Прот. Владимир Шамонин |
Родился в 1882 году в городе Орле, происходил из старинного дворянского рода. Отец его был полковником царской армии, участвовал в боях, был тяжело ранен и награжден орденами за храбрость. Родители заботились о религиозном воспитании детей, и Владимир с детства размышлял о величии Бога, с шести лет начал писать духовные стихи. Родной брат иерея Анатолия Шамонина (1881-1937).
В 1892 году поступил в Санкт-Петербургский Александровский кадетский корпус. Учиться он пошел охотно, учился хорошо, с интересом, хотя ни в чем особенно не выделялся. Интересовался больше Законом Божиим, литературой и физкультурой. Своей физической силой дорожил, развивал ее, и в Корпусе к последним классам считался самым сильным. Но применял ее с пользой для других, помогая и защищая. Еще в младших классах увлекся "монашеским режимом": постом и ночной молитвой. Любил кадетский храм в честь святых чудотворцев Сергия и Германа Валаамских.
По окончании Корпуса его автоматически перевели в Юнкерское училище. Военных и военную форму Володя еще с детства любил, всегда любовался военными упражнениями и маршами, и сам выполнял все на "отлично". После окончания Юнкерского училища в числе немногих был зачислен в царскую роту.
Потом по настоянию родителей поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет, который окончил с дипломом 1-й степени. Был оставлен при университете на три года при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. Читал курс по истории философской мысли в Педагогическом институте. Преподавал Закон Божий в женской гимназии.
В автобиографической поэме "Павловское военное училище", написанной по поводу событий 9 января 1905 года, юнкер Владимир предсказал грядущую революцию и гибель царя, из-за чего его направили в военный госпиталь для душевнобольных.
Потом последовал арест и заключение в Петропавловскую крепость. Митрополит Петербургский Антоний (Вадковский), посетив крепость, посоветовал ему поступить в духовную академию. По ходатайству митрополита Антония его выпустили, и он блестяще сдал экзамены в Санкт-Петербургскую духовную академию, причем готовился к поступлению самостоятельно. На вступительных экзаменах вызвал у приемной комиссии похвалу и удивление своей подготовкой. В академии весь отдался преподаваемым предметам, с интересом и глубоко воспринимал материал.
После окончания Владимир хотел идти в монахи. Об этом мечтал еще в кадетском корпусе. Мать, не сомневаясь, дала согласие. В 1905 году он поехал к старцу в Оптину Пустынь за благословением. Прозорливый старец благословил на священство, сказав сердито: "Нет тебе пути в монашество. Возьми себе жену, служи и будь монахом по духу".
Митрополит Антоний (Вадковский), ректор академии и духовник о. Владимира, благословил взять невесту из духовного сословия. В 1908 году, перед Святой Троицей, состоялась свадьба с Варварой, дочерью иерея Михаила Ливанова. Про невесту все говорили, что она красавица и умница.
В мае 1908 году, на Троицу, был рукоположен во диакона в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, а на следующий день, в день Святого Духа, рукоположен во иерея митрополитом Антонием (Вадковским).
По окончании духовной академии митрополит Антоний (Вадковский) направил о.Владимира служить в деревню, чтобы тот лучше узнал жизнь простого народа и поучился у него. С его приездом жизнь в приходе обновилась. Появился хор под управлением нового регента. Прихожане стали чаще говеть, улучшилось их поведение в храме и в быту, они навели порядок в храме и на кладбище, трудились при храме.
Проповеди молодого священника понравились. Его полюбили. Обращались к нему за советом, за утешением. Неверующие приходили к вере. Во время эпидемии холеры он причащал и соборовал на дому и в больнице. Последовали исцеления, укрепившие у людей веру в Бога.
Прот. Владимир Шамонин |
Наряду со службой в подворье монастыря о.Владимир был духовником для мирян и требоисполнителем по частным домам и инфекционной больнице. Настоятель подворья, архимандрит Досифей, любил и ценил о.Владимира, бывал у него в доме.
Прошло около семи лет служения в Петрограде, когда о.Владимир, по просьбе митрополита, перешел служить настоятелем Николо-Александровского Барградского храма со знаменитой святыней Петербурга - чудотворной иконой Божией Матери "Скоропослушница".
В начале 1930-х годов пришел приказ о закрытии Николо-Александровского храма, он подлежал сносу. О.Владимир выхлопотал, чтобы икону Божией Матери не передавали в музей, а перевезли в храм Бориса и Глеба, куда его назначили настоятелем.
В храме служил о.Николай, бывший законоучитель Кадетского корпуса, где когда-то воспитывался новый настоятель. О.Владимир относился к старому священнику с большим почтением и уважением, не показывая своего служебного превосходства.
В 1931 году семью о.Владимира, как и многие семьи священников, выслали из Ленинграда. Они поселились в г. Пушкине. Через год службы в храме Бориса и Глеба его арестовали. Двое военных, проводившие обыск в квартире, перебирая книги, говорили: "Какой образованный человек, какой сведущий в литературе!"
В 1933 году о.Владимир был заключен в Ленинградскую тюрьму, а в марте 1934 года отправлен на Дальний Восток. Ехали в поезде сорок суток, не зная - куда, он описал это в стихотворении "Великий путь - письмо к жене с дороги".
В 1937 году, после освобождения из лагеря, о.Владимир вернулся в г. Пушкин. В Пушкине в это время находились его дочери. Матушка была в ссылке в Малой Вишере.
Ему не разрешили жить дома. Временами удавалось поработать сторожем при храме, а иногда попилить или поколоть дрова. Изредка навещал дочерей, приходил тайком ночью – за квартирой была постоянная слежка.
Однажды он сильно заболел, отощавший от голода и ослабевший от болезни, долго не мог прийти в себя. Его выходила медсестра Вера Константиновна Берхман. Он был благодарен ей всю жизнь: когда много позже она тяжело заболела, он подыскал ей хорошую женщину, которая до самой смерти ухаживала за ней.
Началась война, и о.Владимира выслали на Урал. Находясь в ссылке, он опять оказался без средств к существованию. Церквей там не было. Работал на разных работах. Помогал нуждающимся многодетным и больным, делясь последним куском с голодными, особенно там, где были дети. Продолжал писать стихи. Его дочери получили письмо от жителей села Унях, в нем говорилось, как во время пожара он бесстрашно лазил по горящим балкам 2-этажного дома, спасая людей, прыгал с большой высоты (в его-то 60 лет) и проявлял редкую отвагу. Письмо было написано в форме соболезнования – думали, что он погиб во время пожара.
За год до окончания войны патриарх Алексий I, тогда еще митрополит Ленинградский, добился у властей его возвращения в Ленинград и назначил настоятелем Князь-Владимирского собора Александро-Невской лавры, где тогда находилась чудотворная икона Божией Матери "Скоропослушница". Это место занимал малообразованный человек, который, хотя и понимал, что занимает его не по праву, но был огорчен предстоящим смещением. О. Владимир, боясь нанести ему рану, отказался от настоятельства под предлогом болезни. Но голодное время заставило пойти на работу – сторожем кладбища. Поняв причину отказа, митрополит предложил ему служить в Шувалове под Ленинградом.
Поначалу о.Владимир жил в сторожке. Позже, когда вернулась семья, жили в холодном помещении. И уже много позже в долг была куплена половина дома.
Настоятель храма в Шувалове, будучи благочинным загородных храмов, почти всегда отсутствовал, дела по храму вел о.Владимир, сам исполнял "черные" работы, иногда ночью. Каждый день с утра до вечера находился в храме. Это он пообещал Богу, когда возвращался из заключения.
К деньгам он относился так: "Господь дает их в избытке для того, чтобы делиться с другими. Надо давать их людям по потребностям; давать просто, не жалея, не гордясь, не напоказ, а во славу Божию".
Умирая, Вырицкий старец о. Серафим утешал своих близких: "Не плачьте, у вас остаются два больших светильника: о. Владимир (Шамонин) и о. Борис [1]".
В 1961 году с о.Владимиром случился инфаркт. Пришлось уйти из храма и стать заштатным священником. После выхода на пенсию о.Владимир продолжал посещать Спасо-Парголовский храм, причащал, исповедовал. В храм дочери возили его на такси, ходить не мог из-за болезни ног, полученной в заключении. Физические силы иссякали, храм посещать стало трудно. Дома читал, писал, молился, принимал прихожан.
Скончался 3 декабря 1967 года. Перед кончиной он попросил облачить его и дать в руку горящую свечу, промолвил: "Ночь будет великая". Помолившись до благовестия после ранней воскресной Литургии и простившись с окружающими, повторяя с улыбкой: "Как хорошо!", благословил всех в последний раз и с улыбкой умер, крепко сжав свечу, так что рука задрожала. При облачении тела братия с усилием взяли свечу из его руки…
Отпевание происходило в Спасо-Парголовском храме. Церковь не могла вместить всех желающих проститься с ним. Двое суток прихожане оставались в храме - читали, пели, молились. Погребен на Шуваловском кладбище.
Литература
- Петербургский батюшка. Жизнь, служение, творчество протоиерея Владимира Шамонина. М.: "Отчий дом", 1997.
- Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С.118.
- Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280 с. С. 255.
- Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416 с. С. 255.
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века":
[1] Протоиерей Борис, настоятель храма Петра и Павла в Санкт-Петербурге