Свт. Григорий еп. Ростовский. Фрагмент иконы "Cобор Ростовских святых". Кон. XIX - нач. XX века. Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов |
Память 3 мая и в Соборе Ростово-Ярославских святых
19 марта 1396 года был хиротонисан на кафедру "Ростову и Ярославлю, и Белуозеру, и Углечю Полю, и Устюгу, и Молозе" [1]. Хиротонию в Москве возглавил Киевский митр. Киприан, в ней также участвовали епископы Евфросин Суздальский, свт. Арсений Тверской, Феогност Рязанский, Григорий Коломенский, Феодосий Подольский. Современная Григорию запись в рукописи 16 слов свт. Григория Богослова называет его "священноепископом... Ростовским и Ярославским" [2].
В 1397 году еп. Григорий посетил Устюг, один из главных центров миссионерской деятельности в Пермском крае. По его приказу на месте сгоревшего годом раньше деревянного храма устюжане воздвигли деревянный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1398 году, когда еп. Григорий собирал в Устюге церковную десятину, к городу подошли новгородские войска, целью которых была поимка двинского воеводы боярина Анфала Никитина, восставшего против власти Новгорода и объявившего себя сторонником Московского вел. князя. В ходе переговоров еп. Григорий и местный кн. Юрий Андреевич убеждали новгородцев, что они не поддерживают двинского воеводу. Однако во время сражения, развернувшегося у острога под Медвежьей горой на берегу р. Сухоны, выяснилось, что в войске Анфала сражался двухтысячный отряд устюжан, что было поставлено в вину епископу новгородскими летописцами [3]. В ответ новгородцы разграбили и сожгли новоотстроенный устюжский Успенский собор, вывезли из него несколько икон, в т. ч. чудотворный образ Божией Матери "Одигитрия". По сообщению Устюжской летописи, новгородцы были наказаны за разбой: "Начало им корчити руки и ноги и хребты им ломити, и мало их приидоша здоровых в Новгород", где на них "напала слепота". Болезни прекратились, после того как Новгородский архиеп. Иоанн, поместивший чудотворный образ Божией Матери в Софийском соборе, отслужил молебны. Новгородцы заключили мир с устюжанами, в 1399 году они за год отстроили в Устюге Успенский собор и вернули все иконы и полон [4].
В июле 1401 году еп. Григорий присутствовал на созванном митр. Киприаном Соборе в Москве, на который съехались девять иерархов из западных и восточных областей Киевской митрополии. В 1402 году, согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, еп. Григорий благословил преподобного на игуменство в основанном прп. Дионисием общежительном Глушицком Покровском монастыре. Еп. Григорий возглавил отпевание и захоронение в московском Успенском соборе скончавшегося 16 сентября 1406 года митр. Киприана. Ростовский епископ зачитал прощальную грамоту, составленную митр. Киприаном за 4 дня до смерти. По словам современника, еп. Григорий "прочте ю оумилно, велегласно, да боудеть оуслышанно в оушию всему градоу; и внегда чтоуще емоу, тогда многие от предстоящих на слезы предподвиже" [5]. При ростовском кн. Александре Константиновиче (в монашестве Андрей), между 19 марта 1396 и 19 июня 1404 года, произошло чудо по молитвам еп. Григория и клириков ростовского Успенского собора к Ростовским святителям Леонтию и Феодору - исцелился сын кн. Александра Иоанн [6].
Свт. Григорий, еп. Ростовский. Фрагмент иконы "Собор Ростовских святых", 1838 год. Церковь Толгской иконы Божией Матери, Ростов |
1 октября 1410 года еп. Григорий освятил восстановленный на его средства (к 26 сентября) Успенский собор. Владычный летописец особо отметил, что "людие дивяхуся, яко вборзе тако сделана была церковь". В 1411 году в Ростове из старых, испорченных пожаром колоколов были отлиты новые, "выше первых" [9]. 6 октября 1411 года на подворье Ростовских владык в с. Дорогомилове на берегу р. Москвы по благословению митр. Фотия еп. Григорий освятил созданный по его заказу каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Тогда же, как свидетельствует Никоновский свод 1520-х годов, еп. Григорий отказался от предъявленных им ранее претензий на земли митрополичьего с. Кудрина (Кудринского) [10]. 22 марта 1416 года участвовал в хиротонии в московском Архангельском соборе Новгородского архиеп. Симеона вместе с митр. Фотием, епископами Митрофаном Суздальским, Антонием Тверским, Тимофеем Сарским и Исаакием Пермским в присутствии вел. кн. Василия I и его братьев Георгия (Юрия) и Константина Димитриевичей. Это был важный политический акт, свидетельствовавший верность архиереев Северной и Северо-Восточной Руси митр. Фотию и непризнание ими претензий Григория Цамблака на Киевскую митрополию.
Тщательная фиксация летописцами деятельности еп. Григория объясняется, в частности, тем, что он, как установил А. А. Шахматов, являлся заказчиком Ростовского владычного свода начала XV в., ставшего одним из главных источников Софийской I и Новгородской IV летописей старшего извода [11]. К времени пребывания еп. Григория на Ростовской кафедре приходится распространение в епархии Иерусалимского устава и приспособление к нему (на уровне месяцеслова) служебных Миней Студийского устава [12]. Частично сохранились два комплекта таких Миней, восходящие (судя по составу служб на май) к экземпляру Ростовской кафедры: служебные Минеи из Переславля-Залесского [13] и служебные Минеи из ярославского в честь Преображения Господня монастыря [14].
Епископ Григорий скончался 3 мая 1416 года в Ростове. Похоронен в ростовском Успенском соборе, его имя было внесено в соборный синодик [15]. В настоящее время место захоронения еп. Григория неизвестно. В великокняжеском своде конца XV века в сообщении о смерти еп. Григория записано, что он был "епископ... Ростовски и Ярославскы", который "пас церковь Божию лет 21" [16]. В более поздних памятниках появилась ошибочная информация, что Григорий "бысть архиепископ Ростову 35 лет" [17].
В Никоновском своде дана развернутая характеристика деятельности еп. Григория, который жил, "соблюдая законы церковныа и учя люди слову Божию". Здесь же приведена версия, что Григорий "вторый архиепископ был в Ростове (1-й Ростовский архиепископ - свт. Феодор.- ред.), преже бо быша епископи, а не архиепископи в Ростове" [18], основанная на перечне Ростовских архиепископов в Хронографе Русской редакции 1512 года [19] и, очевидно, восходящая к Ермолинской летописи [20]. Данная традиция нашла отражение в ростово-ярославских синодиках [21]. Тем не менее ее достоверность невелика, т. к. в ранних летописях и в перечне Ростовских архиереев в синодике Успенского собора Московского Кремля Григорий титулуется епископом, перечень архиепископов, помимо архиеп. св. Феодора, там начинается с архиеп. Ефрема [22]. Такие же различия в титуловании еп. Григория встречаются и в памятниках агиографии. Если в списках Жития свт. Леонтия Ростовского Григорий упоминается как епископ [23], то в поздних списках Жития свт. Феодора Григорий иногда имеет титул архиепископа [24].
Почитание
В Троицкой летописи 1408/09 г., составленной после 1422 года, в рассказе о похоронах митр. Киприана, Григорий упоминается как "преподобныи епископ Григории Ростовскии" [25]. Такая же характеристика еп. Григория содержится в летописях 2-й пол. XV - нач. XVI в. [26]. В иконописном подлиннике XVIII века он упоминается как "блаженный Григорий" [27]. В Псалтири с восследованием, в списке сер. XVI в. [28], память еп. Григория отмечена под 28 мая [29]. В святцах XVIII века встречается "память иже во святых отца нашего Григория Премудрого, епископа Ростовскаго", отмеченная в т. ч. под 20 ноября [30]. В рукописных и др. исторических материалах XIX в. Григорий Ростовский упоминается как местночтимый святой, рукописные святцы называют его Премудрым. Канонизация еп. Григория подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование которому установлено 10 марта 1964 года по инициативе архиеп. Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова).
Иконография
Сохранились два образца иконографии свт. Григория Ростовского - иконы "Собор Ростовских святых" 1838 года и конца XIX - нач. XX в. (обе находятся в храме Толгской иконы Божией Матери в Ростове), где представлены многие местночтимые Ростовские святители. На более ранней иконе, где святые обращены к Владимирской иконе Божией Матери, Григорий изображен справа первым во втором ряду как средовек с худощавым лицом и небольшой заостренной бородой, облачен в митру и фелонь, в руке Евангелие, на нимбе надпись: "Ст. Грiгорiи епк. Рост.". На другом образе у него широкое, с крупными чертами лицо, короткие каштановые волосы, небольшая окладистая борода, чуть тронутая сединой [31].
Литература
- ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 537-539; Т. 4. Ч. 1. С. 381, 399-400, 415; Т. 6. Вып. 1. Стб. 513-516, 526-527, 537; Т. 8. С. 78-79; Т. 11. С. 164, 171, 185, 194-195, 218-219; Т. 15. Стб. 482-483, 487; Т. 16. Стб. 163; Т. 22. Ч. 1. С. 423; Т. 23. С. 135, 144-145; Т. 24. С. 165, 170-171, 176, 178; Т. 25. С. 226, 238-243; Т. 26. С. 171-172, 174; Т. 28. С. 88, 93-94, 252, 258-259; Т. 37. С. 39, 97; Т. 42. С. 8, 10, 165, 174;
- Леонид (Кавелин), архим. Житие св. Феодора, архиеп. Ростовского // ДЧ. 1891. Май. С. 3-15; Июнь. С. 145-154; Июль. С. 303-315 (отд. отт.: СПб., 1891);
- Житие св. Леонтия, еп. Ростовского / Предисл.: А. А. Титов. М., 1893;
- Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 446, 462;
- Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 36;
- Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказатель. СПб., 2003. С. 104-105;
- Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели. СПб., 2005. С. 12, 14, 37, 106, 109-110.
- Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 г. до настоящего времени. Ярославль, 1864. С. 75-77;
- Ярославский К., свящ. Список угодников Божиих и др. лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упомянутых в разных печатных и рукописных святцах и истор. указателях // Ярославские ЕВ. 1887. № 22. Ч. неофиц. Стб. 358-360; № 23. Стб. 361-363;
- Летописец о Ростовских архиереях / Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 6, 7-8, 13-14;
- Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 40-41;
- он же. Описание славяно-рус. рукописей, находящихся в собрании... А. А. Титова. СПб., 1901. Т. 1. Ч. 2: Книги богослужебные. С. 329-330, 353;
- Никодим (Кононов), архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской еп. // Ярославские ЕВ. 1903. № 30. Ч. неофиц. С. 544-552;
- Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 330, 347;
- Прохоров Г. М. Сказания Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре // КЦДР. [Вып.:] XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 140-141, 158.
Использованные материалы
- А. В. Кузьмин "Григорий, еп. Ростовский и Ярославский" // Православная энциклопедия, т. 12, с. 526-528
[1] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; см. также: Т. 6. Вып. 1. Стб. 513-514
[2] Ярославский музей-заповедник. Инв. 15473, 1406-1410 гг.
[3] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 383-384; Т. 6. Вып. 1. Стб. 515-516; Т. 16. Стб. 143
[4] ПСРЛ. Т. 37. С. 80-81
[5] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 400
[6] Житие св. Леонтия. С. 19; Житие св. Феодора. С. 307
[7] ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 538
[8] ПСРЛ. Т. 15. Стб. 483
[9] ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 531-532; см.: там же. Т. 23. С. 144; Т. 26. С. 124 и др.
[10] ПСРЛ. Т. 11. С. 219
[11] Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XV вв. М.; Л., 1938. С. 159
[12] о характере редактирования Миней см.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 139
[13] РГАДА. Ф. 381. № 88, 95, 102, 109, 115 - тома на сентябрь-июнь
[14] ГА Ярославской обл. Колл. рукоп. книг. № 705; Ярославский музей-заповедник. Инв. 15466, 15485, 15462 - тома на сентябрь, октябрь, декабрь, май
[15] ГМЗРК. Р-225. Л. 93; Р-226. Л. 10
[16] ПСРЛ. Т. 25. С. 243; см.: там же. Т. 24. С. 178
[17] ПСРЛ. Т. 26. С. 165
[18] ПСРЛ. Т. 11. С. 231
[19] ПСРЛ. Т. 9. С. XIV; Т. 22. Ч. 1. С. 464
[20] ПСРЛ. Т. 23. С. 134
[21] напр.: Титов А. А. Синодик Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле. М., 1895. С. 2; ЯИХМЗ. № 15585. Л. 99
[22] ср.: ДРВ. 17882. Ч. 6. С. 435
[23] Житие св. Леонтия. С. 14
[24] РНБ. СПбДА. № 282. Л. 268 (30); Житие св. Феодора. С. 307
[25] Присёлков. С. 462
[26] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 400; Т. 6. Вып. 1. Стб. 527; Т. 11. С. 195; Т. 16. Стб. 152; Т. 25. С. 234; Т. 42. С. 170 и др.
[27] Титов. Описание славяно-рус. рукописей. Т. 1. Ч. 2. С. 353
[28] ГИМ. Епарх. № 152 (219)
[29] Дианова Т. В., Костюхина Л. М., Поздеева И. В. Описание рукописей б-ки Иосифо-Волоколамского мон-ря из Епарх. собр. ГИМ // КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. Л., 1991. С. 230
[30] Титов. Описание славяно-рус. рукописей. Т. 1. Ч. 2. С. 329-330
[31] Вахрина В. И. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223