Свт. Иларион Крутицкий |
Память 3 декабря (Святогорск. [1]) и в Соборах Святогорских (Укр.) и Тульских святых
Родился 20 декабря 1696 года в городе Соснице Черниговской губернии.
В 1714 году, имея склонность к изучению наук, покинул родной дом и ушел в Киев учиться. По окончании образования в Киевской духовной академии в 1721 году пожелал принять монашеский постриг в Киевском Братском монастыре. Постриг совершил учитель богословия иеромонах Иосиф (Волынский). Тогда же инок Иларион получил должность учителя в Киевской академии и трудился четыре года с усердием в этом звании.
В 1726 году был рукоположен в сан иеромонаха и стал префектом Харьковского коллегиума, где преподавал риторику и философию, слыл одаренным проповедником.
29 июня 1733 года был возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Успенского Святогорского монастыря на реке Северский Донец.
Был весьма требователен к себе и братии, от которой за это, как и его предшественник, архимандрит Митрофан (Шеинков), неоднократно подвергался неприятностям. Иеродиакон Иоасаф, сперва от себя одного, потом от имени братии, подал на архимандрита доносы в Белгородскую духовную консисторию, обвиняя его в излишней строгости к нему, Иоасафу, и ко всей братии, а также в неправильных распоряжениях по монастырской экономии. Но Иоасаф, вызванный следственной комиссией в Белгород на допрос, бежал из консистории, а доверенные от всей братии - иеромонах Софоний, иеродиакон Арсений и монах Ефестион - объявили в консистории, что они решительно не знают никаких вин за архимандритом; причем иеромонах Мисаил присовокупил, что он, хотя и умеет писать, но ни сам не подписывал доноса, ни другого кого не просил подписываться за него. Уже в указе консистории от 10 февраля 1735 года видим архимандрита Илариона снова начальником Святогорской пустыни. Упоминается его имя и в указах 1736 и 1737 годов.
Входил в состав организованной архиеп. Досифеем (Богдановичем-Любимским) комиссии по расследованию обстоятельств возможного хищения денег из Белгородской епархиальной кассы [2].
С 1738 по 1740 год управлял Николаевской Белгородской обителью на реке Донец.
На Московской земле
3 декабря 1739 году назначен настоятелем монастыря Саввы Сторожевского.
С 16 февраля 1741 года занимал должность в Канцелярии синодального правления.
В марте 1743 года назначен настоятелем Чудова монастыря, причем ему назначено жалованья 300 рублей в год из средств Синодальной типографии.
В 1743 году был кандидатом на Воронежскую кафедру, но тогда епископом был избран архим. Феофилакт (Губанов).
С 17 декабря 1744 года - архимандрит Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, с прежним, "каковое за библейский труд получал", жалованьем, а в священнослужении велено ему "облачение употреблять и мантию носить и место содержать по степени Чудова монастыря".
Несмотря на болезни, занимался научной деятельностью, для чего приезжал в Москву, останавливался на подворье Новоиерусалимского монастыря. В 1744 году вошел в Комиссию по исправлению славянской Библии. Святейший Синод предписывал ему "при слушании и исправлении Библии каждый день поутру и пополудни кроме недельных быть и слушание и исправление Библии иметь" вместе с архиепископом Московским Иосифом (Волчанским). За такой труд жалованье ему было повышено до половины архиерейского оклада, то есть до 750 рублей.
После смерти архиеп. Иосифа в 1745 году товарищем архимандриту Илариону по библейскому переводу был назначен учитель Московской академии греческих школ иеромонах Иаков (Блонницкий), причем им было велено положить в основание Библию, исправленную и проверенную при Стефане (Яворском), только еще раз проверить те места, которые там было признано нужным исправить.
В июне 1746 года они освидетельствовали "Требник" и "Чин присоединения к Православию иноверцев".
9 января 1747 года архимандрит Иларион доносил Синоду, что для успеха дела непременно нужно смотреть на достоверный цельный текст библейский, находящийся в греческих кодексах, и просил уволить его от такого дела, потому что "труждающиеся при чтении библейском должны знать совершенно греческий язык, а он греческому языку не учился", а к тому же "через три года при той Библии труждающийся ослабел немало глазами и повседневно продолжающемуся через четыре-пять часов и больше тому чтению удовлетворить не может" - и просил отпустить его в Воскресенский монастырь с тем, чтобы ему было оставлено и жалование за труды "по чтению Библии получаемое, понеже в Воскресенском монастыре пять только рублей определено в год архимандриту получать жалованья и больше приходу нет никакого". Просьба его была исполнена. Плодом деятельности архим. Илариона стали 290 тетрадей, которые содержали исправленный им библейский текст.
С 15 марта 1748 года - член Святейшего Синода, заседал в Московской синодальной конторе.
Архиерейство
Свт. Иларион (Григорович) |
О нестяжательности святителя Илариона во время его служения на архиерейской кафедре свидетельствует следующий случай. 13 января 1752 года он был вызван в Санкт-Петербург на Синод для присутствия в качестве синодального члена. На донесение его, что он не имеет средств ехать в Петербург и что Крутицкий архиерейский дом обременен более чем четырьмя тысячами долгу, последовало от 23 февраля того же года повеление: "Синодальному члену Преосвященнейшему Илариону в Санкт-Петербурге для присутствия в Синоде быть неотменно, а на представление его из Святого Синода отписать выговор с изъяснением, что он не для того в архиерея произведен, чтоб от неумеренных доходов долги наживать".
С 14 июня 1754 по 25 января 1758 года временно управлял Московской епархией.
Вблизи мест своих первых юношеских подвигов святитель освятил деревянный храм во имя святителей Московских, построенный Киево-Печерским архимандритом Лукой в Китаевой пустыни. Также по благословению святителя Илариона был освящен придел во имя святого Пафнутия Боровского во Введенском соборе Оптиной пустыни.
Архипастырские труды епископа Илариона в Москве стяжали ему славу святителя жизни богоугодной, подвижника и молитвенника.
Скончался 3 декабря 1760 (по др. источникам, 1759) года в 9 часов вечера "с подобающим христианским приготовлением, совершенным исповеданием и крепкой до самой кончины памятью". Был погребен в Москве, в архиерейском доме на Крутицах, в усыпальнице под придельным храмом Никольским при Воскресенской церкви. В 1930-х годах храм был перестроен под жилое помещение, погребение было утрачено.
Библиотека архиерея по завещанию поступила в Крутицкую семинарию.
Память и почитание
Место погребения святителя Илариона Крутицкого. Фото 1905 года с сайта Святогорской Успенской лавры |
5 октября 1987 года был канонизирован в лике местночтимых Тульских святых, во Всехсвятском соборе Тулы состоялся чин прославления Собора Тульских святых. 8 мая 2008 года был причислен к лику святителей Собора Святогорских святых.
Сочинения
- Слово в неделю шестую по Пасхе. М., 1742
- Слово в день рожденья [вел. кн.] Петра Федоровича. М., 1744
- Слово на новый год. М., 1747
- Слово на тезоименитство имп. Елизаветы Петровны. М., 1748
Плодом нескольких лет деятельности архимандрита Илариона по проверке перевода Библии были 290 тетрадей, заключавших в себе исправленный им библейский текст. Его работа была продолжена и вскоре увенчалась изданием т.н. "Елизаветинской" Библии в 1751 году.
Литература
- Амвросий Ист. Рос. Иерархии, т. I, с. 239, 641; т. II, с. 353; т. VI, с. 879, 893.
- Леонид, иером. Ист. церкви в пределах нынешн. Калуж. еп. Калуга, 1776, с. 65, 110.
- Едлинский М., свящ. Подвижники и страд. за веру правосл. и землю русскую. СПб, 1895, с. 67.
- Ратшин, с. 267.
- Толстой Ю., № 78.
- Строев П., с. 147, 165, 168, 1037.
- Историко-стат. опис. Харьковской еп. М., 1852, с. 126.
- Святогорская Успенская пустынь. Одесса, 1898, с. 64-65.
- Списки архиереев, № 78.
- Н. Д., с. 40.
- Рус. архив, 1895, кн. 2-я, № 7, с. 395.
- БЭЛ, т. V, с. 852.
- БЭС, т. I, с. 933.
- РБС, т. VIII, с. 81.
Использованные материалы
- Православная энциклопедия, т. 22, с. 127-128
- Страница сайта "Русское Православие":
[1] "Святитель Иларион, епископ Крутицкий (1760)", страница официального сайта Святогорской Успенской лавры, http://svlavra.church.ua/svyatitel-ilarion-episkop-krutickij/
[2] Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 37-38