения провиденциалистской исторической концепции о четырёх мировых царствах, основанной на известном пророчестве Даниила; идея о Римской (Византийской) империи как о последнем мировом царстве накануне Второго пришествия в хронике Георгия Синкелла не находит никакого отражения.
Во второй части труда, посвященной Римской империи I-III веков, Георгий Синкелл вместо тематических разделов о тех или иных событиях в разных странах мира вводит несколько более строгую рубрикацию по годам от сотворения мира. Повествование об Иисусе Христе и о начале Римской империи построено на чередовании сведений из трех блоков:
- история Рима в правление Августа и Тиберия (в основном по хронике Евсевия Кесарийского; история Антония и Клеопатры передана по Юлию Африкану);
- история Иудеи и династии Ирода (по трудам Иосифа Флавия и Евсевия);
- новозаветное повествование; наиболее часто Георгий Синкелл пользуется Евангелием от Луки, по которому изложены Благовещение, Рождество, эпизод с проповедью мальчика Иисуса в Иерусалиме, проповедь Иоанна Предтечи, Крещение Христа и убийство Иоанна, Распятие и Воскресение.
Особое внимание уделено распятию и чудесным событиям ("мрак", землетрясения), происшедшим в это время во всем мире. Здесь Георгий Синкелл приводит пространные выписки из трудов Юлия Африкана и Евсевия. Характерно, что Георгий Синкелл не считает Тайную вечерю пасхальной трапезой, называя день Страстей Господних, пятницу 23 марта 5534 г. мира (42 г. н.э.), 14 нисана, в чем якобы каждый может убедиться из пасхалии. В действительности по александрийской пасхалии этот день оказывается 15 нисана; фактически это вынуждает отказаться от традиции, восходящей к Иоанну Богослову и общепринятой в Византии, согласно которой Христос как истинный Агнец Божий пострадал в день заклания пасхальных агнцев и не вкушал пасхи перед распятием (эту традицию отстаивает, в частности, автор «Пасхальной хроники» [5]). Т. о., Георгий Синкелл отказывается признать этот изъян александрийской хронологической системы.
О проповеди апостолов известно из "Церковной истории" Евсевия Кесарийского, в ряде мест изложение дополнено по новозаветным Деяниям и сочинениям Иосифа Флавия.
Финальная часть хроники не завершена. В изложении событий этого времени Георгий Синкелл использует обширные цитаты из "Церковной истории" Евсевия, из творений Юстина Философа, Игесиппа, Иринея Лионского (по Евсевию). Он приводит имена и годы предстоятельства епископов четырёх патриарших кафедр, располагая их в необычном порядке: Рим, Антиохия, Александрия, Иерусалим. Сообщает о церковных писателях, святых. Информация об истории имп. Рима очень скудна и служит лишь фоном для рассказа о распространении христианства.
Несмотря на обширные цитаты из др. произведений, на компилятивный метод работы, часто некритическое восприятие различных мифологических традиций, труд Георгия Синкелла является важнейшим источником по хронологии древних цивилизаций (в т. ч. Египта), наиболее полно раскрывающим знания античного и средневекового общества о мировой истории и содержащим множество уникальных сведений по истории разных стран и эпох. Скептические отзывы об исторической ценности сочинения Георгия Синкелла, свойственные европ. ученым Нового времени, в современной историографии уступают место не только признанию необходимости углубленного изучения его отдельных частей, но и рассмотрению в целом этой грандиозной панорамы мировой истории, созданной в один из ее переломных моментов.
Первая часть "Избранной хронографии" Георгия Синкелла (до Цезаря) сохранилась в двух рукописях XI века [6]. Более популярна была вторая часть (от Цезаря до Диоклетиана), в рукописной традиции примыкающая к "Хронографии" прп. Феофана (ок. 15 рукописей). Латинские отрывки из нее были переведены в IX веке Анастасием Библиотекарем. В греческой традиции выдержки из сочинения Георгия Синкелла, текст которых иногда не совпадает с основной редакцией, встречаются в хрониках Псевдо-Симеона и Георгия Кедрина, а также в компилятивных сборниках Parisin. gr. 1336 (XI в.) и Athen. Bibl. Nat. 2492. Славянский перевод, который В. М. Истрин относит к XI веку и связывает с краткой греческой редакцией хроники в Parisin. gr. 1336 [7], отличают значительные сокращения в библейской части [8]. Согласно исследованию Н. В. Бражниковой, все славянские списки представляют один и тот же текст; незначительные расхождения позволяют выделить два архетипа: к первому восходят Егор. № 863 (основной список) и Соф. № 1474, ко второму - Унд. № 1289 и Егор. № 908. Список Солов. № 829/839 восходит к Соф. № 1474. Перевод выполнен у юж. славян, скорее всего в Болгарии [9].
Труд Георгия Синкелла, продолженный Феофаном, считался византийскими авторами образцом исторического повествования (ср., напр., пролог к хронике Иоанна Скилицы). Однако, подобно другим крупным всемирным хроникам, он оказался сложен для переписывания и маловостребован. Фактически сочинение Георгия Синкелла и Феофана стало последним памятником процветавшего в поздней античности хронографического жанра. Появившиеся после них известные византийские хроники были таковыми лишь по названию, утратив основной признак "летописного" повествования - хронологическую шкалу.
Литература
- Georgii Syncelli Ecloga Chronographica / Ed. A. Mosshammer. Lpz., 1984. (BSGRT);
- The Chronography of Georgios Synkellos: a Byzantine Chronicle of Universal History from the Creation / Transl. by W. Adler, P. Tuffin. Oxf., 2002;
- Gelzer H. Sextus Julius Africanus und die byzant. Chronographie. Lpz., 1880-1898. Hildesheim, 1978r. 2 Bde;
- Истрин В. Н. Очерк истории древнерус. лит-ры домоск. периода (XI-XIII вв.). Пг., 1922. С. 87;
- Laqueur R. Synkellos // Pauly, Wissowa. R. 2. Bd. 4. Sp. 1388-1410;
- Grecu V. Hat Georgios Synkellos weite Reise unternommen? // Bull. Acad. Roum. 1947. T. 28. P. 241-245;
- Huxley G. L. On the Erudition of George the Synkellos // Proc. of the Royal Irish Academy. 1981. Vol. 81. Ser. C. N 6. P. 207-217;
- Творогов О. В. Хроника Георгия Синкелла в Древней Руси // Исследования по древней и новой лит-ре. Л., 1987. С. 215-219;
- он же. Хроника Георгия Синкелла // СККДР. Т. 1. С. 470-471;
- Adler W. Time Immemorial: Archaic History and Its Sources in Christian Chronography from Julius Africanus to George Syncellus. Wash., 1989. P. 132-234;
- Трендафилов Х. Наблюдения върху славянския превод на хрониката на Георги Синкелл // Старобългаристика. 1990. Т. 14. С. 100-110;
- Бражникова Н. В. Из наблюдений над списками слав. перевода Хроники Георгия Синкелла // Лингвистическое источниковедение и история рус. яз. М., 2000. С. 106-118.
Использованные материалы
- П. В. Кузенков, И. Н. Попов. "Георгий Синкелл" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 79-81
[1] Georg. Sync. Chron. P. 1
[2] Anast. Sin. Hodegos. IV 32-36
[3] Georg. P. 3-4
[4] P. 11; ср.: Vita Adam 24. 3 = Apocalypsis Mosis. 5. 1
[5] Chron. pasch. P. 10-16
[6] Parisin. gr. 1764, дефектна; Parisin. gr. 1711, полная, но переписана небрежно
[7] ркп. скопирована Истриным: БАН. Собр. текущих поступлений. № 266
[8] списки XV-XVI вв.: РГБ. Егор. № 863, 908; Унд. № 1289; Соф. № 1474; РНБ. Солов. № 829/839
[9] Бражникова. С. 108