НЕВСКАЯ СКОРОПОСЛУШНИЦА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Икона Божией Матери "Невская Скоропослушница". Санкт-Петербург. Троицкий собор, Никольский придел Александро-Невской лавры
Икона Божией Матери "Невская Скоропослушница". Санкт-Петербург. Троицкий собор, Никольский придел Александро-Невской лавры
Невская Скоропослушница, список одноименного афонского образа Богоматери с изменённой иконографией

В России икона Божией Матери "Скоропослушница" стала известна в XIX веке. Особенно прославился список образа Скоропослушницы, принесенный с Афона в Санкт-Петербург в 1878 году иеромонахами Афонского Пантелеимонова монастыря Афанасием и Варсонофием, прибывшими в Россию для сбора средств на восстановление древнего храма святителя Николая Чудотворца в Мирах Ликийских.

Икона, принесенная с Афона, отличалась от известного образа «Скоропослушницы». На нем Божия Матерь была изображена без Младенца - оглавно, с молитвенно простертой десницей. Этот образ был написан, как гласит предание, "по сонному видению иноку Святой Горы".

Прибывшим афонским монахам для сбора пожертвований была передана в недостроенном виде Александро-Невская часовня. Афонские монахи обратились с предложением причислить строящуюся часовню к храму в Мирах Ликийских с тем, чтобы "доходы ее шли на его восстановление".

6 декабря 1879 года состоялось освящение часовни митрополитом Санкт-Петербургским Исидором (Никольским). Настоятелем часовни был назначен иеромонах Афанасий. Святогорцы передали в освященную часовню святыни со Святой Горы: крест с частицей Животворящего Древа, частицы мощей святителя Николая, великомученика Пантелеимона и образ Божией Матери «Скоропослушница».

Начавшаяся вскоре русско-турецкая война помешала воздвигнуть храм на родине святителя Николая в Мирах Ликийских. Монахи-сборщики в 1881 году были отозваны на Афон, передав собранные средства в Синод (3600 р.). Часовня перешла в ведение Санкт-Петербургского епархиального управления.

Осенью 1885 года (по другим источникам - в 1880 году) в Александро-Николаевской часовне произошел пожар, в результате которого часовня сгорела дотла.

"…В мусоре пепелища была обретена нетленная икона Божией Матери "Скоропослушница", писанная на толстом картоне, с явными следами огненного опаления, доселе еще не изгладившимися… К иконе Божией Матери Скоропослушницы во временное помещение ее на Калашниковском проспекте потянулись вереницы богомольцев и пред нею непрерывно совершались молебны... Св. икону, по желанию жителей столицы, ежедневно начали развозить по домам. Быстро на месте сгоревшей часовни была выстроена новая каменная часовня, по размерам значительно уже больше первой, и в ней, кроме молебнов и панихид, совершались ежедневно всенощные бдения и обедницы с чтением акафистов".

Это чудесное событие способствовало увеличению сбора пожертвований на храм в Мирах Ликийских, которое не прекратилось, несмотря на военные действия. Общая сумма собранных средств в 1885 году составила свыше 70 тысяч рублей. Они были переданы Императорскому Православному Палестинскому обществу, основанному в 1883 году и располагавшемуся по соседству по адресу Мытнинская ул.10. В ведение этого общества в 1888 году была передана и восстановленная после пожара Александро-Николаевская часовня.

Однако Обществу не удалось разрешить "мирликийский вопрос" и добиться разрешения у турецких властей возродить древний храм. По причине этого средства, собранные на храм в Мирах, были направлены на строительство русского храма в городе Бари в Италии, где пребывают мощи святителя Николая.

Убийство великого князя Сергея Александровича, случившееся 5 февраля 1905 года, подала мысль графу Н.Ф. Гейдену и Попечительству возбудить вопрос перед епархиальным начальством о превращении часовни в храм в молитвенную память о великом князе - почетном ктиторе. Ходатайство это было поддержано великой княгиней Елизаветой Федоровной, вдовой Сергей Александровича. По этому ходатайству Святейший Синод разрешил "Мирликийскую часовню", расширенную, обведенную кругом новыми стенами, с пятью главками и колокольнею, превратить в церковь - в память мученической кончины великого князя Сергея Александровича. Освящение храма во имя святителя Христова Николая, архиепископа Мирликийского и блг. кн. Александра Невского, произвел 30 ноября 1905 года еп. Нарвский Антонин (Грановский).

Однако искусственность превращения часовни в храм скоро дала о себе знать. Храм оказался тесным и низким, крайне неудобным для богослужений как летом, так и зимою: в знойное лето в нем царили духота и теснота, а зимой чрез растворенные двери проникал убийственный, пронизывающий богомольцев и священнослужителей холод, по верху валил пар, дававший обильные осадки. Кроме того, наскоро возведенные обводные стены дали угрожающую трещину. Поэтому, как только храм перешел в 1911 году в ведение Императорского Православного Палестинского Общества, с назначением доходами его содержать построенный к этому времени русский храм во имя свт. Николая в Бар-Граде (в Италии) и странноприимницу при нем для русских паломников, Общество и Попечительство Николо-Мирликийского храма в Санкт-Петербурге пришло к мысли заново воссоздать на прежнем месте храм в более благолепном и удобном виде. 21 июля 1912 года проект храма утвержден императором Николаем II.

8 сентября 1913 года была совершена закладка нового "Николо-Барградского" храма, которую совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Богоявленский).

15 декабря 1915 года освящение храма совершил митрофорный протоиерей П.И. Соколов в сослужении местного благочинного протоиерея А.С. Кононова, настоятеля Покровской церкви протоиерея В.А. Акимова и двух местных иеромонахов о. Неофита и о. Ювеналия. Для иконы "Скоропослущница" был исполнен резной киот по образцу киота Владимирской иконы Божией Матери в Успенском соборе Кремля. Риза и венец Богоматери были украшены драгоценными камнями большой ценности.

Почитателями иконы Богоматери "Скоропослушницы" были члены царской семьи, особенно императрица Александра Федоровна. Икона "Скоропослушница" сопровождала царственных страстотерпцев до самой их кончины. Среди икон, найденных в доме Ипатьева после расстрела царской семьи, было обнаружено три образа Пресвятой Богородицы Скоропослушницы. Два образа, писанных на дереве, малого размера, и один, писанный на полотне, в красках.

После революции

В 1922 году, когда большевиками была развязана кампания по изъятию церковных ценностей, митрополиту Вениамину (Казанскому) удалось сохранить от поругания особо чтимые святыни Санкт-Петербурга, среди которых находилась и икона "Скоропослушница". Между митрополитом и Петроградским Советом состоялось формальное соглашение, напечатанное в "Петроградской правде" в начале апреля. В этом соглашении предусматривалось, что

"хранилища мощей, не представляющие собой материальной ценности и всенародночтимые иконы, а именно: 1) икона Спасителя (в часовне Спасителя на Петроградской стороне), 2) икона Казанской Божией Матери (в Казанском соборе), 3) икона Скорбящей Божией Матери (на Стеклянном заводе за Невской заставой), 4) икона Скоропослушницы (Рождественская улица), 5) икона Тихвинской Божией Матери (Исаакиевский собор), 6) икона Святителя Николая Чудотворца (в Колпино) - могут быть оставлены верующим в настоящем виде при условии замены ценности их металлом в соответствующем эквиваленте".

После революции Николо-Александровский храм оставался домовым, в нем служил один священник. В храме параллельно работал музей редких старинных икон и утвари, собранных ценителем древне­русского искусства вице-председателем Палестинского Общества князем А. А. Ширинским-Шихматовым.

В начале 1920-х годов стали закрывать многие храмы в Петербурге, в первую очередь домовые и подворские. Чтобы сохранить Николо-Барградский храм, было решено учредить при нем приход. В приходской храм определили трех священников. Настоятелем назначили протоиерея Владимира Шамонина.

В 1920-е годы икона широко почиталась верующими:

"Кроме ежедневных служб, заказывались молебны перед иконой Божией Матери в течение всего дня. В дежурной комнате всегда находился священник, по звонку выходивший служить молебны. Молебны были главным образом просительные. Больных привозили, приводили, служили и заочные молебны, если больные не могли приехать издалека. Поминальных записок было такое множество, что прочитывать их полностью было невозможно. Бельевые корзины, наполненные ими, только благословлялись служившим священником крестом, рукой и Евангелием. Люди часто исцелялись или сразу после служения перед чудотворной иконой или после. Об этом присылали письменные извещения. Народ молился усердно с верой, надеждой/.../ Приходить и прикладываться к чудотворному образу Божией Матери разрешалось в любое время (за исключением моментов Литургии верных), иначе не все успевали бы приложиться....

Эту чудесную икону возили и носили извозчиком по домам, где тогда служились молебны. На улицах часто можно было видеть проезжавшего извозчика со священником и псаломщиком, между которыми в спецфутляре стояла икона “Скоропослушницы”. Встречный народ становился на колени и кланялся. Если кому-то привозили икону и жильцы соседней квартиры узнавали об этом, то выходили на лестницу, во двор, выводили или выносили детей или больных. Часто мимоходом по просьбе людей заносили и в другие квартиры, а некоторые ходили просто по улицам на случай, если вдруг проедут сюда с чудотворной иконой" [1].

7 марта 1932 года Николо-Александровский храм был закрыт. Икона Божией Матери «Скоропослушница» должна была быть передана в музейный фонд. Все обращения настоятеля о. Владимира Шамонина к ленинградским властям оказались безрезультатными. Чтобы спасти икону Божией Матери, он поехал в Москву и каким-то образом смог обратиться за помощью к М.И.Калинину. К удивлению «всероссийский староста» помог. Об этой невероятной для того времени истории рассказал сам о.Владимир Шамонин в стихах:

«Как Чацкий, я кричал: «Карету!»
И есть на свете уголок,
Где «рясофорному поэту»...
Калинин, коммунист, помог» [2].

О. Владимиру удалось перевезти икону в храм свв. князей Бориса и Глеба на Синопской набережной, куда его назначили служить.

В 1932 году, после закрытия Борисоглебского храма икона "Скоропослушницы" оказалась в Духовской церкви Александро-Невской лавры, откуда она была перенесена в Свято-Троицкий собор на Измайловском проспекте. В 1938 году ее вновь перенесли уже в Князь-Владимирский собор, где она пребывала около двадцати лет.

Все дни блокады "Скоропослушница" пребывала в пределах блокадного города, в Князь-Владимирском соборе. Вместе с Казанской иконой, также находившейся в этом соборе, они были в числе немногих доступных святынь страждущего града.

В память о заступничестве Божией Матери блокадному граду 22 ноября 1997 года в поселке Заборье Тихвинского благочиния, откуда отправлялись машины-полуторки к Ладоге на Кобону и дальше следовали по "Дороге жизни" в блокадный город, был заложен храм в честь иконы Божией Матери "Скоропослушницы". Он стал первым храмом в честь Невской "Скоропослушницы" в Санкт-Петербургской епархии. В течение пяти лет храм был построен. В 2002 году на престольный праздник в нем была отслужена первая Литургия.

Перенесение в Александро-Невскую лавру

В 1958 году образ Божией Матери "Скоропослушницы" был перенесен в отреставрированный и вновь освященный Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры по благословению митрополита Ленинградского Елевферия (Воронцова), бывшего почитателем иконы. Митр. Елевферий благословил выполнить точную копию иконы "мера в меру", которая была установлена в прежний киот в Князь-Владимирском соборе.

Чтимый список с иконы хранится в Санкт-Петербургском храме св. Иова Многострадального.

Литература

  1. Краткое описание Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг, 1916.
  2. А.Н.В. Еа:38, дело № 51 за 1861г.
  3. Воспоминания архимандрита Афанасия (Нечаева).Старый Валаам. Север, 1991г., № 9
  4. Дмитриевский А. А., Юшманов В. Д. Святая Русь и Италия у мироточивой гробницы святителя Николая Мирликийского в Бар-граде. Пп, 1915.
  5. ЦГАК ф.762, оп.1, д.213, л.9
  6. Освящение Барградского Николо-Александровского храма в Петрограде. Пг., 1917.
  7. Иеромонах Афанасий. Сказание о Александро-Николаевской часовне: Записка о часовне, устрояемой в С.-Петербурге на Песках. СПб, 1879.
  8. ЦГА РСФСР, Фонд НКЮ, «Дело м.Вениамина».
  9. «Жизнеописание святителя Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского (1873-1922).
  10. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно - церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999].
  11. Шамонина. М. Петербургский батюшка. Жизнь, служение, творчество протоиерея Владимира. "Отчий дом", 1997.
  12. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. «Глаголъ», СПб, 1994.
  13. Н.Ю. Черепенина, М.В.Шкаровский. «Санкт-Петербургская епархия в ХХ веке. 1917-1941»Лики России.СПб 2000.
  14. Фотоматериалы ЦГАКФФД.СПб.

Использованные материалы

  • Икона Божией Матери "Скоропослушница" в Санкт-Петербурге (Невская), сайт храма иконы Божией Матери "Скоропослушница" в пос. Кузьмоловском Всеволожского района Ленинградской области:



[1]  Воспоминания Зои Владимировны Шамониной. Рукопись. – Личный архив Лидии Петровны Нестерец

[2]  Из стихотворения сохранилось только это четверостишие в письме епископа Романа Таллиннского к о. Владимиру Шамонину в 1955 г.

Редакция текста от: 12.01.2019 21:00:33

"НЕВСКАЯ СКОРОПОСЛУШНИЦА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google