Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДЕРНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протопресвитер Александр Дернов
Протопресвитер Александр Дернов
Александр Александрович Дернов (1857 - 1923), протопресвитер

Родился 15 февраля 1857 года в селе Никольском Яранского уезда Вятской губернии в семье местного священника Александра Дернова и его супруги Ольги Константиновны. Их старший сын Афанасий умер в юношеском возрасте. В семье осталось четверо сыновей - Александр, Андрей, Павел и Василий и семь дочерей - Мария, Анна, Александра, Елизавета, Ольга, Валентина и Надежда. После рождения Надежды Ольга Константиновна, года полтора поболев, скончалась, а на попечении Александра Афанасьевича остались одиннадцать детей.

Александр Афанасьевич сумел дать сынам и дочерям церковное воспитание. Он требовал от детей обязательного присутствия на воскресных и праздничных богослужениях, строгого соблюдения всех постов. Чтобы прокормиться, семье, не исключая самых младших дочерей, приходилось вносить посильный трудовой вклад в полевых и домашних хозяйственных работах.

Саша, как старший из детей, первый покинул отчий дом и поступил в Вятское духовное училище, по окончании которого продолжил обучение в Вятской духовной семинарии.

В мае 1878 года с отличием сдал экзамены и, по праву сильнейшего в учебе, в августе того же года поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1882 году удостоен степени кандидата богословия с правом получения стипендии магистра богословия.

В начале июня того же года вступил в брак с Елизаветой Васильевной, дочерью протоиерея Василия Княжинского.

15 июня 1882 года рукоположен во диакона к церкви больницы святой Марии Магдалины на первой линии Васильевского острова.

19 июля 1882 года рукоположен во священника.

Принимал активное участие в деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Весной 1883 года о. Александр так описывал начало своей деятельности в Обществе:

"Религиозно-нравственные беседы в зале при церкви больницы св. Марии Магдалины начаты мною 17 октября 1882 года. Беседы эти произносились каждый воскресный день с 5 до 6 часов вечера. Предметом бесед было „Отношение Церкви к христианам“, за немногими, впрочем, исключениями. Последняя моя беседа была 20 февраля, после чего меня сразила тяжелая болезнь (тиф), от которой я еще до сего времени не могу избавиться. И уже поправлялся, да на прошлой неделе мне сделалось опять хуже. Еще два слова о моих слушателях. Беседы мои посещали главным образом больные, находившиеся на излечении в больнице, а также и обычные посетители богослужебных собраний нашего храма; кроме того, иногда являлись рабочие с ближайших фабрик. Иногда собрание доходило до 200 человек. Среднее число посетителей было 70−80 человек. Трудился я один: сотрудников не было".

С 11 сентября 1883 года, после выздоровления, отец Александр продолжил внебогослужебные воскресные беседы при храме св. Марии Магдалины. Круг слушателей остался постоянным. И вновь батюшка констатирует: "Трудился я один: сотрудников не было".

Вскоре о. Александр стал вести внебогослужебные беседы в Казанском соборе, во Входоиерусалимской-Знаменской церкви, в Троицкой и Воскресенской церквях Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, в Городской Думе, на фабрике братьев Брусницыных.

С 28 января 1884 по 6 мая 1899 года батюшка преподавал уроки Закона Божия детям великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны.

25 июня 1888 года переведён на место священника Петропавловского Придворного собора.

9 мая 1899 года был возведён в сан протоиерея митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским).

1 июня того же года назначен на должность настоятеля Петропавловского собора.

Отец Александр жертвовал немало личных средств, а от духовных чад постоянно передавались пожертвования храмам, библиотекам, учебным заведениям, православным обществам и братствам трезвости.

Батюшка неизменно продолжал проводить от Общества распространения религиозно-нравственного просвещения внебогослужебные беседы о трезвости в храмах Общества: Иоанно-Предтеченском на Нюстадтской улице, Воскресения Христова у Варшавского вокзала, в Троицком соборе на Стремянной, материально помогал бывшим пьяницам, встающим на путь православной трезвости.

После манифеста 17 октября 1905 года в газетах и журналах стали печатать разные пакости про царя и про о. Иоанна Сергиева с несомненною целью очернить их обоих в глазах народа. Нападки на о. Иоанна сделались вскоре столь многочисленны и бесстыдны, что горячие почитатели великого старца решили учредить Общество для защиты его от этих безобразий. В создании Общества защиты о. Иоанна Кронштадтского приняли участие ряд виднейших пастырей и дворян столицы. Они одобрили проект Общества, а затем депутация во главе с протоиереем Александром Дерновым сразу же отправилась к о. Иоанну Кронштадтскому испросить благословение. О. Иоанн оказался настолько растроган этим начинанием, что прослезился и поцеловал проект устава Общества. Однако, когда представили этот проект на утверждение митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), то митрополит Общество учредить не разрешил.

Современники свидетельствовали об о. Александре: "он близок по духу и чувству к приснопамятному о. Иоанну Кронштадтскому, унаследовал от него то молитвенное благоговеинство, дерзновение правды Божией, которое дается при необычайном личном смирении, кротости и любвеобильности". После кончины о. Иоанна горячие почитатели создают «Общество в память отца Иоанна Кронштадтского», утвержденное гражданскою властью 17 марта 1909 года. Председателем нового православного Общества становится протоиерей Александр Александрович Дернов.

О. Александр все чаще и чаще проводил внебогослужебные беседы о трезвости с петербургскими рабочими.

— Что Вы стремитесь достичь посредством проповедей? — спрашивают батюшку Александра светские журналисты.
— Я стремлюсь привить у пасомых любовь к духовному просвещению, любовь к Богу, к вере, к благочестию, к Православной Церкви, любовь к ее чадам, нуждающимся в чистом свете истины и желающим жить трезво.
— Приносят ли Ваши проповеди успех?
— Залогом успеха являются воодушевляющая любовь и преданность делу, — неспешно рассказывает отец Александр Дернов. — Часто даже великие таланты не имеют первенствующего значения, потому что формальное, хотя бы и безупречное исполнение своих обязанностей, без глубокого сочувствия к тому делу, к которому призван, может только на время поддержать это дело, но никак не сообщить ему жизнь и поступательное движение вперед. Животворящим духом во всяком человеческом служении является любовь, пробуждающая в человеке самоотверженную энергию и настойчивость. Любовь эта особенно необходима в деле раскрытия, уяснения и проповедования божественной истины.
— О какой любви Вы говорите?
— Ничем иным, как только истинною христианскою любовию, не завидующей, не превозносящейся, не ищущей своего, все терпящей и николиже отпадающей можно явить плодотворную работу, — тихо отвечает батюшка. — Эта любовь не вызывается стремлением достигнуть каких-нибудь житейских выгод, материального довольства, или громкой славы. Труды наших пастырей чуждые всяких самолюбивых расчетов и доходят иногда до полного самоотвержения, становятся своего рода подвижничеством с великими лишениями и с забвением собственной личности.

17 февраля 1915 года назначен заведующим придворным духовенством и возведен в сан протопресвитера собора императорского Зимнего Дворца и Московского Благовещенского собора [1]. С 24 октября того же года он постоянно присутствовал на заседаниях Святейшего Синода.

С 1 апреля 1918 года он оказался без средств к существованию. Однако уже 1 декабря 1919 года батюшка передал открывавшемуся Петроградскому Богословскому институту 10 000 рублей и "выразил надежду, что это первое пожертвование от него не будет последним". Он сделал также ценное пожертвование в библиотеку института.

С конца 1910-х до середины 1920-х Санкт-Петербургскую епархию накрыла волна обновленчества. К 1923 году в обновленческом расколе не принимали участие только пять храмов из 123-х, а в Петрограде не оставалось ни одного архиерея Патриаршей Церкви. Большинство стойких борцов с обновленцами считали самым достойным кандидатом во епископа уроженца города Луги иеромонаха Мануила (Лемешевского). В июле 1923 года, после освобождения патриарха Тихона из-под стражи, протопресвитер Александр Дернов приехал к первосвятителю в Москву, просить о назначении правящим архиереем в Петроград о. Мануила (Лемешевского), 23 сентября о. Мануил был хиротонисан во епископа Лужского с правом управления всей епархией. Обновленческий раскол пошел на спад, одна за другой переходили церкви из раскола в Православие.

Протоиерей Александр Дернов скончался 13 октября 1923 года в Петрограде. 15 октября отпевание в Троицкой церкви на Стремянной улице возглавил владыка Мануил. Ему сослужили 144 архимандрита, протоиерея, иерея и 47 диаконов.

Награды

  • наперсный крест золотой (10 апреля 1893, от императора Александра III)
  • наперсный крест (от великой княгини Марии Павловны) [2]

Литература

  • Бовкало А. А., Протопресвитер Александр Дернов. // Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем Дворце как памятник духовной и материальной культуры. Материалы научной конференции. СПб., 1998, С. 56-60.

Использованные материалы

  • Владимир Цыганков, Протопресвитер Александр Александрович Дернов // Сайт православного информационного агентства Русская линия от 15 февраля 2006 года, с неработающей ссылкой на сайт Санкт-Петербургской митрополии:
  • Владимир Сорокин, прот., "Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 555-556.



[1]  Страница сайта "Русское Православие", http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_5893

[2]  Архивные записи сообщают: «крест выполнен на металлической филиграни, с сиянием по углам, с золотым распятием по средине, украшенный драгоценными камнями, имеющий на верху массивную корону, украшенную двумя аметистами, одним большим изумрудом и мелкими бриллиантами, имеющий на вершине крестик из бриллиантов». Именно этот наперсный крест будет всегда сиять на облачении о. Александра при всех высокоторжественных богослужениях.

Редакция текста от: 07.07.2017 03:15:06

"ДЕРНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google