Ап. Клеопа (фрагмент фрески "Трапеза в Эммаусе", автор Зорзис Фука, 1547 г.) Монастырь Дионисиат, Афон |
Память 30 октября (Греч. [3]) и в Соборе семидесяти апостолов
Клеопа был одним из двух учеников, которым явился Господь по Своем воскресении на пути в селение Эммаус. В третий день по смерти Спасителя, Клеопа, вместе с другим учеником Христовым, шел из Иерусалима в селение Эммаус. На пути явился им сам Господь, который подошел к ним в то время, когда они рассуждали между собою о последних событиях в Иерусалиме, т.е. о суде над Господом и Его крестной смерти. Господь спросил их: о чем они рассуждают и от чего так печальны? Тогда Клеопа рассказал Ему об Иисусе Назарянине, о Его великих делах и учении, о Его страданиях и крестной смерти, и присоединил: "а мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиля; но вот уже ныне третий день, как это случилось; и нас изумили некоторые женщины из наших. Они рано были у гроба, и не нашли тела Его, и пришедши сказывали, что они видели явившихся Ангелов, которые говорят, что Он жив. И ходили некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили. Но Самого не видели." - Тогда Господь, видя недостаток веры их в предсказания пророческие, объяснил им все места о Нем из Писания, начиная от Моисея. Среди разговоров приблизились они к тому селению, в которое шли. Христос показал вид, что Он хочет идти далее, но они уговорили Его остаться с ними, и Он вошел с ними в дом, и когда возлежал с ними за столом, взяв хлеб, благословил, и преломив подал им. В это время открылись у них глаза и они узнали Его; но Он стал невидим. Тогда сказали они друг другу: "не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге; объясняя Писания?" и тотчас же вставши, пошли обратно в Иерусалим, и нашли вместе одиннадцать апостолов и других с ними учеников, которые говорили им, что Господь истинно воскрес и уже явился Симону Петру. И они рассказали, что с ними было на пути и как они узнали Господа в преломлении хлеба (Лк 24).
О личности Клеопы написано сравнительно много и в нашей литературе, не говоря уже о западной, но сказать о нем что-нибудь вполне точное, определенное весьма трудно, мнения о нем различны.
Некоторые отличают Клеопу, упоминаемого у евангелиста Луки, от мужа Марии Клеоповой, упоминаемой у евангелиста Иоанна (Ин. 19:25), находя различие в самом имени; у Луки на греческом пишется: Κλεόπας, а у Иоанна: Κλωπας. Первое имя - греческое (сокращенная форма: Кλέοπατρος;) а последнее - арамейское (от слова Cleopae, или Cleophae; см. Алфей). Другие указывают на тождественность этих имен и, следовательно, речь может идти об одном человеке.
Явление Господа апп. Луке и Клеопе на пути в Эммаус. Фреска |
Многие отождествляют Клеопу с Алфеем, отцом апостола Иакова [7]. Если Иакова малого, сына Марии Клеоповой, не стоявшего в родственном отношении к Господу, отождествлять, что делают многие, с Иаковом Алфеевым, то спорный в науке вопрос, равнозначны ли имена Клопа и Алфей, решается в утвердительном смысле. Весьма вероятно, что арамейское "Алфей" - Chalphay переходило в произношении в "Калпай" = Клопа(й). По Брокгаузу, более вероятно, что оба имени, Клеопа и Алфей, представляют собой греческий вариант двух различных семитских имен [8].
Литература
- Проф. Н. Н Глубоковский, Благовестие христианской свободы в послании св. Апостола Павла к Галатам, Спб. 1902, стр. 64-69
- Проф. А. Л. Лебедев, Братья Господни (обзор и разбор древних и новых мнений по вопросу; историко-критическое исследование, Москва 1905 г.
- Православная богословская энциклопедия. VI. 54-91; VIII, 861.
- J. В. Lightfoot, Saint Paul’s Epistle to the Galatians, London 1890, p. 252-291;
- Th. Zahn, Forschungen z. Geschichted. neutestam. Kanons, Th. VI, Leipzig 1900.
- Hastings, À Dictionary of the Bible I, p. 74. 449; 321. 322.
- Cheine, Encyclopedia Biblica 1. col. 848-853
- Vigouroux, Dictionnaire de la Bible I, col. 806-807.
- The Catholic Encyclopedia IV, p 48.
- J. Hastings, A Dictionary of Christ and the Gospels I. 337-338. 232-237
Использованные материалы
- Прот. Д. И. Богдашевский. "Клеопа" // Православная богословская энциклопедия. Том 11, стлб. 54. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1910 г.
- Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
- Полный Православный богословский энциклопедический словарь, стлб. 1353
- Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза
[3] "Ὁ Ἅγιος Κλεόπας ὁ Ἀπόστολος ἐκ τῶν 70" // Греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/1034/sxsaintinfo.aspx.
[4] Так, в Календаре Русской Православной Церкви в алфавитном списке святых читаем: "Клеопа, апостол от 70-ти, брат Иосифа Обручника, сщмч."
[5] Церковная история Евсевия 3, 11, 3, 32:6
[6] Прот. Д. И. Богдашевский. "Клеопа" // Православная богословская энциклопедия. Том 11, стлб. 54. Полный Православный богословский энциклопедический словарь, стлб. 1353
[7] Полный Православный богословский энциклопедический словарь, стлб. 1353
[8] Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза