Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЛАДИМИРСКАЯ-РОСТОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Владимирская-Ростовская икона Божией Матери. Икона из Ростовского Успенского собора, список кон. XVII в. Собр. ГМЗРК
Владимирская-Ростовская икона Божией Матери. Икона из Ростовского Успенского собора, список кон. XVII в. Собр. ГМЗРК
Владимирская-Ростовская икона Божией Матери

Празднование 21 мая, 15 августа

Явление

Согласно житию преподобного Алипия Печерского из Киево-Печерского Патерика, однажды один благочестивый киевлянин, соорудивший в Киевском Подоле церковь и пожелавший украсить её семью большими иконами, пришел в Киево-Печерский монастырь и обратился к двум знакомым монахам, прося их договориться с преподобным Алипием-иконописцем. Иноки согласились и заказчик дал им серебра и вручил приготовленные для икон доски. Но иноки деньги оставили себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Когда заказчик вернулся, монахи сказали что Алипий требует еще денег, получили их, и вновь утаили средства. Так повторялось несколько раз. Наконец заказывавший явился с жалобой на Алипия к печерскому игумену преподобному Никону. Алипий уверял настоятеля, что ему ничего не известно о заказе, но последний не верил ему и для изобличения во лжи даже приказал принести приготовленные для икон доски. Когда это было сделано, оказалось что на них - священные изображения, тогда как сам игумен в прошедший день видел доски пустыми. Чудесное событие послужило ясным доказательством невиновности преподобного Алипия и обличило клеветников.

На одной из этих чудесным образом написанных икон был изображен Спаситель, на другой - Божия Матерь с Предвечным Младенцем, а на остальных - святые. Образа были поставлены в храме на Подоле, но вскоре церковь сгорела в пожаре. При этом все чудесно-написанные иконы были найдены в пепле нисколько не пострадавшими от огня.

Весть об этом событии достигла великого киевского князя Владимира Мономаха. Он лично убедился в целости икон и взял образ Богородицы с собой в Ростов. Там он велел её поставить в местный ряд иконостаса в Успенском соборе.

Пребывание в Ростове

Чтимая икона Божией Матери в Ростовском соборе неоднократно была прославлена чудесами. Однажды своды Успенской церкви обрушились, но икона Богоматери осталась невредимой. Её перенесли в новую дубовую церковь. Последняя в 1160 году, во время большого пожара в Ростове, была уничтожена, но огонь и в этот раз не коснулся святого образа. После возведения нового Успенского собора в камне, икона была перенесена в него. В 1408 году в Ростове опять произошел страшный пожар, от которого крыша соборной церкви растопилась, а своды и глава пали внутрь; пламя сильно повредило церковную утварь и все иконы, но чудотворная икона Богоматери не пострадала от огня и в этот раз.

По оценке обзорной статьи Вахриной и Щенниковой митрополит Иона (Сысоевич) "соединил" сказание Киево-Печерского Патерика о чудесно написанной иконе Богородицы с чтимым в Успенском соборе Ростова образом и лишь после этого - "вероятно, вскоре после 1686 г., когда Киевская митрополия присоединилась к Московской Патриархии" - в Ростове началось почитание Владимирской-Ростовской иконы как связанной с преподобным Алипием [1]. В тот период в нише алтаря Успенского собора, за образом Владимирской иконы в иконостасе, появилось настенное изображение преподобного Алипия. Вскоре за тем по заказу митрополита Иоасафа (Лазаревича) был сделан список для замены (обветшавшей?) древней чтимой иконы, которая была отмечена как самая древняя (из сохранившихся) в описи Успенского собора 1691 года. Новый список был выставлен на месте древней святыни, слева от царских врат собора. Согласно чеканным надписям с датами на окладах иконы и рамы, риза была изготовлена "тщанием" митрополита Иоасафа (Лазаревича) в 1695 году, оклад рамы - в 1696 году. В 1701 году митрополит Иоасаф приложил к окладу золотую пластину с чеканным изображением Богоматери с Младенцем и золотую монету ("златницу") на помин души патриарха Адриана.

В XVIII-XIX веках почитание иконы распространилось за пределы Ростова по его окрестностям. В 1743 году священномученик Арсений (Мацеевич) установил 2 июля ежегодный крестный ход с ростовской святыней в Ярославль и по сёлам Ростовского уезда. В 1795 году к раме иконы были прикреплены семь накладных изображений, выполненных чернью, с сюжетами и надписями об истории иконы, взятыми из Киево-Печерского Патерика; их появление, видимо, связано с указом Синода от 1762 года, дозволившим вносить киевских святых в общий Московский месяцеслов.

С иконы было сделано несколько списков. В 1855 году Городское общество Ростова заказало местному художнику-иконописцу А. Ф. Крылову список с иконы с ростовскими святыми на полях для 128-й ростовской дружины Ярославского ополчения, участвовавшего в Крымской войне. После возвращения дружины список был также поставлен в Успенском соборе Ростова. Как главная Богородичная святыня Ростова, Владимирская-Ростовская икона в XIX веке изображалась на иконах с избранными ростовскими святыми и на гравюрах с видами Ростова.

Cписок XVII века оставался на прежнем месте в соборе до начала XX века. Крестные ходы со святыней продолжались до 1920-х годов по специальному разрешению местных властей и прекратились около 1929 года после передачи иконы в музей. В 1929 году чтимая икона-список поступила из Успенского собора в Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль". В 1995 году икона была отреставрирована.

Описание

Чтимый соборный список XVII века по своей иконографии и размерам (103,5 x 76,6 см) соответствует древней Владимирской иконе из Успенского собора Московского Кремля. По своим художественным особенностям икона является типичным произведением конца XVII века, характерным для мастеров Оружейной палаты. На обороте масляными красками в светотеневой манере изображено Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом, появившееся, вероятно, в связи с началом ежегодных крестных ходов с иконой в XVIII веке.

Фон и поля иконы покрывал кованый "сребропозлащенный" оклад с драгоценными камнями, а одежды Богоматери и Младенца Христа - массивная риза с чеканным орнаментом. Икона с окладом была вставлена в раму, также покрытую окладом, состоящим из отдельных пластин; слева и справа на пластинах рамы выделялись чеканные высокорельефные крупные фигуры архангелов Михаила и Гавриила с цветущими ветвями и развернутыми свитками в руках. Ныне сохранились отдельные части оклада. Икона имела две праздничные лицевые подвесные пелены и две простые повседневные.

Литература

  • ПЛДР XII в., М., 1980, с. 592-597 (ст. "О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алипии иконописце", Киево-Печерский Патерик).
  • Толстой М. В., "Древние святыни Ростова Великого", ЧОИДР, 1847, кн. 2, с. 21.
  • Н. К. [Корсунский Н. Н.], Сведения о Владимирской иконе Богоматери, принадлежащей Ростовскому Успенскому собору, Ярославль, 1873.
  • М. и В. Успенские, Заметки о древнерусском иконописании: Известные иконописцы и их произведения: Св. Алимпий и Андрей Рублев, СПб., 1901, с. 16-18, ил. 3.
  • Титов А. А., Ростов в его церк.-археол. памятниках, М., 1911, с. 24-25.
  • Талицкий В. А., Ростовский Успенский собор, М., 1913, с. 38-40.
  • Ровинский, Обозрение иконописания, с. 122.
  • Кондаков Н. П., Иконография Богоматери: Связи рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения, СПб., 1911, с. 172.
  • Анисимов А. И., "Домонгольский период древнерус. живописи", он же, О древнерус. искусстве, М., 1983, с. 326.
  • "Письма И. Э. Грабаря из экспедиций", Грабарь И. Э., О древнерус. искусстве, М., 1966, с. 245.
  • Пуцко В. Г., "Ростовское серебряное дело XVII в.", Mysej применене уметности, Београд, 1975/1976, Зб, 19/20, с. 121.
  • Пуцко В. Г., "Киевский художник XI в. Алимпий Печерский: По сказанию Поликарпа и данным археол. исслед.", Wiener Slav. Jb., 1979, с. 84.
  • Сазонов С. В., "Алимпий Печерский и икона «Богоматерь Владимирская» из ростовского Успенского собора", СРМ, 1995, вып. 8, с. 63-75.
  • Вахрина В. И., "К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого", ИХМ, 2002, вып. 6, с. 197-213.
  • Вахрина В. И., "Иконы Ростова Великого", М., 2003, с. 136-140, 296-297.

Использованные материалы

  • Вахрина В. И., Щенникова Л. А., "Чудотворная В. и. «Ростовская»", раздел ст. "ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ", Православная энциклопедия, т. 9, с. 8-38, редакция от 25 мая 2009:
  • Поселянин Е. Н., Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М: АНО "Православный журнал «Отдых христианина»", 2002:



[1]  Вахрина В. И., Щенникова Л. А., "Чудотворная В. и. «Ростовская»", раздел ст. "ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ", Православная энциклопедия, т. 9, с. 8-38, редакция от 25 мая 2009, http://www.pravenc.ru/text/154962.html

Редакция текста от: 30.08.2017 14:41:39

"ВЛАДИМИРСКАЯ-РОСТОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google