Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВФРОСИН СУЗДАЛЬСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Киприан утверждает на кафедрах русских архиереев, в т.ч. архиеп. Евфросина. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (БАН. 31.7.30-2.Л.352 об.)
Свт. Киприан утверждает на кафедрах русских архиереев, в т.ч. архиеп. Евфросина. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (БАН. 31.7.30-2.Л.352 об.)
Евфросин (+ 1407), архиепископ б. Суздальский, Нижегородский и Городецкий

Сведений о происхождении Евфросина и начальном периоде его биографии в источниках нет. Мнение А. А. Титова, что Евфросин мог быть греком, несостоятельно. Читающееся под 1390 годом в Лицевом летописном своде XVI века сообщение о том, что был поставлен "на Суздале Евфросин епископ, гречин" [1], появилось в результате порчи текста. В непосредственном источнике Лицевого свода - Никоновской летописи - в этом месте сказано: "А на Суждаль Ефросин епископ, а на Рязань Еремей епископ, гречин" [2]. Евфросин был насельником нижегородского Печерского Вознесенского монастыря и учеником основателя обители свт. Дионисия (впосл. архиепископ Суздальский), который в грамотах 1393 года Константинопольского патриарха Антония IV называется по отношению к Евфросину καλόϒηρος [3]. В данном контексте это слово может означать "духовный отец", "наставник". В 1386 году Евфросин упоминается в летописях как "архимандрит Дионисиев", т. е. к этому времени он уже стал настоятелем нижегородского Печерского монастыря.

В 1386 году, очевидно, после того как стало известно о смерти в Киеве Суздальского архиеп. св. Дионисия (15 октября 1385), поставленного патриархом Нилом на общерусскую митрополичью кафедру в 1383/84 г., Евфросин отправился в Константинополь "на поставление своея епископьи Суздальскиа" [4]. Необходимость ехать для получения епископской хиротонии в столицу Византии определялась отсутствием в то время митрополита на Руси: оба претендента на митрополичью кафедру - свт. Киприан и Пимен - с 1385 года находились в Константинополе. По-видимому, Евфросин предполагал получить поставление непосредственно от патриарха или от Пимена. Поставление от свт. Киприана было для Евфросина тогда неприемлемым, поскольку Киприан незадолго до того являлся соперником свт. Дионисия, духовного наставника Евфросина, в отношении возглавления Русской Церкви.

В Константинополе Евфросин предположительно оставался до 1389 года и к тому времени перешел на сторону свт. Киприана, который в феврале 1389 года был восстановлен в сане митрополита Киевского и всея Руси патриархом Антонием, низложившим Пимена. По-видимому, в марте-июне 1389 года совершилась архиерейская хиротония Евфросина, которую, вероятнее всего, возглавил митр. Киприан (И. Мейендорф бездоказательно называл Евфросина "ставленником Пимена" [5]) Недостоверным является свидетельство "Пименова хожения в Царьград" в Никоновской летописи о присутствии Евфросина среди пяти русских епископов, провожавших митр. Пимена от Рязани до городища Чур-Михайлов [6]. "Пименово хожение…" представляет собой переработку более раннего "Хожения Игнатия Смолянина", в котором провожатыми митр. Пимена названы два епископа - Даниил Смоленский и Савва Сарский [7].

В протоколах Константинопольской Патриархии есть запись от 12 июля 1389 года о выдаче "ныне рукоположенному на Суздальскую кафедру кир Евфросину" [8] по его просьбе патриаршей грамоты с подтверждением его прав как епархиального архиерея на Нижний Новгород и Городец (из записи, а также из грамот патриарха Антония 1393 года известно о конфликте между Суздальскими архиереями и общерусскими митрополитами, очевидно Михаилом (Митяем) и Пименом, из-за епархиальной принадлежности этих городов). 6 марта 1390 года свт. Киприан торжественно въехал в Москву в сопровождении шести русских епископов, среди которых был и Евфросин (вопреки летописному свидетельству о возвращении Евфросина на Русь вместе с митрополитом Е. Е. Голубинский считал, что в 1389 в Константинополе между Евфросином и свт. Киприаном произошел конфликт из-за Нижнего Новгорода и Городца и Евфросин покинул столицу Византии раньше Киприана [9]). После возвращения на Русь Евфросин в числе других епископов "принял" свою кафедру от митрополита.

Спустя некоторое время конфликт между Суздальским архиепископом и митрополитом из-за подчиненности Нижнего Новгорода и Городца разгорелся вновь. В 1392 году вел. кн. Московский Василий I Димитриевич получил в Орде от хана Тохтамыша ярлык на нижегородское княжение и присоединил Нижний Новгород к своим владениям. В это же время митр. Киприан отправил к патриарху посла Димитрия Афинянина с жалобой, в которой утверждал, что Нижний Новгород и Городец были в свое время переданы митр. Алексием Суздальскому архиеп. Дионисию как митрополичьему экзарху, но после смерти свт. Алексия архиеп. Дионисий удержал их в своей епархии, воспользовавшись отсутствием на Руси митрополита, и получил на эти города патриаршую грамоту, подобным же образом поступил и Евфросин. Теперь Киприан просил патриарха вернуть названные города в состав Митрополичьей области. Осенью 1393 года патриарх Антоний отправил на Русь Вифлеемского архиеп. Михаила и придворного чиновника Алексея Аарона с инструкциями о порядке разбирательства по жалобе митр. Киприана. Чем окончилось это разбирательство, дошедшие до нас источники не сообщают, в историографии утвердилось мнение, что претензии митр. Киприана были удовлетворены.

Впоследствии отношения между Евфросином и свт. Киприаном нормализовались. В летописях под 19 марта 1396 года Евфросин назван первым среди архиереев, совершивших хиротонию свт. Григория во епископа Ростовского, которую возглавил митрополит [10]. В поездке митр. Киприана в Великий Новгород в феврале 1397 года его сопровождал "архимандрит Нижняго Новагорода". Судя по сообщению Никоновской летописи, в июле 1401 года Евфросин принимал участие в созванном митр. Киприаном Соборе в Москве, по итогам которого "отписались" от своих епископий Новгородский архиеп. Иоанн II и Луцкий еп. Савва [11]. (Архиеп. Иоанн был арестован сразу после приезда в Москву в 1401, вернулся на свою кафедру в 1407. В соответствии с летописью, на Соборе присутствовали "…Нафанаил, епископ Суздальский, Ефросин, епископ Рязанский…". Однако Нафанаил занимал Суздальскую кафедру в 1347-1351, а Рязанским епископом в 1401 был Феогност, поэтому данный фрагмент требует исправления в том смысле, что на Соборе был "…епископ Суздальский Ефросин…").

При Евфросине в Суздале был обнаружен и перенесен в Москву реликварий со святынями, привезенными из Константинополя на Русь свт. Дионисием Суздальским в 1382 году [12]. Возможно, ко времени управления Евфросином Суздальской епархией относится установление местного почитания безымянных Засурских трех преподобных, мощи которых были помещены среди других святынь в мощевиках 1410 и 1414 годов суздальско-нижегородских князей - потомков Бориса Константиновича.

При жизни Евфросина, 9 сентября 1406 года, митр. Киприан поставил Суздальским епископом Митрофана [13]. Источники умалчивают, когда и в силу каких обстоятельств Евфросин покинул кафедру.

В Никоновской летописи под 1407 год сказано: "...тое же зимы марта преставился бывший епископ суздальский Евфросин...". И в Русском Временнике о том же: "...того же лета Благовещение было в Пяток великий. Того же дня преставился Евфросин епископ Суздальский...". Стало быть, по летописям, преставление Евфросина последовало в Благовещение, 25 марта 1407 года, совпавшее с Великим Пятком.

Во втором Остермановском томе Лицевого летописного свода 1570-х годов содержатся миниатюры с изображением Евфросина, который в числе других епископов провожает митр. Пимена в паломничество в Царьград, присутствует при встрече в Москве свт. Киприана, митрополит утверждает Евфросина на епископство в Суздале [14].

Литература

  • ПСРЛ. Т. 8. С. 50, 60, 69, 81; Т. 11. С. 90, 95, 122, 185, 198; Т. 15. Вып. 1. Стб. 152, 158; Т. 18. С. 136, 139-140, 154; Т. 20. С. 210; Т. 23. С. 132; Т. 24. С. 156, 158, 165; Т. 25. С. 212, 218, 226, 236;
  • РИБ. Т. 6. Прил. № 34. Стб. 229-230; № 41. Стб. 277-282; № 42. Стб. 287-290.
  • Диев М. Я. Суздальская иерархия / Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 40-41. (Мат-лы по истории Рус. Церкви; 4);
  • Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 57, 74-75;
  • Голубинский. История РЦ. М., 1997р. Т. 3. С. 301, 319-321;
  • Соколов П., свящ. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 548;
  • Медведев И. П. Ревизия визант. документов на Руси в кон. XIV в. // ВИД. 1976. Т. 7. С. 289-297;
  • Мейендорф И., протопр. Византия и Моск. Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей в XIV в. // Он же. История Церкви и восточнохристианская мистика. М., 2000. С. 499, 501, 512. Примеч. 55.

Использованные материалы



[1]  Древнего летописца часть вторая. СПб., 1775. С. 174

[2]  ПСРЛ. Т. 11. С. 122

[3]  РИБ. Т. 6. Прил. Стб. 277, 279, 287, 288

[4]  ПСРЛ. Т. 18. С. 136

[5]  Мейендорф. 2000. С. 501

[6]  ПСРЛ. Т. 11. С. 95

[7]  Малето Е. И. Антология хожений рус. путешественников XII-XV вв. М., 2005. С. 278, 286

[8]  РИБ. Т. 6. Прил. № 34. Стб. 229-230

[9]  Голубинский. История РЦ. С. 301. Примеч. 4

[10]  ПСРЛ. Т. 25. С. 226; Т. 8. С. 69; Т. 24. С. 165

[11]  ПСРЛ. Т. 11. С. 185

[12]  ПСРЛ. Т. 25. С. 210-211, 231

[13]  ПСРЛ. Т. 18. С. 151; Т. 25. С. 234

[14]  БАН. 31. 7.30-2. Л. 255, 350 об.- 352 об.

Редакция текста от: 07.07.2018 21:00:11

"ЕВФРОСИН СУЗДАЛЬСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google