Иуст I (Юст, Иуда; греч. ᾿Ιούστος, ᾿Ιούδας; + 110/113), епископ Иерусалимский (106/108 - 110/113)
Евсевий Памфил, еп. Кесарии Палестинской, перечисляя в "Церковной истории" первых Иерусалимских епископов, которые были из обрезанных, третьим назвал Иуста. Он наследовал пострадавшему при имп. Траяне апостолу от 70 сщмч. Симеону (Симону), сроднику Господню [1]. Иуст упомянут и в "Хронике" Евсевия Кесарийского, однако в переводах этого произведения имеются расхождения в отношении дат его епископского правления. Согласно переводу блж. Иеронима, Иуст сменил на кафедре сщмч. Симеона в 108 году и скончался в 113 году, т. о., он занимал кафедру пять лет. В армянской "Хронике" в переводе Самуила Анийского начало епископства Иуста датируется 106 годом, а конец - 110 годом, т. е. продолжительность епископства - четыре года. Позднейшие византийские хронисты: автор "Пасхальной хроники" (630-е годы), Георгий Синкелл (IX в.) - указывают семь лет епископства Иуста, включая неполные годы управления кафедрой.
Один из апостольских списков, приписываемый свт. Епифанию Кипрскому (т. н. список Псевдо-Епифания, V-VI вв.), называет третьим епископом Иерусалимским, занимавшим кафедру в течение семи лет, ап. Иуду, брата Господня [2]. Тем не менее, если бы Иуда принадлежал к числу родственников Спасителя, это было бы отмечено Евсевием, который уделил особое внимание первым двум епископам - Иакову, брату Господню, и Симеону, сроднику Господню, тогда как их преемника он назвал просто "иудей по имени Иуст" [3].
Автор "Пасхальной хроники" считает третьим епископом Иерусалимским Иосифа Варсаву Иуста (Деян. 1, 23), избранного кандидатом на место 12-го апостола вместо Иуды Искариота [4]. Против отождествления еп. Иуста с Иосифом Варсавой Иустом высказывались болландисты [5], тем не менее некоторые современные исследователи не исключают полностью такой возможности [6].
П. Дево предположил, что еп. Иуст является одним лицом с Иисусом Иустом, упоминаемым в Послании к Колоссянам (Кол 4, 11), который вместе с апостолами Марком и Аристархом посылал через ап. Павла приветствия членам христианской общины Колосс. Эту гипотезу он аргументировал сходством формулировок Послания к Колоссянам и "Церковной истории" Евсевия Кесарийского [7]. В Послании к Колоссянам Аристарх, Марк и Иисус Иуст названы "сущими от обрезания" (οἱ ὄντες ἐκ περιτομῆς; в синодальном переводе неточно - "оба из обрезанных"). Евсевий Кесарийский говорит об Иусте: "...в то время было уже много обрезанных, которые уверовали во Христа; он был одним из них" [8]. Однако эта гипотеза не получила широкого распространения.
Литература
- Euseb. Hist. eccl. III 35; IV 5, 23;
- idem. Chron. P. 162, 165, 186;
- Niceph. Const. Chron. P. 125;
- Vitae prophetarum. 1907;
- Écrits apocryphes chrétiens. P., 2005. Vol. 2 / Éd. P. Geoltrain, J.-D. Kaestli.
- Papebrochius D. Tractatus praeliminaris de episcopis et patriarchis Sanctae Hierosolyminatanae Ecclesiae // ActaSS. Mai. T. 3. P. IV-V;
- Devos P. Joseph Barsabas Justus dans les synaxaires et chez Adon // AnBoll. 1973. Vol. 91. P. 287-297;
- Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 999;
- Bauckham R. Jude and the Relatives of Jesus in the Early Church. L., 2004 2.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев, О. В. Л. "Иуст I" // Православная энциклопедия, т. 28, с. 582
[1] Euseb. Hist. eccl. III 35; IV 5
[2] Vitae prophetarum. 1907. P. 113; Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Р. 474
[3] Euseb. Hist. eccl. III 35
[4] Chron. Pasch. Vol. 1. P. 472
[5] ActaSS. Iul. T. 5. P. 23
[6] Bauckham. 2004. Р. 76
[7] Devos. 1973. P. 287
[8] μυρίων ὅσων ἐκ περιτομῆς εἰς τὸν Χριστὸν τηνικαῦτα πεπιστευκότων εἷς κα αὐτὸς ὤν - Euseb. Hist. eccl. III 35