Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

РАСТОРГУЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Блж. Иоанн Босой, Киевский, Христа ради юродивый. Икона (2-я половина 2010-х гг.)
Блж. Иоанн Босой, Киевский, Христа ради юродивый. Икона (2-я половина 2010-х гг.)
Иоанн (Расторгуев), Босой, Киевский (1800 - 1849, Христа ради юродивый, блаженный, местночтимый святой Киевской епархии

Не путать с Иоанном (Ковалевским), киевским подвижником благочестия, юродивым (1807 - 1855)

Память 16 декабря (Киев.)

В миру Иван Иванович Расторгуев, родился 29 августа 1800 года в городе Зарайске Рязанской губернии. Мещанин, неграмотный, был женат, имел дочь. Уже в зрелом возрасте покинул Зарайск, странствовал по монастырям и скитам.

В начале 1840-х годов пришёл в Киев. Здесь он принял на себя подвиг юродства. Блаженный Иоанн круглый год ходил босиком, одетый в один лишь халат из хлопчатобумажной ткани.

Подвижник сразу привлёк к себя внимание благочестивых киевлян. Один из мещан, проживавших на Старокиевской горе, принял к себе юродивого. Но блаженный отказался жить у него в доме, а увидев в усадьбе развалившийся погреб, выкопал себе в нём небольшую пещерку и поселился в ней. Сюда потянулись первые почитатели угодника Божия, стяжавшего от Господа дар предвидения и исцеления.

Подвизаясь в пещерке на Старокиевской горе, блаженный Иоанн, помимо благочестивых верующих, привлёк к себе и внимание полиции. Согласно существовавшему законодательству, юродство рассматривалось как нарушение правил благопристойности в общественных местах. Поэтому, избегая конфликта с полицией, блаженный Иоанн Босой, по просьбе капитана Протасова, переселился в его дом в Лыбедской части Киева, в местности, называвшейся "Новое Строение". Протасов отвёл подвижнику нижний этаж своего дома для уединённых молитвенных подвигов и дел христианского благочестия. Вскоре после этого дом Протасова стал местом паломничества киевлян и иногородних богомольцев.

К этому времени относится известный случай юродства Иоанна Босого, рассказанный протоиереем Десятинной церкви Петром Гороновским: "Однажды в самый лютый мороз пришёл он в Десятинную церковь на всенощную накануне праздника святителя Христова Николая - пришёл босым, без шапки и в халате и простоял с благоговением на коленях всю всенощную". После бдения отец Пётр пригласил юродивого к себе домой. Тогда-то блаженный Иоанн и сообщил ему те немногочисленные биографические сведения о себе, которые дошли до настоящего времени. После этого отец Пётр стал духовником Иоанна Босого, а сам блаженный - постоянным прихожанином Десятинной церкви.

С помощью благотворителей блаженный нанял оба этажа прежде жилых комнат в стилобате Андреевской церкви. Комнаты были разделены на шесть отделов. В первом жили калеки мужского пола, во втором - женского, в третьем отделе для них была устроена трапеза; в четвёртом были поварня и хлебная, в пятом находились съестные припасы, в шестом были кельи Иоанна Босого и ученика его Дамиана. "Келья" Иоанна была довольно большим залом, но совершенно неустроенном. В переднем углу лежал на полу камень пуда в два, о который Иоанн Босый во время ночных своих молитв полагал земные поклоны, от чего на лбу его образовался нарост размером с куриное яйцо. Иоанн носил почти пудовые, заклёпанные на нём навсегда, вериги, а другие чугунные полуторапудовые вериги висели у него на стене кельи.

В своих благотворительных делах блаженный Иоанн находил постоянную поддержку и содействие даже у Киевского губернатора И. И. Фундуклея. Также благотворительной деятельности блаженного активно содействовал ректор Киевской духовной академии архимандрит Димитрий (Муретов).

"Собирая милостыню, он сберегал её только до ближайшей субботы, - писала газета "Киевлянин" в 1873 году, - чтобы можно было устроить обед для странников и нищих, а не то и прямо раздавал её. Подвижник больше молчал, чем говорил, но, если кто обращался к нему за наставлением, он наставлял обращавшегося на покаяние и жизнь благочестивую… Придёт, бывало, к нему кто-нибудь, и Иван Босый тотчас назовёт его по имени, хоть бы и в первый раз его видел, знает, что побудило его прийти к нему, и предложит наставления и советы. Помогал угодник Божий и в болезнях, и будущую судьбу человека предсказывал".

Молва о благотворительности Иоанна Босого разнеслась по Руси, и он стал отовсюду получать приношения и пожертвования, дававшие ему возможность поддерживать богоугодное заведение. Нуждающимся странникам выдавал со своего склада одежду и обувь, снабжал их деньгами на обратный путь, для больных содержалась больница и врач. Дом под Андреевской церковью ежедневно осаждали толпы странников, нищих, больных и жаждущих наставлений. Перед богадельней можно было увидеть и кареты киевской знати.

Часть получаемых средств блаженный отделял на нужды бедных храмов. Даже приготовил два больших ящика, набитых разными церковными священными облачениями - один патриарху Александрийскому, а другой Антиохийскому. Он не успел отослать их из-за своей смерти, и это сделал его ученик Дамиан.

Отпуская своих посетителей, блаженный давал им на благословение маленькие кипарисные крестики, либо что-то другое, в зависимости от того, какое будущее ждало отпускаемого. По благодати Божией он видел душу человека. В том случае, если приходящий был человек злой, лукавый и приходил не за наставлением, а чтобы искусить угодника, блаженный Иоанн мог ему ничего не дать. Он сразу определял таких людей и вместо наставления и кипарисного крестика кричал на них и даже выгонял силой из кельи.

В то же время, по словам историка Виктора Ипатьевича Аскоченского, лично знакомого с блаженным с 1843 года, "сам Иван Босой оставался тем же босовиком; на него, казалось, не действовали ни лютые морозы, ни удушающий жар; всегда весёлый и, по-видимому, беззаботный, он ходил днём по святым местам Киева, а ночью предавался молитвам и богомыслию".

Иоанн Босой управлял своей богадельней с конца 1848 года и до последнего дня своей жизни, а затем заботы о странниках взял на себя его верный ученик Дамиан Фёдорович Виноградский, впоследствии строитель скита Феофании.

Скончался блаженный Иоанн 16 декабря 1849 года.

По свидетельству протоиерея Петра Гороновского, он умер смертью праведника:

"Иван Босой заболел, меня призвали его напутствовать. Я его исповедовал, совершил над ним елеосвящение и приобщил Христовых Тайн. До смерти его были сильные морозы с заметелью, а когда он умер, то сделалась оттепель и стояла хорошая погода. На погребение его стеклось великое множество народа разных сословий тысячами, его погребли на Щекавице в веригах, залитых на нём навсегда, положив в возглавие его тот камень, о который он полагал поклоны. Через несколько времени приходила ко мне жена Ивана Босого с дочерью девицею, и не скорбели, что он их оставил, возлюбив Господа Бога паче всего. Он был не то что юродивый, а был подвижником Христовым в собственном смысле этого слова: возлюбив Бога паче всего, а ближних как сам себя. Если угодно будет Господу Богу прославить Своего праведника, то он прославит его видимо".

Отпевали блаженного Иоанна Босого в Десятинной церкви. Погребал угодника Божия на Щекавицком кладбище ректор Киевской духовной семинарии архимандрит Антоний (Амфитеатров) со многими киевскими священниками. На похоронах присутствовали тысячи киевлян всех званий и сословий. На могиле поставили крест с иконой Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и неугасимой лампадой.

Сразу после погребения началось народное почитание святого. Было замечено, что земля, взятая с его могилы, обладает целительными свойствами, помогая от болезней. Молитвенные обращения к блаженному Иоанну Босому помогали во многих затруднительных житейских обстоятельствах. На протяжении всего XIX века и вплоть до начала гонений на веру в 1930-е годы в Киеве жила память о блаженном подвижнике Иоанне.

Могила блж. Иоанна Босого, Киевского (фото 2020 г.)
Могила блж. Иоанна Босого, Киевского (фото 2020 г.)
В 1935 году бо́льшую часть Щеквицкого кладбища, кроме старообрядческого и мусульманского участков, снесли. Честные останки Иоанна Босого перенесли на старообрядческий участок, где они почивают и ныне. По благословению митрополита Онуфрия, после канонизации мощи святого поднимать не стали.

После прославления преподобного Вонифатия Феофановского братия расположенного на месте Десятинной церкви монастыря узнала о том, что его учителем был прихожанин Десятинной церкви Христа ради юродивый Иоанн Босой. Дальнейшие исследования жизни подвижника были предприняты после того, как однажды Иоанн Босой явился во сне наместнику обители архимандриту Гедеону (Харону). По его свидетельству, подвижник стоял возле панихидного стола и был в окружении множества народа. "Ранним утром у меня было видение, - рассказывал отец Гедеон, - что я иду по храму и смотрю: стоит около панихидного стола старец с босыми ногами, и множество людей возле него. У меня кто-то спрашивает: а кто это там стоит? А я говорю: а это Ваня, Иван Босой, пришёл к нам в гости помолиться. На что он мне говорит: «Нет, батюшка, я всегда здесь стою, я всегда здесь нахожусь»" [1]. О происшедшем архимандрит Гедеон оповестил братию и прихожан монастыря. После литургии все поехали на Щекавицкое кладбище, где была отслужена панихида на могиле праведника, дивным образом напомнившего о себе. Особо ценен тот факт, что явление во сне было явным, и архимандрит Гедеон очень хорошо запомнил, как выглядел подвижник: "Я бы узнал его из тысячи: довольно высокого роста, мощного телосложения, возрастом около 50 лет, седой, внешне похож на преподобного Серафима Саровского, но не сгорбленный; одет в длинную простую рубаху, на шее из-под одежды были видны цепи". Удивительно, что на тот момент архимандриту Гедеону не было известно о том, что подвижник носил вериги.

В Десятинном монастыре была создана комиссия по подготовке канонизации Ивана Ивановича Расторгуева. Собранные ею материалы послужили основанием для решения Священного Синода Украинской Православной Церкви о причислении подвижника к лику местночтимых святых Киевской епархии, принятого 19 июня 2014 года. Чин торжественного прославления был совершён 29 декабря 2015 года а Десятинном храме, его возглавил митрополит Киевский и Всея Украины Онуфрий [2].

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Я́ко би́сер безце́нный яви́лся еси́ на гора́х Ки́евских,/ блаже́нне о́тче Иоа́нне,/ нестяжа́нием и нищелю́бием Бо́га просла́вив,/ и дар любве́ нелицеме́рныя взыска́в./ Те́мже по сме́рти благода́ть исцеле́ний прия́л еси́.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Су́етная ми́ра презре́в, Христа́ ра́ди юро́дство избра́л еси́, блаже́нне,/ при́сно в по́двизех пребыва́я и ни́щим пита́тель быв./ Те́мже да́ры Ду́ха Свята́го прия́л еси́ оби́льно, о́тче наш Иоа́нне,// моли́твенниче неусы́пный о все́х ве́рою почита́ющих тя.

Использованные материалы

  • Коваль Антон. Житие Иоанна Босого (Ивана Ивановича Расторгуева) // Официальный сайт Музея истории Десятинной церкви Министерства культуры Украины и Департамента культуры КГГА:
  • Крайний К. К. Иоанн Босой (Расторгуев Иван Иванович) // Православная энциклопедия, т. 23, с. 372:
  • Блаженный Иоанн Босой, Христа ради юродивый // Страница официального сайта кевского храма Святителя Николая Чудотворца на водах:



[1]  "Он ходил всегда босой": год с прославления рязанского юродивого в Киеве // Портал РИА Новости. Религия и мировоззрение (29.12.2016), https://ria.ru/20161229/1484914802.html.

[2]  "Прославлен блаженный Иоанн Босой" // Страница портала Православная жизнь (29.12.2015), https://pravlife.org/ru/content/proslavlen-blazhennyy-ioann-bosoy.

Редакция текста от: 24.05.2020 14:04:21

"РАСТОРГУЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google