Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАННИКИЙ (СПЕРАНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанникий (Сперанский), еп. Красноярский. Фотография. 29 июля 1948 г. (ГАРФ)
Иоанникий (Сперанский), еп. Красноярский. Фотография. 29 июля 1948 г. (ГАРФ)
Иоанникий (Сперанский) [1] (1885 - 1969), епископ б. Красноярский, викарий Новосибирской епархии

В миру Сперанский Иван Никонович, родился 31 декабря 1885 года в селе Налючи Старорусского уезда Новгородской губ. в семье священника, настоятеля Троицкой церкви с. Налючи.

В 1892 году лишился отца, а в 1893 году - матери. Находился на попечении деда по отцу - протоиерея, служившего в г. Демянске Новгородской губ. В 1893-1895 гг. учился в Демянском уездном училище. Затем переехал к деду по материнской линии протоиерею в с. Ильина Гора той же губ., где учился в сельской земской школе, которую окончил в 1896 году. 18 августа того же года уехал в Санкт-Петербург со старшим братом, служившим законоучителем и священником во всесословном женском институте принцессы Терезии Ольденбургской. Он подготовил Сперанского к поступлению в духовное училище.

В 1897-1901 годах учился в Старорусском духовном училище, в 1901-1907 годах - в Новгородской духовной семинарии. В 1907 году волонтером поступил на казенное содержание в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1912 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Литературная деятельность прп. Нила Сорского». Иван Никонович Сперанский хотел поступить в университет на естественнонаучный факультет, но ему необходимо было определиться на службу по духовно-учебному ведомству, согласно условиям его казенного содержания в духовно-учебных заведениях.

Псаломщик и проповедник

30 сентября 1914 г. определен псаломщиком к Преображенскому (?) собору г. Тихвина, 7 декабря переведен, согласно прошению, в церковь с. Ивановского Старорусского уезда.

3 августа 1917 года переведен в Успенскую церковь г. Старая Русса. С 23 декабря того же года служил в той же должности в старорусском Воскресенском соборе. По благословению церковного начальства был проповедником в соборах Санкт-Петербурга и Новгорода.

В июне 1917 года был избранным членом на Первом свободном епархиальном съезде депутатов духовенства и мирян Новгородской епархии, Всероссийском съезде православного духовенства и мирян. По избранию от Новгородской епархии был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., на котором выступил сторонником восстановления Патриаршества. Также принял участие в работе отделов Собора о Высшем церковном управлении, о духовно-учебных заведениях, о благоустроении приходов. Впоследствии был постоянным участником Новгородских епархиальных съездов.

Принятие монашества и священства

23 октября 1918 года определен в число братии Валдайского Святоозерского Иверского монастыря. 9 марта 1919 года пострижен в монашество архим. Иосифом (Николаевским) с именем Иоанникий.

8 июня 1919 года рукоположен во иеродиакона, 9 июня - во иеромонаха Дмитровским еп. Димитрием (Сперовским) в Преображенском храме г. Старая Русса. Определен временно проживать в старорусском Преображенском мужском монастыре на Острову, исполняя послушание секретаря.

Весной 1920 года назначен епархиальным миссионером-проповедником.

Настоятель монастыря Антония Римлянина

В декабре 1920 года назначен настоятелем Новгородского монастыря Антония Римлянина. 27 апреля 1921 года возведен в сан игумена, 9 апреля 1922 года - в сан архимандрита с правом предоставленной монастырю привилегии архиерейского служения.

Боролся против обновленчества, выступая с проповедями по всей епархии. После захвата обновленцами новгородского Антониева монастыря проживал у родственников в Новгороде на иждивении духовных чад. Служил в единственном православном новгородском храме и в церкви, не подчинившейся Высшему церковному управлению, в Старой Руссе.

Дважды подвергался арестам ОГПУ: 2-18 октября 1922 года и 16-25 января 1923 года, оба раза был освобожден под подписку о невыезде с обязательством еженедельно отмечаться в ОГПУ. Получил разрешение на поездки для служения и проповедей, несмотря на противодействие обновленцев. Был оплачиваемым лектором при новгородском «Культпросвете», принимал участие в религиозных диспутах.

Епископ Старорусский

В связи с освобождением Старорусской кафедры постановлением местных церковных советов был предложен в качестве кандидата в епископы. 27 мая 1923 года тайно хиротонисан во епископа Старорусского, викарного епископа Новгородской епархии. Хиротонию в новгородском Юрьеве монастыре совершили Бирский еп. Трофим (Якобчук), Новгородский викарный, Валдайский еп. Иосиф (Невский). Тайная хиротония была признана законной патриархом Тихоном, который назначил еп. Иоанникия также временно управляющим Новгородской епархией.

25 июля того же года был вызван в Москву ОГПУ, по прибытии 27 июля арестован, отправлен в дом заключения ОПГУ, затем переведен в Бутырскую тюрьму. 24 августа в административном порядке приговорен к двум годам ссылки в Нарымский край. Переведен в Таганскую тюрьму, откуда по этапу направлен к месту ссылки. Продолжал считаться епископом Старорусским. По прибытии был прикреплен к центральному пункту в с. Колпашево (ныне город в Томской обл.), проживал в близлежащих деревнях. 24 августа 1925 года освобожден, 25 сентября того же года вернулся из ссылки в г. Старая Русса.

13 октября 1925 года по благословению патриаршего местоблюстителя Петра (Полянского) вступил в управление Старорусским викариатством.

С 25 ноября 1925 по 25 января 1926 года находился в заключении в Новгородском исправдоме, направлен в психиатрическую клинику для экспертизы. Отпущен под подписку о психиатрическом лечении.

Отказ от предложенных назначений, увольнение на покой

В сентябре 1926 года назначен епископом Витебским и Полоцким, от назначения отказался.

С 14 июня по 9 июля 1927 года находился в заключении в Старорусском исправдоме, согласно его автобиографии, в связи с начавшимися арестами после убийства еп. Поликарпа (Войкова) в Польше [2]. Освобожден под подписку о временном невыезде.

30 августа 1930 года назначен управляющим Вятской епархией с сохранением титула "епископ Старорусский", но с передачей управления викариатством другому архиерею. От всех назначений отказался, желая остаться в Старой Руссе, с его слов, видел в назначениях интриги против него [3]. На прошение об отказе принять кафедру еп. Иоанникию было предписано выехать в двухнедельный срок и доложить о прибытии в Патриархию. В ответ он просил уволить его на покой, что и было сделано в связи "с нахождением такого настроения Епископа не к созиданию Церкви Божией".

29 апреля 1931 года был назначен епископом Орловским, но снова выразил отказ от назначения, за что предполагалось подвергнуть его прещению в служении. Однако, согласно решению консилиума врачей о необходимости его лечения в Старой Руссе и личному прошению, освобожден от назначения с предоставлением права служения только в одной старорусской Георгиевской церкви. Для решения этого вопроса ездил в Москву в Патриархию. В дальнейшем, согласно ходатайствам, служил в других церквах города и в соборе. Согласно автобиографии, управляющий Новгородской епархией Хутынский архиеп. Алексий (Симанский) требовал его перевода со Старорусской кафедры, не желая иметь его викарием из-за неисправности по службе, самонадеянности и стремления к самостоятельности, чего Иоанникий за собой не замечал.

Лагерное заключение

18 февраля 1934 года был арестован. После допросов был переведен в дом предварительного заключения в Ленинграде. 28 февраля постановлением Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Ленинградской обл. приговорен к пяти годам ИТЛ. Отбывал заключение в Дмитровском ИТЛ на строительстве канала Москва-Волга, с 6 мая 1935 года - в Ухтинско-Печорском ИТЛ.

Валдай, эвакуация в Красноярск

18 февраля 1939 года, по окончании срока заключения, получил разрешение поселиться в Ленинградской обл. и выбрал г. Валдай. Из-за болезни он пробыл в больнице лагеря до 9 июля. 23 июля 1939 года прибыл в Валдай, где жил частным образом, изредка, с его слов, навещая Старую Руссу.

В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, после взятия немцами Старой Руссы и возникновения угрозы для Валдая, был эвакуирован в Красноярский край, где поселился в с. Камарчага Манского района. В Красноярске писал письма на фронт для поднятия духа воинов.

21 апреля 1947 года назначен настоятелем кладбищенской Николаевской церкви в г. Красноярске.

Осенью 1947 года был вызван к патриарху Алексию I по делу назначения на кафедру, был удостоен "благоволения и всепрощения". Выехал в Красноярск ожидать назначения.

Епископ Красноярский

23 января 1948 года назначен епископом Красноярским, викарием Новосибирской епархии.

Ок. 1955 года был арестован после выступления в храме девочки-пионерки с приветственным словом к Новосибирскому митр. Варфоломею (Городцову). По рассмотрении дела был освобожден, но власти потребовали его удаления из Красноярска.

На покое

В 1956 года определен на жительство в Новонямецкий Вознесенский (Кицканский) мужской монастырь. По некоторым данным, с 1961 года в монастыре также находился на покое Сан-Францисский еп. Феодор (Текучёв). После закрытия монастыря в мае 1962 года Иоанникий вместе с еп. Феодором временно переехал в монастырь Кэприана в Молдавии. Еп. Иоанникий обратился к Кишинёвскому и Молдавскому архиеп. Нектарию (Григорьеву) с просьбой ходатайствовать перед патриархом о направлении на постоянное проживание в Новосибирск. По благословению Патриарха в июле того же года переехал из Молдавии в Новосибирск.

2 ноября 1962 года ему было определено пребывать в Псково-Печерском Успенском монастыре. Туда же вскоре был направлен и еп. Феодор.

Исключительный проповедник. Служил с большим духовным подъемом красиво и величественно. Отличался строгостью в соблюдении церковного устава. Любил поминать усопших. Служил на кладбище на одиноких могилах. Бедным служил бесплатно. Страдал винопитием. В последние годы жизни потерял зрение, смиренно переносил болезнь, вел аскетический образ жизни.

Скончался 2 ноября 1969 года. Похоронен в Псково-Печерском монастыре.

Награды

Литература

  • “Журнал Засед. Св. Син.” № 12 от 22 ноября 1956 г.
  • “Урал. Церк. Вед.” (обновл.) 1927, № 12-13, ноябрь, с. 2.
  • “Списки архиереев” 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 21.
  • ФПС I, № 169, с. 7, IV, с. 4, V, № 95.
  • ФАМ I, № 114, с. 9.
  • Назначения на архиерейские кафедры и перемещения архиереев: [Назначен еп. Красноярским, викарием Новосибирской епархии] // ЖМП. 1948. № 4. С. 10;
  • Архипастырские труды // Там же. 1956. № 11. С. 9;
  • Алипий [Воронов], архим. Еп. Иоанникий [Сперанский]: (Некр.) // Там же. 1970. № 1. С. 15-16;
  • Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 369;
  • Акты свт. Тихона. С. 976;
  • За Христа пострадавшие. С. 511-512;
  • Цыпин. История РЦ. С. 25, 740;
  • У «пещер Богом зданных»: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ в. / Сост.: Ю. Г. Малков, П. Ю. Малков. М., 1999. С. 395-397;
  • Петров М. Н. Крест под молотом. Новгород, 2000. С. 366;
  • Священный Собор Правосл. Рос. Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 1-я сессия. С. 42, 88, 385; 2001. 2-я сессия. С. 182, 369, 425, 486, 487; 2000. 3-я сессия. С. 268, 303, 326;
  • Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митр. Нестора (Анисимова) / Авт.-сост.: О. В. Косик. М., 2005. Т. 2. С. 388, 390, 391, 460, 491;
  • Губонин. История иерархии. С. 246-247, 332, 355.

Использованные материалы



[1]  Иногда упоминается как Иннокентий

[2]  ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 5 об.

[3]  ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 6

Редакция текста от: 22.11.2015 14:10:49

"ИОАННИКИЙ (СПЕРАНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google