Даниил (+ 1238), игумен Успенский, преподобный, священномученик
Память в Соборе Владимирских святых
Игумен Даниил, архимандрит Пахомий и игумен Феодосий как, по-видимому, наиболее уважаемые духовные лица города (наряду с еп. Владимирским Митрофаном) упомянуты в варианте летописной статьи 1238 года о взятии и разорении Владимира монголо-татарскими войсками, получившей оформление во Владимирском летописном своде 1281 года: "И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рождества Святыя Богородицы, и Данило, игумен успенскыи, Феодосии Спаскыи и прочии игумени, и черньци, и черници, и попы, и дьяконы" [1].
В Лаврентьевской летописи (1377) "успенский игумен" упомянут анонимно [2]. В синодике Успенского собора г. Ростова Даниил, Пахомий и Феодосий названы "преподобными игуменами" [3].
Точная дата гибели Владимирских священномучеников неизвестна. Большинство историков считают, что Владимир был взят войсками хана Батыя в течение одного дня - 7 февраля 1238 года. Однако в летописях недвусмысленно указывается, что 7 февраля была захвачена лишь одна из трех частей Владимира - т. н. Новый город. Точная дата захвата несомненно укрепленного Среднего, или Печернего, города, где располагались Рождественский монастырь и Успенский собор и где находились тогда еп. Митрофан, великокняжеская семья и оставшиеся в живых воины и горожане, не была зафиксирована летописцем; по-видимому, Средний город был взят вскоре после 7 февраля.
Согласно архим. Леониду (Кавелину), архим. Пахомий был погребен в Успенском соборе, а игумены Даниил и Феодосий - во владимирском Золотоворотском Преображенском мужском монастыре.
Не совсем ясен статус Даниила ("игумен успенский") и Феодосия (по смыслу текста, игумен "спасский") среди владимирского духовенства. Возможно, Даниил был игуменом и духовником во владимирском Княгинином Успенском женском монастыре, к 1237 году уже существовавшем. Однако ничего не известно о существовании к 1237 году во Владимире Спасского монастыря (его основание при Спасо-Преображенской церкви у Золотых ворот относится к более позднему времени). Более правдоподобным является предположение о том, что "игуменами" летопись называет настоятелей владимирских соборов - Успенского и Спасского (Спасо-Преображенского у Золотых ворот).
Канонизация Даниила, Пахомия и Феодосия совершилась в конце XX века, после того как их имена были включены в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 году.
Литература
- Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 170-171;
- Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик // Историческая генеалогия. Екатеринбург;
- Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 102;
- ПЦК, 2003. М., 2002. С. 81-82;
- Минин С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии X-XX вв. Владимир, 2004. С. 128.
Использованные материалы
- А. В. Маштафаров "Даниил, Пахомий, Феодосий" // Православная энциклопедия, т. 14, с. 117
[1] Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 316; ПСРЛ. Т. 18. С. 56-57; Т. 30. С. 88-89
[2] ПСРЛ. М., 2001р. Т. 1. Стб. 463-464; о соотношении летописных сообщений, посвященных нашествию Батыя, см.: Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания: Аннот. кат.-справ. / Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 81-82
[3] РГБ. Ф. 344. Шибанов. № 99. Л. 53 об., список 1642 г.