Святой Аристид философ |
Память 13 сентября (Греч.)
Более чем скудные сведения о нем приводятся у Евсевия Кесарийского [1] и блж. Иеронима [2]. Согласно этим источникам, Аристид был афинским философом и "под прежней одеждой - ученик Христов".
Согласно греческому житию [3], принял мученическую кончину 13 сентября 120 года, был повешен на афинском рынке.
Сочинения
Аристид известен своей апологией в защиту христиан. Время составления апологии и имя императора, которому она была адресована (Адриан или Антонин Пий), не поддаются точному определению (крайние даты - 124 и 143).
Долгое время текст сочинения Аристида считался неизвестным, пока в 1878 году венецианские мхитаристы не опубликовали армянскую рукопись X века с версией первых двух глав апологии. Более или менее полный ее текст в сирийском переводе был открыт в 1889 году в рукописи VII века из монастыря вмц. Екатерины на Синае. На греческом языке сохранились короткие папирусные отрывки, а также конспективное изложение подлинного греческого текста, которое св. Евфимий Мтацминдели включил в "Повесть о Варлааме и Иоасафе", переведенную им с грузинского языка в конце X - начале XI века. Сравнение всех версий между собой позволяет с достаточной надежностью судить о подлинном виде апологии Аристида.
Философское и богословское содержание сочинения Аристида не отличается оригинальностью. Интерес представляет своеобразное деление человечества на четыре рода, в основе которого лежат как национальные, так и религиозные признаки: варвары поклоняются стихиям; эллины почитают антропоморфных богов (внутри политеистов Аристид выделяет египтян как наиболее неразумных из язычников, поклоняющихся зооморфным богам); иудеи, хотя и признают единого Бога, оставили истинное богопочитание (согласно греческой версии, их заблуждение заключается в отвержении Сына Божия), и только христиане обладают подлинным знанием о Боге и отличаются от других праведностью жизни. Стиль и язык Аристида простой, не чуждый дидактики, терминология равномерно распределяется на фоне христианского словаря по всем философским школам, известным в античности, и не выдает пристрастия автора к какому-либо одному направлению.
В историческом плане апология - как самая ранняя из дошедших до нас - имеет большое значение. Апология была известна не только в сирийской и армянской, но и в грузинской литературе, о чем свидетельствует житие Евстафия Мцхетского (VI в.). Благодаря популярности "Повести о Варлааме и Иоасафе" апология Аристида в обработке Евфимия принадлежала к числу самых читаемых текстов в период позднего средневековья. Т. о., по своей культурно-исторической значимости апология выделяется среди всех остальных текстов этого жанра.
Аристиду также приписываются (по всей видимости, ложно) одна древняя проповедь и отрывок из "Послания ко всем философам", дошедшие до настоящего времени на армянском языке.
Почитание
Аристид был включен в число святых Римской Церкви. Память Аристида указывается 31 августа в древнейших западных мартирологах (Римском, Адона и Узуарда). Сведений о древнем почитании его в Восточной Церкви нет, но апологет внесен в современные календари Элладской и Сербской Православных Церквей под 13 сентября. Фреска с изображением св. Аристида создана известным греч. иконописцем Фотием Кондоглу.
Литература
- CPG, N 1062, 1065, 1066;
- S. Aristidis philosophi Atheniensis Sermones duo. Venetiis, 1878 [арм. текст, лат. пер.];
- Pitra. Analecta Sacra. Т. 4. [арм. текст с новым лат. пер. Мартена];
- The Apology of Aristides on Behalf of the Christians from a Syriac Manuscript / Ed. J. R. Harris, with an Appendix by J. A. Robinson. Camb., 1891 [сир. версия];
- Boissonade J. F. Anecdota Graeca. Vol. 4. P., 1832 [греч. текст «Повести о Варлааме и Иоасафе»];
- PG. 96. Col. 860-1246 [то же];
- The Oxyrhynchus Papyri. Part. XV / Ed. by B. P. Grenfell, A. S. Hunt. L., 1922. N 1778. P. 1-6;
- Hagedorn D. Ein neues Fragment zu P. Oxy. XV 1778 (Aristides, Apologie) // ZfPE. 2000. Bd. 131. S. 40-44;
- Milne H. J. M. A New Fragment of the Apology of Aristides // JThSt. 1923/4. Vol. 25. P. 73-77 [Lit. Lond. 223];
- Alpigiano C. L'Apologia di Aristide e la tradizione papiracea // Civiltà classica e cristiana. 1986. T. 7. P. 333-357;
- Geffcken J. Zwei griechische Apologeten. Lpz., 1907;
- Vona C. L'Apologia di Aristide // Lateranum. 1950. Vol. 16;
- Alpigiano C. Aristide di Atene: Apologia. Firenze, 1988. (Biblioteca Patristica; 10);
- Остроумов С. Разбор сведений Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима Стридонского о греч. апологетах христианства II в. М., 1886. С. 22-26 [пер. с нем. арм. версии];
- Эмин Н. О. Переводы и статьи по духовной армянской лит-ре (за 1859-1882 гг.): апокрифы, жития, слова и др. М., 1897. С. 249-255 [пер. арм. версии];
- Покровский А. Философ Аристид и его недавно открытая апология: (Ист.-крит. очерк). Серг. П., 1898;
- Сказание о жизни преподобных и богоносных отцев наших Варлаама и Иоасафа, составленное св. Иоанном Дамаскиным. Серг. П., 1910;
- Памятники византийской литературы IV-IX вв. М., 1968. С. 305-308; ПЛДР. XII в. М., 1980. С. 215-225; СДХА. С. 275-340.
- Кулаковский Ю. Вновь открытая апология христианства II в. // Унив. изв. 1892. № 4. С. 81-98 [с перепечаткой лат. пер. из арм. изд.];
- Harris H. B. The Newly Recovered Apology of Aristides: Its Doctrine and Ethics / With extracts from the transl. by J. R. Harris. L., 18932;
- Гинцбург Д. [Рец. на изд. Дж. Р. Гарриса] // Зап. Вост. отд-ния РАО. 1894. Т. 8, вып. 3-4. С. 379-384;
- Крестников И. Христианский апологет II века, афинский философ Аристид и его новооткрытые сочинения: Опыт ист.-крит. исслед.: Дис. Каз., 1904 [исслед., пер. с нем. арм. версии, пер. с сир. и греч. текст];
- Haase F. Der Adressat der Aristides Apologie // Theol. Quartalschrift. 1917/18. S. 422-429;
- Friedrich Ph. Studien zum Lehrbegriff des frühchristlichen Apologeten Marcianus Aristides aus Athen // ZKTh. 1919. Bd. 43. S. 31-77;
- D'Ales A. L'Apologie d'Aristide et le roman de Barlaam et Josaphat // Revue des questions historiques. 1924. Vol. 100. P. 354-359;
- Wolff R. L. The Apology of Aristides: A Re-examination // HarvTR. 1937. Vol. 30. P. 233-247;
- Hunger W. Die Apologie des Aristides, eine Konversionsschrift // Schol. 1949. Bd. 20/24. S. 390-400;
- Altaner B. Aristides von Athen // RAC. 1950. Bd. 1. S. 652-654;
- ÓCeallaigh G. C. «Marcianus» Aristides, on the Worship of God // HarvTR. 1958. Vol. 51. P. 227-254;
- Alfonsi L. La teologia della storia nell'Apologia di Aristide // Augustinianum. 1976. T. 16. P. 37-40;
- Österle H. J. Textkritische Bemerkungen zur Apologie des Aristides von Athen // ZDMG. 1980. Bd. 130. S. 15-23;
- Лебедева И. Н. Повесть о Варлааме и Иоасафе // СККДР. Вып. 1. С. 349-352 [Библиогр.];
- она же. «Апология Аристида» и ее судьба в средневековых литературах // ΜΟΥΣΕΙΟΝ. СПб., 1997. С. 263-271;
- Guiorgadzé M. L'influence littéraire de l'Apologie d'Aristide sur le Martyre et la Passion d'Eustathe de Mtskheta (VIe siècle) // Les apologistes chrétiens et la culture grecque. P., 1998. P. 413-422. (Théologie historique; 105).
Использованные материалы
- А. Г. Дунаев. "Аристид" // Православная энциклопедия, т. 3, с. 235-236
- Άγιος Αριστείδης // Страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов)
[1] Hist. eccl. IV 3. 3; Chronica // Euseb. Werke. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. B., 18843. S. 199, 416
[2] De vir. illustr. 20 // PL. 23. Col. 639; Ep. 70 ad Magnum // PL. 22. Col. 667
[3] "Ὁ Ἅγιος Ἀριστείδης ὁ Μάρτυρας" // Сайт ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος - - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/637/sxsaintinfo.aspx