Иосиф (Ксенофонт?; + 1299), псковский священник, священномученик
Память 4 марта (Псков.) и в Соборе Псковских святых
4 марта 1299 года иерей Иосиф был убит рыцарями католического Ливонского ордена при нападении на Псков и его окрестности, когда погибли настоятель и насельники псковского Мирожского монастыря, игумен и иноки псковского Снетогорского монастыря.
Сообщение об этом событии с упоминанием Иосифа содержится в "Сказании о благовернем князи Домонте и о храбрости его" (вторая четверть XIV века) в Строевском списке Псковской третьей летописи (ок. 1560):
5 марта немцы были разбиты дружиной кн. Довмонта, после чего псковичи обрели тела убиенных. "Иосиф поп" указан среди погибших при нападении немцев и в Архивском первом списке Псковской первой летописи (конец XVI века), содержащем ту же редакцию "Сказания о благовернем князи Домонте...", что и Строевский список Псковской третьей летописи.
В списке Пролога первой трети XIV века, вероятно псковского писца Явилы, псковский священник, погибший вместе с прмч. Василием Мирожским, назван Ксенофонтом:
Видеть в Ксенофонте лицо, отличное от летописного Иосифа, оснований нет. Возможно, в раннем Прологе [3] информация об имени убиенного псковского иерея является более точной, чем в редакциях "Сказания о благовернем князи Домонте..." в составе псковских летописей второй половины XVI века.
Имя Иосифа, как и имена преподобномучеников Иоасафа и Василия, отсутствует в перечне Псковских святых в "Описании о российских святых", известном в рукописях XVIII-XIX веков. Канонизация Иосифа совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, празднование которому было установлено в 1987 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Иосиф упоминается в службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 году Ю. Г. Малковым.
Л. А. Творогов полагал, что Иосиф служил в Спасо-Мирожском монастыре, был автором поучения "Поклон и благословение от Есифа к детем моим и братии моеи", составленного не позднее начала XIV века [4]. На основании одной фразы из поучения исследователь делал вывод о том, что Иосиф был знаком с ранней рукописью, содержавшей "Слово о полку Игореве" [5]. Данная точка зрения представляется неверной (имя Иосиф в отношении к убиенному псковскому священнику появляется в текстах второй половины XVI века, в более ранней рукописи Пролога он назван Ксенофонтом).
Сщмч. Иосиф представлен на двух иконах "Собор Псковских святых" из Троицкого собора Псковского кремля - конца XX века и 1982 года. Показан в правой части композиции старцем в схимническом облачении, в правой руке держит крест, левую прижимает к груди. У него окладистая борода, слегка раздвоенная на конце.
Литература
- Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 38, 263;
- Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 1. С. 363-368;
- Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 199.
Использованные материалы
- М. В. Печников, Э. П. И. "Иосиф" // Православная энциклопедия, т. 25, с. 588-589
[1] ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 86
[2] РГАДА. Тип. № 179. Л. 7г; пам. указана под 5 марта
[3] РГАДА. Тип. № 179
[4] опубл.: Никольский Н. К. Материалы для истории древнерус. духовной письменности // СбОРЯС. 1907. Т. 82. № 4. С. 127-140
[5] Творогов Л. А. К лит. деятельности пресвитера Спасо-Мирожского мон-ря Иосифа, предполагаемого заказчика псковской копии "Слова о полку Игореве". Псков, 1946; ср.: Бурыкин А. А. Псков в истории рукописной традиции "Слова о полку Игореве": Факты и гипотезы // Псков в российской и европейской истории: К 1100-летию первого летописного упоминания. М., 2003. Т. 2. С. 279