Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГРИГОРИЙ РОСТОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы "Cобор Ростовских святых". Кон. XIX - нач. XX века. Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов
Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы "Cобор Ростовских святых". Кон. XIX - нач. XX века. Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов
Григорий Премудрый (+ 1416), епископ Ростовский и Ярославский, святитель

Память 3 мая и в Соборе Ростово-Ярославских святых

19 марта 1396 года был хиротонисан на кафедру "Ростову и Ярославлю, и Белуозеру, и Углечю Полю, и Устюгу, и Молозе" [1]. Хиротонию в Москве возглавил Киевский митр. Киприан, в ней также участвовали епископы Евфросин Суздальский, свт. Арсений Тверской, Феогност Рязанский, Григорий Коломенский, Феодосий Подольский. Современная Григорию запись в рукописи 16 слов свт. Григория Богослова называет его "священноепископом... Ростовским и Ярославским" [2].

В 1397 году еп. Григорий посетил Устюг, один из главных центров миссионерской деятельности в Пермском крае. По его приказу на месте сгоревшего годом раньше деревянного храма устюжане воздвигли деревянный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1398 году, когда еп. Григорий собирал в Устюге церковную десятину, к городу подошли новгородские войска, целью которых была поимка двинского воеводы боярина Анфала Никитина, восставшего против власти Новгорода и объявившего себя сторонником Московского вел. князя. В ходе переговоров еп. Григорий и местный кн. Юрий Андреевич убеждали новгородцев, что они не поддерживают двинского воеводу. Однако во время сражения, развернувшегося у острога под Медвежьей горой на берегу р. Сухоны, выяснилось, что в войске Анфала сражался двухтысячный отряд устюжан, что было поставлено в вину епископу новгородскими летописцами [3]. В ответ новгородцы разграбили и сожгли новоотстроенный устюжский Успенский собор, вывезли из него несколько икон, в т. ч. чудотворный образ Божией Матери "Одигитрия". По сообщению Устюжской летописи, новгородцы были наказаны за разбой: "Начало им корчити руки и ноги и хребты им ломити, и мало их приидоша здоровых в Новгород", где на них "напала слепота". Болезни прекратились, после того как Новгородский архиеп. Иоанн, поместивший чудотворный образ Божией Матери в Софийском соборе, отслужил молебны. Новгородцы заключили мир с устюжанами, в 1399 году они за год отстроили в Устюге Успенский собор и вернули все иконы и полон [4].

В июле 1401 году еп. Григорий присутствовал на созванном митр. Киприаном Соборе в Москве, на который съехались девять иерархов из западных и восточных областей Киевской митрополии. В 1402 году, согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, еп. Григорий благословил преподобного на игуменство в основанном прп. Дионисием общежительном Глушицком Покровском монастыре. Еп. Григорий возглавил отпевание и захоронение в московском Успенском соборе скончавшегося 16 сентября 1406 года митр. Киприана. Ростовский епископ зачитал прощальную грамоту, составленную митр. Киприаном за 4 дня до смерти. По словам современника, еп. Григорий "прочте ю оумилно, велегласно, да боудеть оуслышанно в оушию всему градоу; и внегда чтоуще емоу, тогда многие от предстоящих на слезы предподвиже" [5]. При ростовском кн. Александре Константиновиче (в монашестве Андрей), между 19 марта 1396 и 19 июня 1404 года, произошло чудо по молитвам еп. Григория и клириков ростовского Успенского собора к Ростовским святителям Леонтию и Феодору - исцелился сын кн. Александра Иоанн [6].

Свт. Григорий, еп. Ростовский. Фрагмент иконы "Собор Ростовских святых", 1838 год. Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов
Свт. Григорий, еп. Ростовский. Фрагмент иконы "Собор Ростовских святых", 1838 год. Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов
24 июня 1408 года в Ростове случился пожар, во время которого обрушились своды каменного Успенского собора (сохранились стены «по комары» и алтарь), "иных церквии погоре 14, и людии много истопе" [7]. В декабре 1408 года бедствия Ростовской земли усугубил набег ордынского отряда из войска эмира Едигея. Еп. Григорий вместе с князем и др. жителями бежал из города. Захватив Ростов, ордынцы сожгли его, сгорели многие храмы, уцелел лишь ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь, ограждаемый, как пишет летописец, "молитвою святыа Богородици" [8].

1 октября 1410 года еп. Григорий освятил восстановленный на его средства (к 26 сентября) Успенский собор. Владычный летописец особо отметил, что "людие дивяхуся, яко вборзе тако сделана была церковь". В 1411 году в Ростове из старых, испорченных пожаром колоколов были отлиты новые, "выше первых" [9]. 6 октября 1411 года на подворье Ростовских владык в с. Дорогомилове на берегу р. Москвы по благословению митр. Фотия еп. Григорий освятил созданный по его заказу каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда же, как свидетельствует Никоновский свод 1520-х годов, еп. Григорий отказался от предъявленных им ранее претензий на земли митрополичьего с. Кудрина (Кудринского) [10]. 22 марта 1416 года участвовал в хиротонии в московском Архангельском соборе Новгородского архиеп. Симеона вместе с митр. Фотием, епископами Митрофаном Суздальским, Антонием Тверским, Тимофеем Сарским и Исаакием Пермским в присутствии вел. кн. Василия I и его братьев Георгия (Юрия) и Константина Димитриевичей. Это был важный политический акт, свидетельствовавший верность архиереев Северной и Северо-Восточной Руси митр. Фотию и непризнание ими претензий Григория Цамблака на Киевскую митрополию.

Тщательная фиксация летописцами деятельности еп. Григория объясняется, в частности, тем, что он, как установил А. А. Шахматов, являлся заказчиком Ростовского владычного свода начала XV в., ставшего одним из главных источников Софийской I и Новгородской IV летописей старшего извода [11]. К времени пребывания еп. Григория на Ростовской кафедре приходится распространение в епархии Иерусалимского устава и приспособление к нему (на уровне месяцеслова) служебных Миней Студийского устава [12]. Частично сохранились два комплекта таких Миней, восходящие (судя по составу служб на май) к экземпляру Ростовской кафедры: служебные Минеи из Переславля-Залесского [13] и служебные Минеи из ярославского в честь Преображения Господня монастыря [14].

Епископ Григорий скончался 3 мая 1416 года в Ростове. Похоронен в ростовском Успенском соборе, его имя было внесено в соборный синодик [15]. В настоящее время место захоронения еп. Григория неизвестно. В великокняжеском своде конца XV века в сообщении о смерти еп. Григория записано, что он был "епископ... Ростовски и Ярославскы", который "пас церковь Божию лет 21" [16]. В более поздних памятниках появилась ошибочная информация, что Григорий "бысть архиепископ Ростову 35 лет" [17].

В Никоновском своде дана развернутая характеристика деятельности еп. Григория, который жил, "соблюдая законы церковныа и учя люди слову Божию". Здесь же приведена версия, что Григорий "вторый архиепископ был в Ростове (1-й Ростовский архиепископ - свт. Феодор.- ред.), преже бо быша епископи, а не архиепископи в Ростове" [18], основанная на перечне Ростовских архиепископов в Хронографе Русской редакции 1512 года [19] и, очевидно, восходящая к Ермолинской летописи [20]. Данная традиция нашла отражение в ростово-ярославских синодиках [21]. Тем не менее ее достоверность невелика, т. к. в ранних летописях и в перечне Ростовских архиереев в синодике Успенского собора Московского Кремля Григорий титулуется епископом, перечень архиепископов, помимо архиеп. св. Феодора, там начинается с архиеп. Ефрема [22]. Такие же различия в титуловании еп. Григория встречаются и в памятниках агиографии. Если в списках Жития свт. Леонтия Ростовского Григорий упоминается как епископ [23], то в поздних списках Жития свт. Феодора Григорий иногда имеет титул архиепископа [24].

Почитание

В Троицкой летописи 1408/09 г., составленной после 1422 года, в рассказе о похоронах митр. Киприана, Григорий упоминается как "преподобныи епископ Григории Ростовскии" [25]. Такая же характеристика еп. Григория содержится в летописях 2-й пол. XV - нач. XVI в. [26]. В иконописном подлиннике XVIII века он упоминается как "блаженный Григорий" [27]. В Псалтири с восследованием, в списке сер. XVI в. [28], память еп. Григория отмечена под 28 мая [29]. В святцах XVIII века встречается "память иже во святых отца нашего Григория Премудрого, епископа Ростовскаго", отмеченная в т. ч. под 20 ноября [30]. В рукописных и др. исторических материалах XIX в. Григорий Ростовский упоминается как местночтимый святой, рукописные святцы называют его Премудрым. Канонизация еп. Григория подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому установлено 10 марта 1964 года по инициативе архиеп. Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова).

Иконография

Сохранились два образца иконографии свт. Григория Ростовского - иконы "Собор Ростовских святых" 1838 года и конца XIX - нач. XX в. (обе находятся в храме Толгской иконы Божией Матери в Ростове), где представлены многие местночтимые Ростовские святители. На более ранней иконе, где святые обращены к Владимирской иконе Божией Матери, Григорий изображен справа первым во втором ряду как средовек с худощавым лицом и небольшой заостренной бородой, облачен в митру и фелонь, в руке Евангелие, на нимбе надпись: "Ст. Грiгорiи епк. Рост.". На другом образе у него широкое, с крупными чертами лицо, короткие каштановые волосы, небольшая окладистая борода, чуть тронутая сединой [31].

Литература

  • ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 537-539; Т. 4. Ч. 1. С. 381, 399-400, 415; Т. 6. Вып. 1. Стб. 513-516, 526-527, 537; Т. 8. С. 78-79; Т. 11. С. 164, 171, 185, 194-195, 218-219; Т. 15. Стб. 482-483, 487; Т. 16. Стб. 163; Т. 22. Ч. 1. С. 423; Т. 23. С. 135, 144-145; Т. 24. С. 165, 170-171, 176, 178; Т. 25. С. 226, 238-243; Т. 26. С. 171-172, 174; Т. 28. С. 88, 93-94, 252, 258-259; Т. 37. С. 39, 97; Т. 42. С. 8, 10, 165, 174;
  • Леонид (Кавелин), архим. Житие св. Феодора, архиеп. Ростовского // ДЧ. 1891. Май. С. 3-15; Июнь. С. 145-154; Июль. С. 303-315 (отд. отт.: СПб., 1891);
  • Житие св. Леонтия, еп. Ростовского / Предисл.: А. А. Титов. М., 1893;
  • Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 446, 462;
  • Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 36;
  • Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказатель. СПб., 2003. С. 104-105;
  • Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели. СПб., 2005. С. 12, 14, 37, 106, 109-110.
  • Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 г. до настоящего времени. Ярославль, 1864. С. 75-77;
  • Ярославский К., свящ. Список угодников Божиих и др. лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упомянутых в разных печатных и рукописных святцах и истор. указателях // Ярославские ЕВ. 1887. № 22. Ч. неофиц. Стб. 358-360; № 23. Стб. 361-363;
  • Летописец о Ростовских архиереях / Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 6, 7-8, 13-14;
  • Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 40-41;
  • он же. Описание славяно-рус. рукописей, находящихся в собрании... А. А. Титова. СПб., 1901. Т. 1. Ч. 2: Книги богослужебные. С. 329-330, 353;
  • Никодим (Кононов), архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской еп. // Ярославские ЕВ. 1903. № 30. Ч. неофиц. С. 544-552;
  • Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 330, 347;
  • Прохоров Г. М. Сказания Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре // КЦДР. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 140-141, 158.

Использованные материалы

  • А. В. Кузьмин "Григорий, еп. Ростовский и Ярославский" // Православная энциклопедия, т. 12, с. 526-528



[1]  ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; см. также: Т. 6. Вып. 1. Стб. 513-514

[2]  Ярославский музей-заповедник. Инв. 15473, 1406-1410 гг.

[3]  ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 383-384; Т. 6. Вып. 1. Стб. 515-516; Т. 16. Стб. 143

[4]  ПСРЛ. Т. 37. С. 80-81

[5]  ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 400

[6]  Житие св. Леонтия. С. 19; Житие св. Феодора. С. 307

[7]  ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 538

[8]  ПСРЛ. Т. 15. Стб. 483

[9]  ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 531-532; см.: там же. Т. 23. С. 144; Т. 26. С. 124 и др.

[10]  ПСРЛ. Т. 11. С. 219

[11]  Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XV вв. М.; Л., 1938. С. 159

[12]  о характере редактирования Миней см.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 139

[13]  РГАДА. Ф. 381. № 88, 95, 102, 109, 115 - тома на сентябрь-июнь

[14]  ГА Ярославской обл. Колл. рукоп. книг. № 705; Ярославский музей-заповедник. Инв. 15466, 15485, 15462 - тома на сентябрь, октябрь, декабрь, май

[15]  ГМЗРК. Р-225. Л. 93; Р-226. Л. 10

[16]  ПСРЛ. Т. 25. С. 243; см.: там же. Т. 24. С. 178

[17]  ПСРЛ. Т. 26. С. 165

[18]  ПСРЛ. Т. 11. С. 231

[19]  ПСРЛ. Т. 9. С. XIV; Т. 22. Ч. 1. С. 464

[20]  ПСРЛ. Т. 23. С. 134

[21]  напр.: Титов А. А. Синодик Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле. М., 1895. С. 2; ЯИХМЗ. № 15585. Л. 99

[22]  ср.: ДРВ. 17882. Ч. 6. С. 435

[23]  Житие св. Леонтия. С. 14

[24]  РНБ. СПбДА. № 282. Л. 268 (30); Житие св. Феодора. С. 307

[25]  Присёлков. С. 462

[26]  ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 400; Т. 6. Вып. 1. Стб. 527; Т. 11. С. 195; Т. 16. Стб. 152; Т. 25. С. 234; Т. 42. С. 170 и др.

[27]  Титов. Описание славяно-рус. рукописей. Т. 1. Ч. 2. С. 353

[28]  ГИМ. Епарх. № 152 (219)

[29]  Дианова Т. В., Костюхина Л. М., Поздеева И. В. Описание рукописей б-ки Иосифо-Волоколамского мон-ря из Епарх. собр. ГИМ // КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 230

[30]  Титов. Описание славяно-рус. рукописей. Т. 1. Ч. 2. С. 329-330

[31]  Вахрина В. И. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223

Редакция текста от: 05.07.2018 22:22:29

"ГРИГОРИЙ РОСТОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google