Блгв. кнг. Ксения Юрьевна Тверская. Икона. 2012 г. Мастер Н. Колтова. (частное собрание) |
Память 24 января и в Соборе Тверских святых
Большинство историков, начиная с Н. М. Карамзина [1], считают Ксению Юрьевну дочерью новгородского боярина, основываясь на летописном сообщении о женитьбе в начале 1265 года в Новгороде посаженного новгородцами на княжеский стол Владимирского вел. кн. Ярослава Ярославича: "...поя за ся Юрьеву дщерь Михайловичя" [2]. Согласно позднейшей "Повести о тверском Отроче монастыре" (вторая половина XVII века), Ксения Юрьевна была дочерью пономаря из с. Едимонова под Тверью. Брак с Ксенией Юрьевной был вторым для Ярослава Ярославича (имя 1-й жены, погибшей при взятии Переяславля Залесского монголами в 1252, неизв.).
Ксения Юрьевна покинула родной город, видимо в 1268 году, когда кн. Ярослав уехал из Новгорода, оставив там наместника, во Владимир. К тому времени в браке с кн. Ярославом Ксения Юрьевна родила двух дочерей. В конце 1271 года на обратном пути из Орды Ярослав умер, его тело привезли в Тверь. Ксения Юрьевна и первый Тверской еп. Симеон похоронили князя в ц. святых Космы и Дамиана. Зимой 1271/72 года Ксения Юрьевна родила в Твери сына Михаила (в одном из поздних списков Похвального слова блгв. кн. Михаилу Ярославичу стоит дата его рождения - 1 ноября [3]). Согласно пространной редакции Жития блгв. кн. Михаила Тверского (составлена ок. 1319-1320 игуменом тверского Отроча монастыря Александром), Ксения Юрьевна принимала активное участие в воспитании сына: "Роди же ся от блаженыя воистину от преподобныа матери великие княини Оксиньи, егоже святаа та премудрая мати воспита в страсе Господни и научи святым книгам и всякой премудрости" [4]. После кончины Ярослава Ярославича тверским князем стал Святослав Ярославич (1271-1282/85), пасынок Ксении Юрьевны. В 1282 году Ксения Юрьевна выдала старшую дочь замуж за холмского и галицкого княжича Юрия Львовича, буд. князя галицко-волынского. Кн. Юрий приехал за невестой в Сев.-Вост. Русь («до Суждали») осенью 1282 года [5].
В 1285 году на месте деревянной церкви во имя святых Космы и Дамиана в Твери 13-летний кн. Михаил Ярославич, его мать Ксения Юрьевна и еп. Симеон заложили новый каменный кафедральный Спасо-Преображенский собор (освящен еп. Симеоном в 1287 году). После кончины еп. Симеона в 1289 году "княгини Оксинья Ярославля с сыном Михаилом с сыном своим, и с всеми бояры, и с ыгумены, и с попы, и крилошаны" выбрали на Тверскую кафедру игумена Богородицкого общежительного монастыря Андрея (сына литов. кн. Герденя) и отправили его в Киев на поставление [6].
В 1293 году приняла постриг младшая сестра Михаила Ярославича прп. София. В ее Житии, составленном в 1305-1306 годах, говорится, что княжна приняла постриг в тверском мужском монастыре арх. Михаила, "поне же убо таяшеся матери своеа великиа кнеини и всех домашних своих" [7]. Прп. София основала в Твери девичий монастырь во имя св. Афанасия Александрийского - небесного покровителя своего отца (Софийский или Софьин монастырь). Возможно, не без участия Ксении Юрьевны была выбрана невеста для Михаила Ярославича: ею стала ростовская княжня Анна Дмитриевна; венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе 8 ноября 1294 года. Брак прекратил вражду между тверским правителем и ростовскими князьями.
В конце жизни Ксения Юрьевна приняла монашество, затем схиму. По предположению Г. С. Гадаловой, княгиня была пострижена в монашество вскоре после женитьбы кн. Михаила на княжне Анне - 21 ноября 1294 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. По мнению исследовательницы, косвенно об этом свидетельствует построенный при еп. Андрее каменный Введенский придел в Спасо-Преображенском соборе, где Ксения Юрьевна была погребена [8]. Однако есть указания на то, что княгиня приняла постриг позднее, незадолго до кончины. По Житию кн. Михаила Тверского, в 1304 году митр. Максим просил московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича не добиваться у хана великого княжения Владимирского, при этом предстоятель ссылался на авторитет Ксении Юрьевны ("аз имаюся тебе с кнеинею с матерью князя Михаила: чего въсхочешь из очины вашея, то ти дасть" [9]). Митрополит не упоминает о монашестве княгини. В послании вел. кн. Михаилу Константинопольского патриарха Нифонта I, написанном в 1310/11 году по поводу противостояния тверского княжеского дома, выдвинувшего своего претендента на митрополичий стол - игум. Геронтия, и митр. Киевского св. Петра, патриарх благословил в т. ч. "боголюбивую мать" князя, не называя ее монахиней [10]. Ксения Юрьевна и Михаил изображены предстоящими Христу на миниатюре в тверском пергаменном списке "Хроники" Георгия Амартола конца XIII - начала XIV в. [11]. Княгиня представлена в мирской одежде.
Ксения Юрьевна скончалась в 1312 году в Твери и была погребена в усыпальнице тверских князей в Спасо-Преображенском соборе (ПСРЛ. Т. 18. С. 87).
Свв. блгвв. вел. кн. Михаил Ярославич и кнг. Ксения Юрьевна, Тверские. Икона (Тверь, кон. XVII в. 51×40). Центральный музей им. Андрея Рублёва, Москва |
Почитание
Местное почитание Ксении Юрьевны началось, вероятно, после ее кончины и утвердилось после гибели в 1318 году кн. Михаила Ярославича. Память о матери и сыне изначально была взаимосвязанной. Митр. Петр учил молодого кн. Димитрия Михайловича Грозные Очи (+ 1326), внука Ксении Юрьевны, ставшего тверским князем в 1318 году: "Не даваитеся в бестрашие (Бога.- ред.); стареи добре помьнять, како было пьри великом князи и при матери его; да ть въспоминають молодым" [12]. Ксения Юрьевна упоминается в Житии блгв. кн. Михаила Тверского, составленном современником князя. В летописных и нелетописных редакциях автор Жития только упоминает имя отца кн. Михаила и более подробно сообщает о матери. Агиограф отмечает высокий авторитет вел. княгини, на мнение которой ссылался митр. Максим, пытаясь удержать московского кн. Юрия от княжеской междоусобицы.
В службе кн. Михаилу Тверскому Ксении Юрьевне посвящены песнопения в 1-м каноне (глас 8-й), созданном, по мнению В. А. Кучкина, в XIV или XV в. Песнь 3, 2-й тропарь: "От святою боку богомудрыя Аксинии, блажене, родился еси, с неюже тя блажим, страдалче прехвалне, спаси град свои, люди, поющая тя". Песнь 8, 3-й тропарь: "Ливаньскую гору наречем тя, богомудрая Аксиниа, или Фисоньскую реку, добреиши самфира, камениа честнаго, блаженнаго Михаила рождьши, имже просветися Руская страна, и молитася за нас к Господу" [13]. По мнению исследователей, данные тексты, видимо, заимствованы из канона равноап. кнг. Ольге [14].
В 1765 году ректор Тверской духовной семинарии архим. Макарий (Петрович) написал новую редакцию Жития кн. Михаила Тверского [15], в которой пересказал "Повесть об Отроче монастыре" и много внимания уделил Ксении Юрьевне, назвав ее "утешение граду и всему отечеству покров и надежда". Имя блгв. кнг. Ксении Юрьевны упомянуто в акафисте кн. Михаилу Тверскому (1883), написанном тверским мещанином И. В. Долговым и отредактированном протоиереем тверского собора Григорием Первухиным. Архиеп. Димитрию (Самбикину) атрибутируется служба всем Тверским святым, среди которых названа Ксения Юрьевна. Имя княгини включено в службу всем Тверским святым, созданную Калининским и Кашинским митр. Алексием (Коноплёвым) (1978-1988), и в службу всем российским святым. В начале XXI века тверской свящ. Георгий Белодуров написал тропарь и кондаки Ксении Тверской; московский автор А. С. Прутцкова создала Житие, а также службу, акафист и молитву блгв. княгине (не опубл.).
Литература
- ПСРЛ. Т. 1, 2, 5; Т. 4. Ч. 1; Т. 10, 15; Т. 15. Вып. 1; Т. 18;
- Макарий (Петрович), архим. Житие и страдание св. блгв. кн. Михаила Ярославича, Тверского чудотворца. М., 1798;
- Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. М., 2002 2 (по указ.);
- Тиганова Л. В. Повесть о Софье Ярославне Тверской // Зап. ОР ГБЛ. 1972. Вып. 33. С. 253-264;
- Кучкин В. А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Средневек. Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 125-162;
- он же. Житие Софьи, сестры Михаила Ярославича Тверского // Религии мира: История и современность, 2002. М., 2002. С. 133-142.
- Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 81-83, 112-113;
- Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 118-119;
- Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 170-174;
- он же. Тверской патерик. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 20-21;
- Манухина Т. И. Св. блгв. кнг. Анна Кашинская. П., 1954;
- Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974;
- Семячко С. А. Повесть о Тверском Отроче мон-ре. СПб., 1994;
- Малыгин П. Д. Ярослав Ярославич и Тверь в летописных известиях // Великое прошлое: Тр. науч. конф., посвящ. 750-летию Тверского княжества и 725-летию Тверской епархии. Тверь, 1998. С. 38-48;
- Конявская Е. Л. Очерки по истории тверской лит-ры XIV-XV вв. М., 2007 (по указ.);
- Гадалова Г. С. Блгв. вел. кнг. Ксения Тверская. Тверь, 2011.
Использованные материалы
- Г. С. Гадалова, Э. П. Р. "Ксения Юрьевна" // Православная энциклопедия, т. 39, с. 194-196
[1] Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 58, 218
[2] ПСРЛ. Т. 18. С. 72; Т. 25. С. 145
[3] ГИМ. Барс. № 807. Л. 29 об.
[4] Кучкин. 1999. С. 130
[5] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 884
[6] ПСРЛ. Т. 18. С. 82; Присёлков. 1950. С. 344-345
[7] Кучкин. 2002. С. 138
[8] ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1129. Л. 142 об.; Д. 1554. Л. 241 об.
[9] Кучкин. 1999. С. 131
[10] ПДРКП. № 16. Стб. 149
[11] РГБ ОР
[12] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 627
[13] РГБ. Ф. 304/1. № 619. Л. 28, 34 об.- 35
[14] Конявская. 2007. С. 52. Примеч. 14
[15] изд.: М., 1791 и 1798