Схи-игумения Ариадна Сан-Францисская |
В миру Мичурина Августа Александровна, происходила из богатого купеческого дома. Отца она лишилась рано в детстве, а в 1917 году скончалась и ее мать. Только что вышедшая из гимназии, 8 июня 1917 года, на 40-й день после смерти матери, Августа впервые переступила порог Иоанно-Богословской обители в Чердыни и сразу попала под начало игумении Руфины, основательницы монастыря. Игумения приняла молодую послушницу во время ее большого горя, приласкала ее, и с тех пор до конца до конца жизни она оставалась верной сотрудницей матери Руфины, перенося все ее тяготы. По вступлении в монастырь новую послушницу, посвятившую себя иночеству, наряду с другими послушаниями, сразу же назначили в приют для сирот погибших на войне воинов, помощницей заведующей и воспитательницей.
После 11-месячного пребывания в монастыре послушнице Августе пришлось вынести тяжкие испытания и страдания, когда обитель подверглась гонению безбожников. Вскоре последовал арест матушки Руфины, затем ее освобождение белыми войсками. В 1919 году, в сопровождении четырех сестер, в числе которых была послушница Августа, игумения Руфина, ничего не взяв с собою кроме ручного багажа и некоторого количества муки и масла, вынуждена была срочно покинуть монастырь. Через несколько месяцев они добрались в Новониколаевск (ныне Новосибирск), где "путешествующая обитель" с помощью добрых людей приняла 150 детей в приют и ясли и получила разрешение на создание Марфо-Мариинской общины. Но это начинание не получилось и матушка Руфина вместе с будущей матушкой Ариадной и еще одной послушницей, в вагоне, в предельной тесноте вынуждены были ехать на Дальний Восток. У сестер начался тиф и им пришлось остаться в Чите. В феврале 1920 года матушка Руфина, одинокая и измученная, прибыла во Владивосток, а через некоторое время приехали из Читы выздоровевшие сестры. На еду зарабатывали стиркой и весь свой заработок сестры отдавали матушке. Понемногу черная работа стала отменяться более тонкими видами труда: стежкой одеял, рукоделиями. Нашлись благодетели и было создано монастырское подворье, покровительницей которого стала Богородица Смоленская, Одигитрия, был получен участок земли близ городского кладбища с правом пользоваться кладбищенской церковью Всех скорбящих Радости. Сестры привели в порядок могилы на кладбище, рукодельничали, помогали при совершении треб. Обитель постепенно становилась на ноги, но просуществовала лишь 3 года, когда пришлось бросить и ее.
Начале июня 1923 года игумения с сестрами прибыли в Харбин. Материальная скудость, отсутствие денег на пищу, отсутствие дров и неприспособленность к уходу за заболевшей игуменией ставили молодых сестер в беспомощное положение. Только горячая вера в Бога и любовь к немощной и недвижимой матушке, уже почти не принимавшей пищи, давали им силу нести труд, приводивший их порою в полное изнеможение. Постепенно община стала устраиваться – число сестер стало рости, учреждена была обитель во имя Божией Матери Тихвинской при которой была устроена была маленькая церковь. В этой обители явилось чудо милости Божией, укрепившее насельниц в вере что Владычица Сама невидимо руководит жизнью обители и духовным развитием ее насельниц - 8 сентября 1925 года в руках игумении Руфины в один момент обновился образ Божией Матери Владимирской, чему была свидетельницей и мать Ариадна, так вспоминавшая об этом событии:
После этого обитель была переименована в Богородице-Владимирскую. В 1927 году послушница Августа была пострижена в рясофор с наречением имени Аглаиды, а в 1931 году рясофорная Аглаида была пострижена в мантию с наречением имени Ариадна. Матушка Ариадна и малое число других сподвижниц, прошедших школу монашеского послушания с игуменией Руфиной, стали ядром, собравшим сонм новых, юных и старых послушниц, инокинь и монахинь. Обитель росла, в 1932 году при ней открылся приют, в 1935 году появилось Шанхайское отделение Харбинской обители куда стала постепенно перебираться и вся обитель. Игумения Руфина переехала в Шанхай и начала там устраивать обитель и приют для сирот, оставив монахиню Ариадну в Харбине своей заместительницей. Летом 1937 года матушка Руфина почувствовала себя плохо, ее болезнь усилилась, но мать Ариадна не решалась ехать к ней, чувствуя себя связанной распоряжением игумении не отлучаться из Харбина. Наконец, как вспоминала мать Ариадна:
Она застала матушку Руфину в постели очень слабой и стала ухаживать за своей матушкой. 28 августа 1937 года игумения Руфина скончалась, завещав руководство в обители и в приюте старшей сестре - монахине Ариадне, ближайшей ее помощнице. С 16 сентября 1937 года монахиня Ариадна распоряжением архиепископа Мелетия была назначена настоятельницей Богородице-Владимирского монастыря, согласно избрания ее сестрами обители. Она знала о намерениях почившей, оставшихся неосуществленными из-за ее преждевременной кончины, знала она и о трудном положении обители. Обратившись с горячей молитвою о помощи к Небесной Покровительнице обители - Божией Матери, она спокойно приняла на себя тяжкую ношу. Учтя шанхайскую обстановку, матушка Ариадна пересмотрела планы благоустройства и развития обители согласно требованиям жизни Шанхая.
Игум. Ариадна (Мичурина) |
При новой игумении снова закипела работа. В обители заработали белошвейная и прикладных искусств мастерские, открылась молочная, ставшая снабжать население Шанхая первосортными молочными продуктами по доступным ценам, несколько позднее матушкой Ариадной была открыта трикотажная фабрика. Но главные труды направлялись на благоустройство и украшение храма. Матушка игумения тратила большие средства на религиозно-просветительные работы, издавая брошюры и листы различного духовного содержания. С раннего утра и до поздней ночи матушка Ариадна находилась на ногах, не оставляя ни одного дела, ни одной работы без своего наблюдения и руководства. Она была в курсе любой мелочи, отлично зная, в каком порядке все идет и как закончится.
Особой заботой матушки Ариадны пользовались дети Ольгинского приюта, большинство которых были сиротами. Они не только жили в отличных условиях, получали хорошое образование и показывали во всем завидные успехи, так что про них иногда говорили, что это институтки, а не воспитанницы приюта. Мать Ариадна часто говорила им: «Обращайтесь к Божией Матери, как к своей маме»; «расскажи Ей свое горе, как живой, и Она милосердная, тебя услышит». В другой раз учила говорить: «Сейчас я молюсь Тебе, Пречистая Матерь, но не оставь меня тогда, когда я не смогу молиться!» Однажды написала воспитаннице: «Как мне больно было узнать, что ты ссоришься! Как ты посмотришь Владычице в глаза, когда умрешь? А ведь мы все умрем, вечно жить не будем!» Вообще учила вести себя и поступать всегда так, как бы в присутствии Самого Господа. «Если мысли нехорошие бывают, чего-либо боишься, читай про себя Иисусову молитву»; «что-то потеряла или трудности какие - читай “Верую”». Матушка Ариадна во всем приглядывала за воспитанницами, заботилась о них как мать, и воспитывала их души в вере и любви к Спасителю, Царице Небесной, ко всему святому, вкладывала в них православный дух и любовь к Святой Руси - России.
Заботы игумении Ариадны распространялись не только на насельниц обители, но и за врата монастыря. Она нередко посещала страждущих людей с необходимыми вещами и продуктами, помогала устраивать их в госпиталь. Матушка иногда брала с собой послушниц и всегда сопровождала эти посещения словами: «Ты никому не говори, где мы были!» Иногда матушка клала в «корзиночки» для этих людей вкусные лакомства, которых в приюте девочкам не хватало, и если кто-то из девочек возражал, она отвечала: «Мы живем под покровом Царицы Небесной. Она нам пошлет. А у этих людей ничего нет».
Бывшая воспитанница вспоминала как в военное время матушка вечером брала в свою келью чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и в ночной тишине было слышно, как она плакала и молилась перед иконой, прося защиты и помощи - то об угле, то о хлебе, а то - о невинно заключенных. Иногда ездили вокруг города и матушка осеняла Шанхай Владимирской иконой.
После Второй мировой войны обитель вновь переместилась на новое место – в Сан-Франциско, США, где с 1942 существовало монастырское подворье. 4 ноября 1948 года мать Ариадна выехала из Шанхая в Сан-Франциско, сопровождая чудотворный образ Божией Матери Владимирской и другие святыни обители, а затем стали группами переезжать сестры обители. В Сан-Франциско матушка Ариадна продолжала идти по стопам древних русских монастырей, молитвенно занявшись большой созидательной работой.
При вновь устроенном в монастыре, одной из первых православных обителей в Америке, были устроены типография «Луч», свечной завод, приходская школа имени святителя Стефана Пермского. Матушка Ариадна опубликовала несколько работ, посвященных своей наставнице игумении Руфине, издавала сборники «Светоч Любви». По приезде в Сан-Франциско матушка Ариадна приняла большое участие в выписке русских эмигрантов из Шанхая, приехавших в США через Тубабао, Филиппины, а позднее и из Европы. В 1950-х годах произошел большой наплыв эмигрантов-русских и обитель оказывала им большую моральную, а нередко и материальную поддержку, чаще всего совершаемую безымянно. 11 мая 1952 года, по инициативе игумении Ариадны и с благословения митрополита Анастасия и Сан-Францисского владыки Тихона, было открыто при обители «Братство ревнителей Православия» во имя святой равноапостольной Нины, для укрепления веры православной и помощи нуждающимся православным людям. Как о своих родных детях заботилась матушка Ариадна и о своих бывших воспитанницах после того, как вырастила и воспитала их. Ее любовь и щедрость к ним продолжалась и в Америке, она часто навещала и почти всегда с полными руками.
В свое время слезное увещевание игумении Ариадны хранить полноту предания Православной Церкви и не выбирать для себя что "важно", а что без чего "можно обойтись", утвердило недавно обратившегося в Православие Евгения Роуза, будущего отца Серафима. Как он впоследствии писал, ему впоследствии встречалось много людей с учеными степенями по Православному богословию, но ни в ком из них он "не чувствовал той власти простой игумении которая обратилась к его сердцу." Не смотря на их ученость, они "не сообщали ощущения или вкуса Православия так как это делала простая, богословски неученая игумения" [1].
Игумения управляла общиной твердой рукой и порой казалась суровой, но многие кто знал ее говорили о ней как о светоче веры и любви. Строгая жизнь монастыря и его расположение в неблагополучном квартале Сан-Франциско, Mission District, приводили в него лишь немногих новых послушниц и община умалилась. При этом мать Ариадна сумела сохранить монашескую традицию и передать ее следующему поколению.
В 1990 году архиепископ Антоний Сан-Францисский и Западно-Американский совершил постриг матушки Ариадны в великую схиму.
С 1991 года начался последний предсмертный подвиг матушки Ариадны – подвиг терпения многолетней мучительной болезни. У нее была парализована правая сторона тела и она лишилась дара речи. Сильно заболела она 1993 году, так что врачи были уверены, что она уже умирает, и были удивлены, не находя объяснений, когда ее здоровье стало улучшаться. В последующие годы матушка Ариадна лежала, окруженная сестрами, ухаживающими за ней с преданностью и любовью. 17 июня 1996 года у нее случился сердечный припадок, она перестала есть и пить. Архиепископ Антоний успел приехать и прочитать канон на исход души, во вторник матушка причастилась в последний раз Святых Христовых Таин. До конца она слышала и понимала все. Схи-игумения Ариадна (Мичурина) тихо скончалась в среду 19 июня 1996 года в 12 часов дня. Торжественное отпевание и похороны по монашескому чину возглавил владыка Антоний с владыкой Сеаттлийским Кириллом в сослужении с монастырским, соборным и епархиальным духовенством при диаконах и прислужниках, в полном храме. Уличное движение в районе монастыря было приостановлено и кавалькада полицейских на мотоциклах очищала путь и сопровождала длинную похоронную процессию до самого кладбища с Сан-Франциско.
Архив схиигумении Ариадны, содержащий материалы преимущественно по истории обители, хранится в Музее русской культуры в Сан-Франциско, а микрофильмы документов - в читальном зале Гуверовского архива.
Награды
- золотой наперсный крест с украшениями (к 10-летия игуменства за плодотворные и ревностные труды по руководству обители, согласно телеграфного извещения митр. Анастасия (Грибановского), указом свт. Иоанна Шанхайского от 26 ноября 1948, награждение совершено в Сан-Франциско 30 января 1949 архиеп. Западно-Американским Тихоном (Троицким)).
- юбилейный Свято-Владимирский крест (к 50-летию игуменства, 1988).
- юбилейная епархиальная медаль (к 50-летию игуменства, 1988).
Труды
- Торжество Святой обители. Обновившийся Образ Бога-Отца Саваофа. Чудотворная обновившаяся икона Владычицы Божией Матери "Владимирская", Шанхай: Изд-во Богородице-Владимирской женской обители; тип. И. Г. Романова, 1940, 20 с.
- Отрада и утшение, Харбин [2], 1941.
- «Жизненный подвиг игумении Руфины - воспоминания игумении Ариадны» [3], Светоч любви, Шанхай, 1941, 33 с. (2-е изд.: изд. Богородице-Владимирской обители в Сан-Франциско, 1960, 20 с.; 3-е изд.: Сан-Франциско, 1970, 40 с.).
- Царский путь Царской Игуменьи: Жизнеописание Всечестной Игумении Руфины, Шанхай: изд. Богородице-Владимирской женской обители, тип. "Никита" - "Дошин Пресс", 1948, 167 с.
- Раба Божия Блаженная Ксения, Шанхай: тип. "Никита" - "Дошин Пресс", 1948, 122 с.
Литература
- К 10-летнему юбилею чудесно обновившихся икон Господа Саваофа и Божией Матери "Владимирская", Харбин, 1935.
- Хлеб Небесный, Харбин, 1939, август; 1940, № 9; 1942, № 7, № 8-9;
- Светоч Любви, Шанхай, 1941; 1947, август 15 (28); Сан-Франциско, 1960 (2-е изд. сборника за 1941 г.).
- Русское Слово, газета, Шанхай, 20 июля 1947.
- История образа Божией Матери Владимирской, Богородице-Владимирская обитель, Сан-Франциско.
- Соллогуб, А. А., граф, ред., Русская Православная Церковь Заграницей 1918-1968 гг., т. 1.
- Зернов, Н. М., сост., Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972, Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
- "Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1956 г.", Православная жизнь. 1956, Джорданвиль, 1955.
- "Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1965 г.", Православная жизнь. 1965, Джорданвиль, 1964.
- "Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1982 г.", Православная жизнь, Джорданвиль, 1982.
- "Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами", Джорданвиль, 1991.
- Скопиченко, О., "Дни воспоминаний", Православная Русь, 1991, № 24.
- Полански, П., Русская печать в Китае, Японии и Корее, Москва: Пашков дом, 2002, 41.
- Александров, Е. А., Русские в Северной Америке: Биографический словарь, Хэмден; Сан-Франциско; Санкт-Петербург, 2005, 31.
- Устные воспоминания бывших воспитанниц Ольгинского приюта.
- Русский архив Гуверовского института.
Использованные материалы
- Ступина, Т. А., Амилахвари, Е. Т., «Жизненный путь схи-игумении Ариадны Сан-Францисской», Русскiй инокъ, 2005, № 37 (200) сентябрь:
- "Schema-Abbess Ariadna – A Beacon of Faith and Love", Orthodox America:
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?3_9067
- http://zarubezhje.narod.ru/av/a_019.htm
- «Игуменья Ариадна, 1900-1996», страница Гуверского института:
[1] Цитаты из "Введения" в книге святителя Иоанна Шанхайского, The Orthodox Veneration of the Mother of God, St Herman of Alaska Brotherhood, Platina, 1978.
[2] по другим данным - Шанхай
[3] или «Воспоминания об игумение Руфине»