Вмч. Феодор Стратилат, енколпий XIII-XIV в., диаметр 52 мм |
Традиция ношения енколпиев восходит к древней христианской Церкви. Сначала енколпии имели форму четырехстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их — изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста той или другой формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра енколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 г. при раскопке одной из могил Ватикана. О существовании енколпиев в IV в. свидетельствует свт. Иоанн Златоуст.
Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого енколпия найден в 1862 г. в развалинах построенной Константином Великим базилики св. Лаврентия в Риме, на груди костяка, погребенного при церкви — вероятно, епископа.
Кресты-енколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже — и в России, до Петра I.
В древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники.
В церковно-археологических коллекциях, например в музее спб. духовной академии, находятся енколпии замечательные по величине и рисунку.
В XVIII в. енколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или влагалища внутри. По объяснению Симеона Солунского, "крест и енколпий, висящие у архиерея на груди, означают печать и исповедание веры, а что они висят на груди, этим означается исповедание от всего сердца" [1].
Современными разновидностями енколпиев являются панагия, наперсный крест и нательный крест.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.
- Словарь изобразительного искусства, 2004-2009
[1] Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900. С. 174.