Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЗОСИМА РИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Зосима (Зосим; греч. Ζώσιμος; лат. Zosimus; + 418), епископ (папа) Римский (с 18 марта 417)

Вероятно, либо был греком, либо, учитывая еврейское имя отца - Авраам, происходил из семьи обращенных иудеев. При папе Иннокентии I (401-417) был римским пресвитером, сразу после кончины Иннокентия I избран на папский престол (12 марта) и рукоположен (18 марта).

Одним из первых действий Зосимы стало утверждение особых привилегий Арелатского (Арльского) архиеп. Патрокла, который был провозглашен первенствующим епископом Галлии. Патроклу поручалось решение всех церковных дел в регионе (без его рекомендации ни один галльский клирик не мог подать апелляцию в Рим), на рассмотрение папы были оставлены только общецерковные вопросы. В юрисдикцию Арелатской кафедры передавались Вьеннская и обе Нарбонские провинции (митрополии Вьенны (ныне Вьен), Нарбоны (ныне Нарбон), Массилии (ныне Марсель)). В послании к галльским епископам (от 22 марта 417) Зосима обосновал привилегии Арелатской кафедры, сославшись на легенду о проповеди апостола Трофима в Арелате (ныне Арль). Согласно посланию папы Зосимы, Трофим был асийцем, учеником апостола Павла. Апостол Петр направил его проповедовать в Галлию, где апостол Трофим основал первую епископскую кафедру в Арелате [1]. Еп. Прокул Массилийский отказался признать папское постановление, продолжил исполнять митрополичьи обязанности во Второй Нарбонской провинции, выступив с официальным протестом, за что был вызван на суд в Рим, куда, однако, он не явился, и был заочно низложен [2]. Скоропостижная кончина папы Зосимы помешала исполнению приговора. Быстрота, с которой было принято судебное решение по делу еп. Прокула, указывает, вероятно, на присутствие архиеп. Патрокла в Риме во время рукоположения Зосимы. Впоследствии привилегии Арелатской кафедры были отменены преемником Зосимы Вонифатием I.

Папа Зосима предпринял неудачную попытку пересмотреть дело о ереси пелагианства, официально осужденной Иннокентием I (27 января 417). Узнав об осуждении, находившийся в Палестине Пелагий направил папе исповедание веры, к которому приложил сочинение "О свободе воли" (De libero arbitrio). Исповедание было направлено на имя папы Иннокентия, однако получил его уже Зосима. Тем временем сподвижник Пелагия Целестий, проживавший после изгнания из Африки сначала в Эфесе, затем в Константинополе, в конце 417 года явился в Рим с просьбой пересмотреть решение о его осуждении, принятое в 411 году на церковном суде в Карфагене. Для рассмотрения дела Целестия Зосима созвал совещание римского духовенства в базилике св. Климента, где была зачитана апология Целестия, а потом состоялся допрос. Целестий заявил, что полностью принимает все постановления папы Иннокентия, но отвергает как ложные положения Павлина Медиоланского, на основе которых он и был осужден. По решению духовенства Зосима признал веру Целестия православной. Об этом решении он уведомил африканских епископов, упрекнув их за поспешность в осуждении Целестия, чье дело было, по его мнению, рассмотрено без должного внимания. Окончательное решение по делу Целестия откладывалось на два месяца. Папа также высказал недовольство тем, что епископы пров. Африка оказались излишне доверчивы к двум изгнанным из Галлии епископам - Еросу (Эроту) Арелатскому и Лазарю из г. Аквы Секстиевы (близ совр. г. Экс-ан-Прованс, Франция), которые жили в Палестине и, обвинив Пелагия в ереси, потребовали возбудить дело против него. Оба епископа лишились кафедр в 411 году по политическим мотивам, т. к. поддерживали узурпатора Константина III (407-411). Папа относился к ним с неприязнью, вероятно под влиянием архиеп. Патрокла Арелатского, близкого к противнику узурпатора патрикию Констанцию.

Еще до окончания двухмесячного срока по делу Целестия в Риме было получено послание от Иерусалимского архиеп. Правлия, который ходатайствовал о жившем в Палестине Пелагии. Зосима вновь собрал совещание духовенства, где было зачитано посланное покойному папе Иннокентию исповедание веры Пелагия. Единодушно исповедание Пелагия было признано православным. В послании от 21 сентября 417 года папа известил об этом африканских епископов, переслав им также текст исповедания. В этом послании Зосима вновь критически отозвался о действиях Ероса Арелатского и Лазаря, еп. г. Аквы Секстиевы, которые были главными обвинителями Пелагия на Соборе в Диосполе. Папа заявил, что убежден в православии Пелагия не только в том, что касается учения о Троице и христологии, но также в том, что касается вопросов о грехе, благодати и свободе воли. При этом он фактически отказался от более подробного рассмотрения богословской системы Пелагия и никак не учел антипелагианских творений блж. Августина. Зосима особо отметил преданность, с которой Пелагий в поисках справедливости обратился к суду Римского епископа.

К весне 418 года мнение папы об учении и о личности Пелагия и Целестия изменилось в сторону безоговорочного осуждения. Причины этого не вполне ясны. Вероятно, поздней осенью 417 года Собор епископов Африки выразил протест против оправдания еретиков. Африканские епископы обладали влиянием при дворе римского императора Гонория (через его сестру Галлу Плацидию и ее мужа патрикия Констанция), которое они могли использовать с целью изменения позиции папы. Свою роль могло сыграть также нескромное поведение Пелагия и особенно Целестия. В послании Аврелию, еп. Карфагенскому, от 21 марта 418 года Зосима после рассуждений об авторитете Римского престола упомянул о своей излишней доверчивости к Целестию и заявил, что осуждение папы Иннокентия остается в силе.

Вопрос о пелагианстве привлек внимание императорского двора в Равенне. 30 апреля 418 года имп. Гонорий издал рескрипт на имя префекта претория Италии о немедленном смещении с кафедр сторонников Пелагия. 1 мая 418 года в Карфагене открылся Собор африканских епископов, которые в форме анафематизмов определили православное учение о благодати и первородном грехе. Тогда же (весной 418) Зосима официально заявил об осуждении пелагианства. Летом папа издал окружное послание "Epistula Tractoria" [3], адресованное всем Церквам Запада и Востока. В нем кратко излагалась история пелагианской ереси, разбирались основные положения учения и утверждалось православное учение о благодати и первородном грехе. "Epistula Tractoria" вызвала протест ряда италийских епископов во главе с Юлианом Экланским, которые сочувствовали Пелагию. Отвергнув решение папы, они собрали Собор 18 епископов в Аквилее и выработали собственное исповедание веры, в котором православное учение о первородном грехе было объявлено манихейским. После смещения с кафедр епископы, участвовавшие в Аквилейском Соборе, укрывались на Востоке до их осуждения III Вселенским Собором (431).

Другим поводом для столкновения папы Зосимы с епископами Африки стали дела по апелляциям, когда открыто проявилось стремление Римского епископа установить контроль над Церковью в Африке. Папа принял апелляцию от некоего епископа из пров. Бизацена, обвиненного в оставлении пастырских обязанностей [4]. Вскоре возник конфликт из-за пресв. Апиария из г. Сикка Венерия (ныне г. Эль-Кеф, Тунис), отлученного епископом Урбаном за дерзость. Апиарий подал апелляцию в Рим, и Зосима признал его осуждение незаконным. Папа направил в Африку легатом Фавстина, еп. г. Потенция (близ совр. г. Потенца, Италия), и двух римских пресвитеров с поручением восстановить Апиария в правах. В сопроводительном послании он обосновал принятое решение, сославшись на каноны I Вселенского Собора (в действительности Сардикийского Собора). Епископы Африки отвергли папское суждение, отложив рассмотрение дела Апиария до созыва Собора в Карфагене.

В Liber Pontificalis папе Зосиме приписывается постановление о ношении диаконом паллия на левом плече во время богослужения. Папа разрешил освящать воск в приходских церквах, а также запретил клирикам прилюдно употреблять вино.

Скончался 26 декабря 418 года, похоронен в базилике св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура) на Тибуртинской дороге.

В последние месяцы понтификата Зосимы среди римского клира сложилась оппозиционная партия, которая вела против него интриги при императорском дворе в Равенне. После смерти Зосимы началась схизма, длившаяся около шести месяцев, когда на папский престол были одновременно избраны Евлалий, бывший диакон Зосима, и пресвитер Вонифатий.

Память папы Зосимы под 26 декабря значится в Мартирологе Адона Вьеннского (вторая половина IX в.), откуда она перешла в Римский мартиролог кард. Цезаря Барония (XVI в.). Почитание Зосимы не получило широкого распространения.

Литература

  • Zosimus. Epistolae et decreta // PL. 20. Col. 639-702;
  • Socr. Schol. Hist. eccl. VII 11; LP. T. 1. P. 225-226;
  • Ado Viennensis. Martyrologium // PL. 123. Col. 204;
  • MartRom. Comment. P. 602.
  • Amann É. Zosime // DTC. T. 15. Col. 3708-3716;
  • Gaspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 344-360;
  • Plinval G., de. Pélage, ses écrits, sa vie et sa réforme. Lausanne, 1943. P. 311-328;
  • Floeri F. Le pape Zosime et la doctrine augustinienne du péché originel // Augustinus Magister. P., 1954. Vol. 2. P. 755-761;
  • Griffe É. La Gaule chrétienne. P., 1957. Vol. 2. P. 114-119;
  • Prete S. Pelagio e il Pelagianismo. Brescia, 1961;
  • Seppelt F. X. Storia dei Papi. R., 1962. Vol. 1. P. 95-101, 106-117;
  • Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 206-207.

Использованные материалы



[1]  Zosimus. Ep. 1

[2]  Zosimus. Epp. 6-7, 10-11

[3]  сохр. в отрывках - PL. 51. Col. 271 sqq.

[4]  Zosimus. Ep. 16

Редакция текста от: 11.07.2020 12:04:19

"ЗОСИМА РИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google