"Кочующий Собор" части непоминающих архиереев (значительной части "даниловцев" и "андреевцев"), якобы тайно состоявшийся весной-летом 1928 года в Сызрани, Ельце и Вышнем Волочке.
Согласно первому известному изложению о "Кочующем Соборе" - статье раскольника-авантюриста А. Б. Смирнова (т. н. "архиепископа Готфского Амвросия (графа фон Сиверса) Катакомбной церкви") от 1997 года [1], это собрание объявило сторонников заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) безблагодатными еретиками и анафематствовало их; почтило старый обряд и осудило Московский Собор 1666-1667 года как "разбойничий"; рассмотрело новые документы, свидетельствующие о принадлежности преподобного Серафима Саровского к старообрядчеству; канонизировало царскую семью. Автор также опубликовал "29 канонов", якобы принятых "Кочующим Собором".
Несмотря на одиозность автора и отсутствие иных свидетельств о "Кочующем Соборе" 1928 года, сведения об этом собрании стали быстро распространяться в церковно-исторической литературе. В частности, на "Кочующий Собор" стали ссылаться И. И. Осипова [2] и С. Л. Фирсов [3]. Последний заявил по поводу "канонов Кочующего Собора", что "стиль документов, слова, в них употребляемые, форма приводимых доказательств заставляют признать, что обнародованные документы были созданы в 1920-х гг. и не являются более поздней подделкой" [4]. Одним из видных церковных историков, рано введших сведения о "Кочующем Соборе" в научный оборот стал также М. В. Шкаровский, оценивший деятельность собрания как "идеологическое оформление движения ИПХ" [5]. В пользу действительности "Собора" и его деяний на основе "многих побочных фактов" выступил исследователь и активист старообрядчества историк Б. П. Кутузов [6]. Наконец, подлинность "Кочующего Собора" и его деяний была поддержана рядом раскольнических групп и сект, нашедших в нём опору для своей деятельности.
Однако сомнительность многих фактов, излагаемых в первоначальной публикации 1997 года, а также отсутствие иных свидетельств о "Кочующем Соборе", позволили многочисленным исследователям сразу поставить реальность "Собора" и его "канонов" под вопрос. Одним из первых с резкой критикой версии о "Кочующем Соборе" выступил церковный писатель и публицист П. Г. Проценко, усмотревший в ней откровенную фальсификацию [7]. Среди выразивших свои сомнения к началу 2000-х годов были А. В. Антонов, О. Ю. Васильева, протоиерей Владимир Воробьёв, Д. В. Поспеловский, протоиерей Владислав Цыпин; Шкаровский и Фирсов также стали сдержаннее относиться к этим материалам.
Использованные материалы
- Журавский А. В., "К вопросу о классификации оппозиционных движений и групп митрополиту Сергию (Страгородскому)", конференция История Русской Православной Церкви в ХХ веке, ноябрь 2001, резиденция Будимской епархии Сербской Православной Церкви (Сэнтендре, Венгрия), пуб. на сайте Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей:
[1] "Катакомбная Церковь: “Кочующий” Собор 1928 г.", Русское Православие. Всероссийский Вестник И.П.Х., СПб., 1997, №3 (7)
[2] Осипова И. И., "Сквозь огнь мучений и воду слез..." Гонения на Истинно-Православную Церковь. По материалам следственных и лагерных дел заключенных, М.: Серебряные нити, 1998.
[3] Cм. Фирсов С. Л., Время в судьбе: Святейший Сергий, патриарх Московский и всея Руси, СПб., 1999.
[4] Фирсов С. Л., "Митрополит Сергий (Страгородский) в оценках и мнениях современников (к постановке вопроса)", конференция История Русской Православной Церкви в ХХ веке, ноябрь 2001, резиденция Будимской епархии Сербской Православной Церкви (Сэнтендре, Венгрия), пуб. на сайте Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей, http://www.rocor.de/assets/alt/html/documents/Sentendre/sergiy.htm
[5] Шкаровский М. В., "Церковное сопротивление в СССР", фрагмент гл. III из кн. Православие при социализме. Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 - 1964 гг, М., 1999, http://caplja.narod.ru/users/poproman/materiali/shkar.htm
[6] "Так был ли Кочующий Собор?", Независимая газета, 8 декабря 1999, http://www.ng.ru/dialogue/1999-12-08/5_sobor.html
[7] Проценко П. Г., "Миф об Истинной Церкви", Вестник русского христианского движения, 1998, № 179, http://www.rp-net.ru/book/articles/vestnik/179.php