Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЛАРИОН (ГРИГОРОВИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Иларион Крутицкий
Свт. Иларион Крутицкий
Иларион (Григорович) (1696 - 1760), епископ Крутицкий (Сарский и Подонский), святитель

Память 3 декабря (Святогорск. [1]) и в Соборах Святогорских (Укр.) и Тульских святых

Родился 20 декабря 1696 года в городе Соснице Черниговской губернии.

В 1714 году, имея склонность к изучению наук, покинул родной дом и ушел в Киев учиться. По окончании образования в Киевской духовной академии в 1721 году пожелал принять монашеский постриг в Киевском Братском монастыре. Постриг совершил учитель богословия иеромонах Иосиф (Волынский). Тогда же инок Иларион получил должность учителя в Киевской академии и трудился четыре года с усердием в этом звании.

В 1726 году был рукоположен в сан иеромонаха и стал префектом Харьковского коллегиума, где преподавал риторику и философию, слыл одаренным проповедником.

29 июня 1733 года был возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Успенского Святогорского монастыря на реке Северский Донец.

Был весьма требователен к себе и братии, от которой за это, как и его предшественник, архимандрит Митрофан (Шеинков), неоднократно подвергался неприятностям. Иеродиакон Иоасаф, сперва от себя одного, потом от имени братии, подал на архимандрита доносы в Белгородскую духовную консисторию, обвиняя его в излишней строгости к нему, Иоасафу, и ко всей братии, а также в неправильных распоряжениях по монастырской экономии. Но Иоасаф, вызванный следственной комиссией в Белгород на допрос, бежал из консистории, а доверенные от всей братии - иеромонах Софоний, иеродиакон Арсений и монах Ефестион - объявили в консистории, что они решительно не знают никаких вин за архимандритом; причем иеромонах Мисаил присовокупил, что он, хотя и умеет писать, но ни сам не подписывал доноса, ни другого кого не просил подписываться за него. Уже в указе консистории от 10 февраля 1735 года видим архимандрита Илариона снова начальником Святогорской пустыни. Упоминается его имя и в указах 1736 и 1737 годов.

Входил в состав организованной архиеп. Досифеем (Богдановичем-Любимским) комиссии по расследованию обстоятельств возможного хищения денег из Белгородской епархиальной кассы [2].

С 1738 по 1740 год управлял Николаевской Белгородской обителью на реке Донец.

На Московской земле

3 декабря 1739 году назначен настоятелем монастыря Саввы Сторожевского.

С 16 февраля 1741 года занимал должность в Канцелярии синодального правления.

В марте 1743 года назначен настоятелем Чудова монастыря, причем ему назначено жалованья 300 рублей в год из средств Синодальной типографии.

В 1743 году был кандидатом на Воронежскую кафедру, но тогда епископом был избран архим. Феофилакт (Губанов).

С 17 декабря 1744 года - архимандрит Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, с прежним, "каковое за библейский труд получал", жалованьем, а в священнослужении велено ему "облачение употреблять и мантию носить и место содержать по степени Чудова монастыря".

Несмотря на болезни, занимался научной деятельностью, для чего приезжал в Москву, останавливался на подворье Новоиерусалимского монастыря. В 1744 году вошел в Комиссию по исправлению славянской Библии. Святейший Синод предписывал ему "при слушании и исправлении Библии каждый день поутру и пополудни кроме недельных быть и слушание и исправление Библии иметь" вместе с архиепископом Московским Иосифом (Волчанским). За такой труд жалованье ему было повышено до половины архиерейского оклада, то есть до 750 рублей.

После смерти архиеп. Иосифа в 1745 году товарищем архимандриту Илариону по библейскому переводу был назначен учитель Московской академии греческих школ иеромонах Иаков (Блонницкий), причем им было велено положить в основание Библию, исправленную и проверенную при Стефане (Яворском), только еще раз проверить те места, которые там было признано нужным исправить.

В июне 1746 года они освидетельствовали "Требник" и "Чин присоединения к Православию иноверцев".

9 января 1747 года архимандрит Иларион доносил Синоду, что для успеха дела непременно нужно смотреть на достоверный цельный текст библейский, находящийся в греческих кодексах, и просил уволить его от такого дела, потому что "труждающиеся при чтении библейском должны знать совершенно греческий язык, а он греческому языку не учился", а к тому же "через три года при той Библии труждающийся ослабел немало глазами и повседневно продолжающемуся через четыре-пять часов и больше тому чтению удовлетворить не может" - и просил отпустить его в Воскресенский монастырь с тем, чтобы ему было оставлено и жалование за труды "по чтению Библии получаемое, понеже в Воскресенском монастыре пять только рублей определено в год архимандриту получать жалованья и больше приходу нет никакого". Просьба его была исполнена. Плодом деятельности архим. Илариона стали 290 тетрадей, которые содержали исправленный им библейский текст.

С 15 марта 1748 года - член Святейшего Синода, заседал в Московской синодальной конторе.

Архиерейство

Свт. Иларион (Григорович)
Свт. Иларион (Григорович)
22 мая 1748 года был хиротонисан во епископа Крутицкого (Сарского и Подонского).

О нестяжательности святителя Илариона во время его служения на архиерейской кафедре свидетельствует следующий случай. 13 января 1752 года он был вызван в Санкт-Петербург на Синод для присутствия в качестве синодального члена. На донесение его, что он не имеет средств ехать в Петербург и что Крутицкий архиерейский дом обременен более чем четырьмя тысячами долгу, последовало от 23 февраля того же года повеление: "Синодальному члену Преосвященнейшему Илариону в Санкт-Петербурге для присутствия в Синоде быть неотменно, а на представление его из Святого Синода отписать выговор с изъяснением, что он не для того в архиерея произведен, чтоб от неумеренных доходов долги наживать".

С 14 июня 1754 по 25 января 1758 года временно управлял Московской епархией.

Вблизи мест своих первых юношеских подвигов святитель освятил деревянный храм во имя святителей Московских, построенный Киево-Печерским архимандритом Лукой в Китаевой пустыни. Также по благословению святителя Илариона был освящен придел во имя святого Пафнутия Боровского во Введенском соборе Оптиной пустыни.

Архипастырские труды епископа Илариона в Москве стяжали ему славу святителя жизни богоугодной, подвижника и молитвенника.

Скончался 3 декабря 1760 (по др. источникам, 1759) года в 9 часов вечера "с подобающим христианским приготовлением, совершенным исповеданием и крепкой до самой кончины памятью". Был погребен в Москве, в архиерейском доме на Крутицах, в усыпальнице под придельным храмом Никольским при Воскресенской церкви. В 1930-х годах храм был перестроен под жилое помещение, погребение было утрачено.

Библиотека архиерея по завещанию поступила в Крутицкую семинарию.

Память и почитание

Место погребения святителя Илариона Крутицкого. Фото 1905 года с сайта Святогорской Успенской лавры
Место погребения святителя Илариона Крутицкого. Фото 1905 года с сайта Святогорской Успенской лавры
Свидетели его праведных подвигов во множестве стекались к гробнице избранника Божия. До 1816 года из стенного оконца можно было видеть его открытую гробницу, к которой сходился народ. На стене перед склепом была изображена надпись, содержавшая сведения о его жизни и подвигах.

5 октября 1987 года был канонизирован в лике местночтимых Тульских святых, во Всехсвятском соборе Тулы состоялся чин прославления Собора Тульских святых. 8 мая 2008 года был причислен к лику святителей Собора Святогорских святых.

Сочинения

  • Слово в неделю шестую по Пасхе. М., 1742
  • Слово в день рожденья [вел. кн.] Петра Федоровича. М., 1744
  • Слово на новый год. М., 1747
  • Слово на тезоименитство имп. Елизаветы Петровны. М., 1748

Плодом нескольких лет деятельности архимандрита Илариона по проверке перевода Библии были 290 тетрадей, заключавших в себе исправленный им библейский текст. Его работа была продолжена и вскоре увенчалась изданием т.н. "Елизаветинской" Библии в 1751 году.

Литература

  • Амвросий Ист. Рос. Иерархии, т. I, с. 239, 641; т. II, с. 353; т. VI, с. 879, 893.
  • Леонид, иером. Ист. церкви в пределах нынешн. Калуж. еп. Калуга, 1776, с. 65, 110.
  • Едлинский М., свящ. Подвижники и страд. за веру правосл. и землю русскую. СПб, 1895, с. 67.
  • Ратшин, с. 267.
  • Толстой Ю., № 78.
  • Строев П., с. 147, 165, 168, 1037.
  • Историко-стат. опис. Харьковской еп. М., 1852, с. 126.
  • Святогорская Успенская пустынь. Одесса, 1898, с. 64-65.
  • Списки архиереев, № 78.
  • Н. Д., с. 40.
  • Рус. архив, 1895, кн. 2-я, № 7, с. 395.
  • БЭЛ, т. V, с. 852.
  • БЭС, т. I, с. 933.
  • РБС, т. VIII, с. 81.

Использованные материалы



[1]  "Святитель Иларион, епископ Крутицкий (1760)", страница официального сайта Святогорской Успенской лавры, http://svlavra.church.ua/svyatitel-ilarion-episkop-krutickij/

[2]  Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности. Х., 1902. С. 37-38

Редакция текста от: 23.05.2020 17:16:53

"ИЛАРИОН (ГРИГОРОВИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google