Свт. Марк Евгеник, архиеп. Эфесский. Икона |
Память 19 января
В миру Мануил Евгеник, родился в семье диакона и сакеллария Софийского собора в Константинополе, мать его была дочерью врача. Родители будущего святителя принадлежали к числу самых уважаемых жителей Византийской столицы. В возрасте 13 лет Мануил осиротел. Тем не менее, ему удалось получить блестящее богословское образование.
Вскоре Мануил занял место отца в клире Константинополя, получил широкую известность как талантливый проповедник. В 1418 году он принял монашество с именем Марк в монастыре на острове Антигон. Обитель, однако, вскоре прекратила свое существование по причине турецкого нашествия, и Марк вновь оказался в Константинополе. Марк Евгеник стал монахом Манганского монастыря в столице Византии.
В 1437 году был рукоположен во епископа и поставлен на кафедру древнего Эфеса. Назначение это было титулярным: Эфес к тому времени давно находился под властью турок и церковная жизнь в нем прекратилась. Тем не менее, в Константинопольской Церкви митрополит Эфесский традиционно считался одной из ключевых фигур. Митрополит Марк вскоре после своего поставления должен был принять участие в Ферраро-Флорентийском соборе, обсуждавшем возможность воссоединения православных и римо-католиков. Византия погибла под натиском турок, и многие греки видели в объединении с Римом единственную возможность получить помощь в борьбе с наступающими османами. Выехавший в составе византийской делегации на собор в Италию митрополит Марк был не против восстановления церковного единства. Однако он считал, что оно достижимо лишь при условии устранения тех новшеств, которые ввели в Православное учение латиняне. Митрополит Марк надеялся убедить западных христиан в ошибочности учения о «Filioque», чистилище и проч.
Богословские прения на соборе не увенчались успехом - Рим не хотел отступать от своих новшеств даже после того, как Марк Эфесский убедительно доказал неправоту латинских богословов. Однако Римский папа Евгений IV настаивал на унии греков с Римом, не останавливаясь даже перед такими средствами, как шантаж и запугивание. Под нажимом понтифика византийская делегация капитулировала и подписала акт унии, признав над собой главенство папы. Один митрополит Марк протестовал против этого беззакония. Папа Евгений IV, не видя подписи Марка на акте соединения церквей, откровенно сказал: "Мы ничего не сделали".
Тайно удалившись из Флоренции, святой Марк вернулся в Византию и вскоре стал свидетелем ее гибели, будучи среди тех, кто одной из главных причин постигшей Константинополь катастрофы считал отступничество от Православия и переход в унию.
Святитель ревностно убеждал жителей Константинополя отвергнуть нечестивое соглашение.
На смертном одре святой Марк умолял патриарха Константинопольского Геннадия продолжать борьбу с латинянами.
Скончался 23 июня 1444 или 1457 года [2].
Несколько лет спустя по кончине состоялось перенесение мощей святого. Вероятно именно с перенесением мощей связана память 19 января, которая впоследствии и закрепилась как основной день поминовения святителя Марка [3].
Прославлен в лике святителей в 1734 году при Константинопольском патриархе Серафиме I [4].
Святитель Марк Ефесский |
Молитвословия
Тропарь, глас 8
Правосла́вия наста́вниче,/ но́вшеств противобо́рниче,/ степе́нь ве́ры,/ Це́ркве свети́льниче,/ учи́телей Богодухнове́нная печа́те,/ Ма́рко всему́дре,/ писа́нии твои́ми вся́ просвети́л еси́,/ цевни́це духо́вная,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Тропарь греческий, глас 3 [5]
Боже́ственныя ве́ры испове́данием/ ве́лия обре́те Це́рковь тя ревни́теля,/ боже́ственне Ма́рко всехва́льне,/ оте́ческаго мудрова́ния побо́рника/ и низложи́теля тьмы возноше́ния./ Те́мже оставле́ние Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам, тя велича́ющим.
Кондак, глас 8
Богосло́вов Богому́драя писа́ния,/ я́ко Богоглаго́льник и́стинен, прие́м в се́рдцы,/ исхожде́ние Ду́ха Свята́го возвести́л еси́, я́ко до́лжно е́сть, приснохва́льне,/ и всесвяты́й запечатле́л еси́ Симво́л,/ сего́ ра́ди пое́м:// ра́дуйся, Ма́рко Богоглаго́ливе.
Ин кондак, глас 4
Прему́дрыми слове́с твои́х исплете́нии, всеблаже́нне,/ вся́кая уста́ ху́льная загради́л еси́/ и ве́рныя Боговеща́нии просвети́л еси́// чести́ Тро́ицу в то́ждестве естества́.
Труды
На русском языке издано:
- Письмо монаху Исидору, вопросившему о пределах жизни. "Духовная беседа", 1872. № 33, с. 97-108.
- Диалог между латинянином и греком о Символе веры. - Там же. 1858.
- Ответ Иоанну Палеологу о слабой нравственности человека. Пер. Преосв. Арсения Иващенко. - "Странник", 1872, № 3:
- Изъяснение о духовных обязанностях. - В кн.: "Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию православного богослужения". Вып. 3. СПб.. 1857, с. 251-285.
- Назидательные мысли [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
- Окружное послание к православным христианам [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
- Предсмертное завещание Георгию Схоларию (будущему Патриарху Константинопольскому Геннадию) [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
- Исповедание святейшего Митрополита Ефесского Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
- Энциклика папы православным. Пер. А. Норова. Париж. 1859. То же. СПб. 1860.
- Исповедание дел в конце своей жизни. - Там же, с.65-67.
- Проповеди и завещания Схоларию. - Там же, с. 45-59.
Литература с переизданием трудов:
- Амвросий (Погодин), архим., Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния, М.: «Посад», 1994 (репринт изд. Jordanville, N.Y., 1963).
- Василий (Кривошеин), архиеп. Вероучительные документы Православной Церкви.
Доступно на интернете:
- Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции:
- http://aleteia.narod.ru/mark/izlozh.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 314-319.
- О Воскресении:
- http://aleteia.narod.ru/mark/resur.htm – опубл. по Православная мысль: Труды Православного Богословского Института в Париже, Париж, 1951, вып. 8, 147-154.
- Слово папе Евгению IV:
- http://aleteia.narod.ru/mark/eug-iv.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
- О освящении Божественных Даров (или Божественные Дары освящаются молитвой (Епиклесис) и благословением священника):
- http://aleteia.narod.ru/mark/euchar.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
- http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/15.html - опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
- Латинянин, или О прибавлении в Символе:
- http://aleteia.narod.ru/mark/latin.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
- Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции:
- http://aleteia.narod.ru/mark/confess.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 314-319.
- http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/14.html – опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
- Окружное послание против греколатинян и постановлений Флорентийского собора:
- http://aleteia.narod.ru/mark/enc.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
- http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/16.html – опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
- Десять аргументов показывающих, что не существует очистительного огня:
- http://aleteia.narod.ru/mark/10arg.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168.
- О сущности и энергии (Силлогические главы о различии божественной сущности и энергии, против ереси акиндинистов, содержит трактаты О сущности энергии, О Божественном Свете, О дарах благодати):
- http://aleteia.narod.ru/mark/energ.htm – опубл. по Лосев, А.Ф., Имя: Сочинения и переводы, СПб.: Алетейя, 1997, 472-482.
- http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/17.html – О сущности энергии, опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
- http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/18.html – О Божественном Свете, опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
- http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/documents/19.html – О дарах благодати, опубл. по архиеп. Василий (Кривошеин)
- Послания (http://aleteia.narod.ru/mark/epist.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168):
- К Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами.
- К Георгию, пресвитеру Метонскому, против обрядов Римской Церкви.
- К Константинопольскому патриарху Митрофану.
- К настоятелю Ватопедского монастыря.
- К иеромонаху Феофану на Евбейском острове.
- К иеромонаху Феофану на Имврийском острове.
- Отрывок из письма императору Иоанну Палеологу.
Иные труды
- Силлогические главы против латинян - опубл. в архим. Амвросий (Погодин).
- Сумма изречений о Святом Духе.
Литература
- Амвросий (Погодин), архим., "Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния", М.: "Посад", 1994 (репринт изд. Jordanville, N.Y., 1963).
- Бармин А. В., "Марк Евгеник" // Православная энциклопедия, т. 43, с. 685-693 :
Использованные материалы
- Страницы календаря портала Православие.Ru:
- http://www.jmp.ru/svyat/jan19.htm (недейств.)
- "Интронизация Патриарха Кирилла состоялась в день памяти свт. Марка Эфесского и прп. Саввы Сторожевского", портал Седмица.Ru ЦНЦ "Православная Энциклопедия", 30 января 2009:
[1] Оба варианта года кончины указаны в официальном календаре Русской Православной Церкви на 2015 год, http://calendar.rop.ru/svyat1/jan19-mark.html. См. подробнее разбор датировок ниже.
[2] Первый год - по житию в "зелёной" Минее январь, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, т. 2, с. 132, http://files2.regentjob.ru/minea/jan2/jan2132.html и на греческом сайте Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/1135/saint.aspx. Второй год - по житийной справке в календаре на портале Православие.Ru, http://days.pravoslavie.ru/Life/life256.htm. Житие на сайте официального календаря Русской Православной Церкви на 2015 год - http://calendar.rop.ru/svyat1/jan19-mark.html - приводит обе даты.
[3] Так согласно греческому сайту Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/1135/saint.aspx. Сайт придерживается датировки кончины 1444 годом, а перенесение мощей относит к 1456 году.
[4] См. Соколовский Александр, "Святой Марк Эфесский - непобедимый Герой веры", портал Борисовского Воскресенского кафедрального собора, 22 января 2015, http://borisov-spas.by/sokolovskij-a-a/svyatoy-mark-efesskiy...tml и "Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния", сайт издательства Русская идея, http://www.rusidea.org/?a=25020101
[5] Перевод Наталии Бахаревой. «Тропари еллинстии. Ианнуарий. С новым годом. Редактировано 1. 03.» // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n) - https://ulita-n.livejournal.com/6585.html