Апостольский символ, древнейший из трех вселенских, т. е. принятых всею христианской Церковью, символов или исповеданий веры.
Апостольский символ, писанный на латинском языке, был найден Руфином (+ 410). В толковании на этот символ Руфин утверждал, что это — подлинный текст символа веры, составленного апостолами на соборе в Иерусалиме. Явившись на собор, апостолы имели каждый свой особый символ веры, составленный применительно к потребностям места проповеди каждого из них; затем они решили общими силами составить один образец веры, который мог бы служить для них во время проповеди руководством и правилом, охраною от возможного разногласия. Они назвали свое коллективное произведение символом веры, что указывает на сбор или выборку содержащегося в нем учения из проповеди всех апостолов. Апостольским найденный им символ веры Руфин называет или потому, что каждое слово в нем дано апостолами (1 Кор 11, Деян 15), или потому, что он содержит веру, несомненно проповеданную апостолами. Но так как в каждом месте, где проповедовали апостолы, существовал свой символ веры, то название апостольского символа приличествует и многим другим символам.
Римская Церковь считает во всем его составе произведением апостолов; в более позднее время даже римская курия делала попытку определить с точностью, какие именно слова в апостольском символе какому именно апостолу принадлежат.
Начиная с XV в. стали высказываться сомнения относительно личного составления данного символа веры самими апостолами. Исследователи указывают на то, что если бы этот символ был написан непосредственно самими апостолами, он был бы помещен или в "Книге Деяний апостольских", или в каком-либо издании апокрифов. Тем не менее, основа его несомненно очень древняя. Предполагают, что он имеет генетическую связь с крещальным исповеданием веры, очень древним по своему происхождению. Позднее внесены в него некоторые добавления, так что последняя редакция его, по мнению некоторых, относится к V в. Самим Руфином текст апостольского символа очищен от примесей аквилейской его редакции. Мартиньи [1] сообщает четыре текста этого символа с разными чтениями.
На Западе символ этот употреблялся при крещении. Лютер сократил его. В Церкви греческой он был постепенно вытеснен из богослужебной практики символом никейским.
Литература
- Каспари, "Ungedruckte unbeachtete und venig beachtete Quellen zur Geschichte des Taufsymbols und der Glaubensregel" (3 т., Христиания, 1866—75);
- его же, "Alte und neue Quellen zur Geschichte des Taufsymbols und der Glaubensregel" (Христиания, 1879);
- А. Ган, "Bibliothek der Symbole und Glaubensregel der alten Kirche" (2 изд., Бресл., 1877);
- Кравуцкий, "Das apostol. Glaubensbekenntniss" (1872);
- Вигье, "Lе symbole des apôtres (1864);
- Никола, "Le symb. des apôtres" (1867);
- И. Чельцов, "Древние формы символа веры" (СПб., 1869).
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] "Dictionnaire", стр. 755