Спасо-Вифанский монастырь. Фото 2010-х |
- Адрес: Россия, 141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25
- Тел./факс: (49654) 6-17-52, (49654) 6-18-42
- Официальный сайт: http://vifanskymonastir.cerkov.ru/
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Проезд к монастырю от от железнодорожной станции "Сергиев Посад" маршрутным такси № 74 до остановки "Птицеград" (в сторону поселения Лоза).
Спасо-Вифанский монастырь. Рис. из альбома 1745 г. |
Основание и устройство
Спасо-Вифанская обитель была основана архиепископом Московским Планотом (Левшиным) в 1783 году. Новая пустынь устраивалась как кладбищенское отделение Троице-Сергиевой Лавры для погребения братии, ввиду того что, в силу особой знаменитости Лавры и частых посещений её особами царской фамилии, хоронить на ее территории людей всякого чина и состояния признавалось "не пристойно". Тихой обители было также предопределено стать тихим прибежищем для самого владыки Платона, который намеревался уединиться там и "окончить свои последние годы в тишине". Избранное владыкой место, "яко на красивом положении и при изобилии вод, но впусте оставленное" находилось недалеко от Ершовского или Вяльковского пруда и было названо им Вифанией, в память о Палестинском селении, с которым связано евангельское повествование о воскресении Лазаря. Соответственно, и пустынь стала называться Вифанией "по причине погребаемой братии в надежде воскресения по примеру Лазаря воскресшего".
Средоточием Спасо-Вифанского монастыря стал небольшой по размерам двухъярусный собор с престолами в честь Преображения Господня в верхнем, и воскрешения праведного Лазаря в нижнем ярусах. Сам владыка Платон объяснял идею собора так:
"Союз таинственный" воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в архитектурных формах, а особенно - в необычном внутреннем убранстве Преображенского собора, созданного по замыслу владыки Платона. Небольшой по размерам собор был построен "овальной фигурой", которая усиливала цельность его облика. Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры, так-как именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над искусственной пещерой возвышался алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня, имевший вид евангельской горы Фавор. Для бо́льшего правдоподобия храм был устлан мхом, украшен цветами и кустарниками.
В 1786 году в Вифанскую обитель из Лавры был торжественно перенесен гроб преподобного Сергия Радонежского - главная святыня новой обители. В том гробу мощи святого находились до переложения их в устроенную благоверным царём Феодором Иоанновичем раку. Для гроба устроили медный футляр с посеребрённой передней стенкой, на которой размещались чеканные изображения: явления Божией Матери преподобному Сергию, Распятие Господне с двумя предстоящими ангелами, и моление преподобного Сергия с учениками. В футляре была устроена дверца, которая позволяла прикладываться непосредственно к святыне. Гроб поместили в нижнем Лазаревском храме, для чего возле алтаря устроили как бы небольшую пещеру.
В целом пустынь имела план прямоугольника в центре которого расположился Спасо-Преображенский собор. Окружала пустынь невысокая кирпичная стена с башнями по углам. К святым вратам примыкали два небольших братских корпуса; два других стояли по сторонам собора: с юга покои владыки Платона с домовой церковью, с севера - гостиные кельи. Были также устроены братское кладбище и конный двор.
Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 году. Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании.
В 1796 году на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 года император, вскоре по венчании на царство, прибыл в Троице-Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию. На следующий день государь приехал в пустынь и отобедал в ней; он был весел, и всё виденное хвалил. Приезд государя имел большое значение: уже 1 мая того же года был обнародован императорский указ об обители. "Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании," - говорилось в указе, - "и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым", самодержец повелевал возвести Вифанскую пустынь в степень второклассного монастыря и учредить при ней семинарию. Также в указе говорилось об утверждении наместников Троице-Сергиевой Лавры настоятелями Вифанской обители. Митрополит Платон увековечил события 1797 года возведением обелиска под окном кабинета митрополичьих покоев.
Необычное устройство Спасо-Преображенского собора и его святыни быстро превратили уединенную Вифанскую обитель в место паломничества: после Лавры многие богомольцы считали своим долгом побывать в ней. Также, Вифания вскоре стала играть роль важного "училищного" монастыря благодаря высокому уровню открывшейся в 1800 году близ обители духовной семинарии.
Спасо-Вифанский монастырь. Открытка кон. XIX в. |
Развитие
В 1812 году, когда основатель обители и семинарии митрополит Платон (Левшин) скончался, согласно своему желанию он был погребён рядом с гробом преподобного Сергия, в нижнем Лазаревском храме Преображенского собора. С того времени Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого почитания приснопамятного митрополита.
На протяжении последующей вековой истории монастыря его здания и постройки многократно перестраивались. Появлялись и новые строения. Так, в 1860-х годах был возведён храм в честь Сошествия Святого Духа, а в 1893 году рядом с семинарией была выстроена монастырская гостиница.
К концу XIX века монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой пруда. С севера перед монастырём стояли большие красивые учебные и жилые корпуса духовной семинарии. Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита. Над зданиями "городка" возвышалась колокольня со святыми вратами. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять глав Духосошественской церкви. Постепенно разрослось и кладбище обители: в течении всего синодального периода в монастыре продолжали хоронить лаврскую братию.
Закрытие
В 1918 году была закрыта Вифанская духовная семинария, а монастырь был преобразован в сельхозартель и просуществовал так до 1925 года. В 1925 году имущество и здания бывшей обители были переданы детскому дому. В ведении братии Вифанской сельхозартели остались лишь два храма, которые действовали до 1928-1929 годов, но вскоре также перешли к детскому дому. После передачи церковь Сошествия Святого Духа была обращена в мастерскую.
Детский дом просуществовал на территории упразднённой обители до 1932 года, после чего монастырские здания перешли в ведение нового учреждения - Всесоюзного НИИ птицеводства. В этой связи бывшая Вифания стала именоваться Птицеградом. Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды НИИ. Со временем большинство построек монастыря были утрачены, главный Преображенский собор был разрушен в 1950-е годы, когда возобновились гонения на Церковь. Надгробия с могил монахов были использованы в качестве фундамента для птичников на окраине города, а также в постройке моста через пруд. На месте самого кладбища была устроена детская площадка и футбольное поле.
Вплоть до 1990-х годов в частично сохранившемся здании храма Сошествия Святого Духа действовали инкубатор, кинозал и танцплощадка, а в семинарском корпусе - кожвендиспансер. Сохранилось также здание бывшей монастырской гостиницы - трёхэтажная постройка из красного кирпича с торжественным крыльцом.
Восстановление
Возрождение обители началось в 1991 году, когда в "Новом" семинарском корпусе был восстановлен храм во имя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Но в 1993 году, во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, корпус сгорел, после чего остались только стены.
С 1998 года здания Вифанской обители стали постепенно возвращать Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 году в ведении Лавры открылось Спасо-Вифанское подворье. В первое время немногочисленная братия обители совершала богослужения в Никольском приделе (на верхнем ярусе) частично сохранившегося Духосошественского храма. В октябре 2007 году была совершена торжественная закладка Преображенского собора на историческом месте. Чин освящения закладки совершил лаврский наместник епископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков).
6 октября 2008 года синодальным решением Спасо-Вифанское подворье было преобразовано в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Троице-Сергиевой Лавре [1]. К 2012 году была завершена постройка нового Преображенского собора, колокольни и келейных корпусов восстанавливаемой обители.
Настоятели
- Наместники Троице-Сергиевой Лавры (1783 - 1918 (1925/9))
- Даниил (Михайлов) (31 декабря 2002 - упом. 8 апреля 2013 [2])
- Аверкий (Лопатюк) ((упом. 7 мая 2015 [3]) с 27 декабря 2016 [4])
[1] Журнал № 88 заседания Священного Синода от 6 октября 2008 года, архив официального сайта Русской Православной Церкви за 1997-2009 гг., https://mospat.ru/archive/page/synod/2-0-0-8/a494.html
[2] http://www.vifansky-monastir.ru/node/451
[3] http://www.vifansky-monastir.ru/node/479
[4] Журнал № 131 заседания Священного Синода от 27 декабря 2016 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/4726691.html