Схиархим. Зосима (Сокур) |
В миру Сокур Иван Алексеевич, родился 3 сентября 1944 года в селе Косолманке Верхотурского района Свердловской области, куда мать будущего подвижника Мария Ивановна (впоследствии схимонахиня Мариамна, + 1981), простая и глубоко верующая крестьянка, была сослана после ареста на одном тайном монашеском богослужении. Отец, из донских казаков, погиб на фронте Великой Отечественной войны в год рождения сына. При крещении мальчику дали имя в честь святого пророка Иоанна Крестителя.
Рос в городе Авдеевке Донецкой области. Мать воспитала сына в благочестии. Великое значение для него имели и тайные соборные молитвы монахинь, которые были духовными чадами праведного Иоанна Кронштадтского и после многих лет тюрем и ссылок осели в Авдеевке. К ним принадлежала и монахиня Антонина, сестра матери Ивана. Они научили мальчика не только молитве, но и самоотверженному труду на пользу ближнего. Позднее о. Зосима вспоминал:
С раннего детства прислуживал в алтаре. В школе Авдеевки отрок терпел гонения за веру от учителей и сверстников, но переносил все с любовью, а учился отлично. В школьные годы побывал с матерью у преподобного Кукши Одесского в Почаевской Лавре. В 1961 году окончил среднюю школу в Авдеевке. Трудился в Киево-Печерской Лавре, где его духовником стал схиигумен Валентин, предостерегший юношу: "Тебе 13 раз будут предлагать епископство… Отказывайся… Твой путь - быть рядовым сельским батюшкой".
После закрытия Печерской Лавры жил в Свято-Духовом скиту Почаевской Лавры, но и оттуда вскоре изгнали насельников. В 1964 году выпустился из Донецкого сельхозтехникума. Немного работал ветеринаром.
Попытки поступить в Московскую духовную семинарию не имели успеха: документы Сокура, под давлением органов богоборческой государственной власти, не принимали. Пробыв год на послушании у архиепископа Новосибирского Павла (Голышева), получил возможность поступать в семинарию не из "сознательной" Донецкой области, а из "глухой" Сибири. Таким образом в 1968 году он был принят в Ленинградскую духовную семинарию и определен сразу во второй класс. По окончании семинарии продолжил обучение Ленинградской духовной академии. Все свободное время проводил в библиотеке, обложившись книгами. Участь в Ленинградских духовных школах близко узнал и некоторое время служил иподиаконом митрополита Ленинградского Никодима (Ротова), о котором впоследствии говорил как о человеке святой жизни. Оканчивая учебу, в Великую Среду 17 апреля 1975 года принял в академии монашеский постриг с именем в честь Савватия Соловецкого. Постригая студента в день памяти преподобного Зосимы Соловецкого, владыка Никодим пророчески молвил: "А умрешь Зосимой". Владыкой же Никодимом он был рукоположен во диакона и иеромонаха. Академию окончил со степенью кандидата богословия, написав работу по истории Русской Церкви "Валаамский монастырь и его церковно-историческое значение".
После учёбы был направлен в Успенский монастырь города Одессы. Через несколько месяцев в том же году, из-за болезни матери, попросил перевода в Донецкую область и в декабре 1975 года был принят в клир Ворошиловградской епархии.
Был определён к храму благоверного князя Александра Невского в посёлке Александровке Марьинского района Донецкой области. Здесь проявилось его радение о постройке и благоукрашении храмов, которое он впоследствии проявлял на всех местах своего служения. В условиях почти повсеместного закрытия и разрушения храмов под давлением безбожного режима, ему удалось обустроить в бедной церкви новый престол. Освящение престола состоялось на праздник Почаевской иконы Божией Матери в 1980 году.
В том же 1980 году был возведен в сан игумена. Пламенный молитвенник и заботливый пастырь, отец Савватий удостоился от Бога даров прозорливости и исцелений. Мудрость, сила веры и знание пути для спасения души человеческой сделали его старцем уже в 40 лет. К отцу Савватию тянулось всё больше народа, из-за чего безбожные власти стали чинить ему больше злоключений. 1982 и 1985 годы - пики гонений на отца Савватия со стороны властей. Ему угрожали и избивали, сутками заставляли босиком стоять на бетонном полу, но он еще более укрепляется духом, хотя его здоровье резко ухудшилось. Под давлением КГБ его переводили с одного прихода на другой.
22 ноября 1986 года был переведен в Васильевский храм села Никольского Волновахского района. Сюда не ходил рейсовый пассажирский транспорт, церковь была полуразрушена и без иконостаса, у входа в храм была свалка, а сгоревший дом священника ушел по окна в землю и превратился в сарай. В первый год своего служения в Никольском отец Савватий, вместе с добровольными помощниками, заменил иконостас, снес сарай, построил дом священника с крестильней, трапезную паломников. Почитатели следовали за пастырем и в Никольское, помогая ему отреставрировать храм.
В 1990 году был возведен в сан архимандрита. Указом от 4 ноября того года стал духовником Макеевского округа, а с 20 марта 1991 года - духовником Волновахского округа.
В 1992 году у отца Савватия обострились хронические болезни, и 21 августа того года епископом Донецким Алипием он был пострижен в великую схиму с именем Зосима. В новых условиях, после распада СССР, отец Зосима проявил себя как ревнитель духовного единства чад Русской Церкви, всегда призывая православных Украины соблюдать верность Московскому патриарху, не поддаваясь на попытки устроить украинскую автокефалию.
В честь двух святых основателей Соловецкого монастыря, имена которых ему довелось носить в монашестве, устроил возле храма колодец. По его молитвам вода колодца, сначала горькая и соленая, стала сладкой и целебной. В 1997 году взял в аренду у сельсовета дом, стоявший вблизи Васильевского храма, и устроил там богадельню на 50 человек.
Шло время, и к пастырю приезжало все больше тех, кто искал исцеления от душевных и телесных недугов. За каждую душу, вырванную из пут демонических сил, враждующих против Бога, отец Зосима, принимал на себя болезни. В 1998 году он пережил клиническую смерть, во время которой видел небесные обители и слышал пение ангелов. После этого он начал строить монастырь, о чем ранее не помышлял. Те из его духовных чад, кто желал монашества и имел необходимые качества, образовали в Никольском две общины: братскую и сестринскую. В 1998 и 1999 годах были построены соответственно братский и сестринский корпуса. По сообщению журналиста С. Голохи, с благодарностью принимая помощь и пожертвования от меценатов, старец, однако, сначала благословлял восстановить Святогорский Успенский монастырь, помочь отреставрировать русские Афонский Пантелеимоновский и Иерусалимский Горненский монастыри, и только потом развернул широкое строительство у себя в Никольском. 19 мая 1998 года статус Никольского монастыря обрела женская община [2], а 21 декабря 2001 года статус Васильевского монастыря был присвоен и мужской общине [3]. Смежные монастыри также получили наименование Успенской обители.
1 февраля 1998 года схиархимандрит Зосима был назначен духовником Донецкой епархии. Вплоть до своего преставления оставался духовным отцом всего клира епархии, братии и сестер двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян. В последние годы земной жизни его называли "донбасским святым", слава о нём распространилась за пределы Русской Православной Церкви. К нему во множестве приезжали за спасительным словом, советом, помощью, благословением, получая исцеления и узнавая о своем будущем. При этом, к концу земной жизни болезни старца сделали его дни постоянной мучительной борьбой. Приём многочисленных посетителей порой прерывался обмороками, с 1998 года отец Зосима пережил четыре клинические смерти. Весь 2001 год провел в реанимации. Только под великие праздники его на день-два доставляли в обитель. На Пасху того года схимника привезли из больницы в очень тяжелом состоянии; врачи, которые были возле него, настаивали на том, чтобы немедленно вернуться в больницу. Но за 15 минут до полуночи отец Зосима облачился и отправился возглавлять Пасхальную службу.
Особенно благоговейно отец Зосима относился к богослужению, очень сильно почитал Божию Матерь и назвал основанную им обитель в честь своего любимого праздника - Её пречестного Успения. Господь судил своем служителю преставиться именно на этот праздник. Время кончины было открыто старцу заблаговременно. В последние дни он раздавал множество указаний (как потом стало понятно, посмертных) братьям и сестрам обителей, всем, кого встречал по пути на службу и с кем виделся в келье. Перед самой кончиной схимник сподобился некоего откровения: "Когда я умру, вы будете знать, - говорил старец братии, - часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся". В 23:45 минут 29 августа 2002 года, в день попразднования Успения Богородицы, остановилось сердце старца Зосимы - тогда же остановились и часы на его столике.
О. Зосима (Сокур) |
Память и почитание
По кончине тело схиархимандрита Зосимы было положено в специально отстроенной часовне-усыпальнице у алтаря Васильевского храма, перед Успенским собором обители. В часовне каждый день совершались панихиды и литии, насельники обители и паломники обращались к старцу как к живому, прося его благословения и молитвенной помощи.
Наставления
Старец Зосима оставил немало назидательных проповедей и поучений, которые говорил от боли своего сердца, простым и добрым, а иной раз - грозным и гневным словом.
Из духовного завещания
Критический взгляд
Не у всех, однако, деятельность и наставления старца Зосимы вызывают одобрение. Многие, говоря о его "Духовном завещании", отмечают: "В нём основатель монастыря в случае получения УПЦ даже канонической автокефалии фактически призывает к расколу: «В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, - беззаконная или „законная“, - автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским»" [5]. Архимандрит Аввакум (Давиденко) пишет: "Это тот самый старец Зосима, который внёс весомый вклад в дело разделения русской и украинской общин, вбив клин между Российской и Украинской христианской общественностью, сказав, что только одна Русская православная церковь реальна, во главе с московским патриархом, и если станет вопрос украинской, даже законной, автокефалии, то никого и ничего не слушать" [6].
Награды
Использованные материалы
- "История", официальный сайт Никольских Успенских Васильевского мужского и Николаевского женского монастырей:
- Страницы портала Православие.Ru:
- http://www.pravoslavie.ru/put/060412174909.htm - "Проповеди схиархимандрита Зосимы (Сокура)", 12 апреля 2006
- http://www.pravoslavie.ru/put/73350.htm - Славко Матвей, "Донецкий старец Зосима. К 70-летию со дня рождения", 3 сентября 2014
[1] "История", официальный сайт Никольских Успенских Васильевского мужского и Николаевского женского монастырей, http://nikolskoe.church.ua/istoriya/
[2] http://sinod.church.ua/2014/01/08/zasidannya-19-travnya-1998-roku/
[3] http://sinod.church.ua/2014/01/12/zasidannya-21-grudnya-2001-roku/
[4] Цит. по Славко Матвей, "Донецкий старец Зосима. К 70-летию со дня рождения", портал Православие.Ru, 3 сентября 2014, http://www.pravoslavie.ru/put/73350.htm
[5] "Донецкая "Обитель батюшки Зосимы" обвинила митрополита Владимира в измене и сравнила с Иудою", страница сайта Релігія в Україні (4 октября 2013 г.), http://www.religion.in.ua/news/ukrainian_news/23517-doneckay...tml.
[6] "Зосима Сокур: пророк или провокатор?", страница "Живого журнала", http://a-avvakum.livejournal.com/88714.html.