Энгус Кульдей (ирл. Aengus Céli Dé [1]), (+ ок 824/830), игумен Клоненахский, епископ, преподобный.
Память 11 марта.
Родился в Ирландии, в роду Дальриадов (Dalriadans), королей Ольстера. В его юности он был послан отцем, Энгобой (Oengoba), учиться в монастыре Клоненах под началом знаменитого игумена Малатгени. Здесь он приобрёл огромный духовный опыт и знания, которые стали столь широко известны в тогдашней Ирландии, что считалось что никто не мог сравниться с ним в благодетели и знаниях о божественном.
Чтобы избежать мирской славы, он уединился в месте на семь миль от своей обители (которое и ныне называется "Дайзерт" (Dysert - "Пустынь") и предался суровой аскезе. За день он клал триста земных поклонов и читал всю Псалтирь, одну треть ее прочитывая в погруженным в холодную воду, привязанным за шею с столбу. Но и здесь его беспокоили посетители, и Энгус скрылся в монастыре Тамлахт (Tamlacht, Tallacht Hill), что в трёх милях из Дублина, где и жил неузнанным в течение семи лет под видом послушника-мирянина. Там он выполнял всякую тяжелую домашнюю работу дома, внутренне совершенствуясь в любви ко Господу и Богообщении. Однажды, когда он помог неудачнику-ученику отлично выучить урок, его тайна была раскрыта. Игумен обители, святой Мэльруайн Таллахтский (Maelruain of Tallaght), распознал в невиданном учителе пропавшего Энгуса. С этого времени они сделались друзьями, и Энгус начал работу над над своим знаменитым Мартирологом.
Энгус считал себя презреннейшим из людей, отрастил волосы и бороду и ходил в лохмотьях, чтобы его презирали и окружающие. Преподобный много и усердно трудился, и его вера была столь глубока, что по одной легенде, когда он, рубя деревья, отрубил свою левую руку, он спокойно приставил ее обратно, и она тут же приросла.
Когда святой Мэльруайном скончался в 792 году, Энгус возвратился в Клоненах, где стал вести жизнь по самому строгому правилу. Здесь он наследовал своему учителю Малатгени, будучи избран игуменом и хиротонисан во епископа [2].
Почувствовав приближение смерти, Энгус снова уединился в своей Пустыни (Dysert/Disertbeagh), где скончался около 824 или 830 года. Ныне это место известно как Энгусова пустынь (Desert Aenguis/Dysert Enos) - впоследствии здесь вырос известный монастырь.
Наследием Энгуса в ирландском монашестве стало так называемое движение "кульдеев" от древнеирландского Céli Dé что приблизительно значит "преданные, подданные Божии" или "дружина Божия" [3]. Изначально так именовали самого Энгуса, затем - его подражателей, а в одно время даже вообще всех монахов и отшельников ирландской традиции. Особенностью движения стало то что монахи, оставаясь отшельниками, собирались малыми группами (обычно по 13 человек по образу Христа и апостолов) в одном месте.
Труды
Преподобным Энгусом были составлены более длинный и более короткий Ирландский мартирологи, а также написаны пять других книг о святых его страны, содержавшихся в книге известной по-ирландски как "Saltair-na-Rann". Короткий мартиролог составил знаменитый метрический гимн "Felire" (Felire Aengus Ceile De) или "Festilogium". Более длинный мартиролог - "Мартиролог Таллахтский" - был составлен им совместно со святым Мэльруайном Таллахтским. Кроме мартиролога сохранилась его молитва ко Христу о прощении.
- Мартиролог Энуса (по-древнеирландски):
Литература
- Benedictines
- Farmer
- Husenbeth
- Montague
- Walsh
- Cross
- Flanagan
Использованные материалы
- "11 March", Celtic and Old English Saints, интернет-рассылка о кельтских и староанглийских святых свящ. Амвросия О´Маонай (Ambrois O´Maonaigh), РПЦЗ, Австралия:
- Свято-Германовский календарь:
[1] англ. Oengus the Culdee
[2] В Ирландии тех лет было обычно выдающихся игуменов в главных монастырях поставлять в епископы.
[3] "companions of God", "vassals of God", "God's sworn ally". Позднее раннее ирландское Céli Dé было неверно перетолкованно как латинское "Cultores Dei" (Богопоклонники, Богопочитатали) и стало писаться как culdei. Самая распространенный термин в англоязычной (а оттуда и в русскоязычной) историографии - culdee.