Марк I (+ 154/155 или 160/161), 16-й епископ Иерусалимский, священномученик
Память 22 октября (РПЦЗ [1])
Сведения о епископстве Марка I крайне скудны; известны лишь приблизительные его даты. Год начала его епископства Евсевий Памфил привел в своей "Хронике", однако в дошедших до нас латинских и армянских переводах "Хроники" он указан по-разному. По латинской версии, епископство Марка I началось в 136 году (2151-й год Авраама, 3-й год 228-й Олимпиады, 19-й год правления имп. Адриана). В армянском переводе указан 137 год (2152-й год Авраама, 20-й год правления Адриана). Евсевий нигде в своих сочинениях не отметил прямо, сколько времени Марк I занимал кафедру. Дата кончины Марка I в двух версиях "Хроники" Евсевия также указывается с разницей в год: в латинской версии - 160 год (2176-й год Авраама, 4-й год 134-й Олимпиады, 23-й год правления имп. Антонина Пия), в армянской версии - 161 год (2177-й год Авраама, 1-й год правления имп. Марка Аврелия). Т. о., по Евсевию, Марк I занимал кафедру без малого 23 года. Византийские хронисты начала IX века Георгий Синкелл и патриарх Никифор I Константинопольский приписывали Марку I всего восемь лет епископства. Георгий Синкелл первый раз упомянул Марка I под 5621 год от Сотворения мира, а последний - вместе с его преемником Кассианом под 5630 год. Это соответствует восьми годам при эксклюзивном счете, но относится к 129-138 годам н.э., т. е. Синкелл относит начало епископства Марка I ко времени до восстания Бар-Кохбы. При этом конец его епископата связывается уже с правлением Антонина Пия. Несмотря на сбивчивость этой хронологии, восьми лет епископского служения Марка I представляются достоверной цифрой. В полном соответствии с византийской традицией арабский хронист X века патриарх Евтихий Александрийский говорил о восьми годах епископства Марка I, однако указывал на период со 150 по 158 год (13-21 гг. правления Антонина Пия).
Упомянут в "Церковной истории" Евсевия Памфила как первый епископ из язычников, занявший кафедру после подавления римлянами иудейского восстания Бар-Кохбы и превращения Иерусалима в римскую колонию Элия Капитолина. До этого местную церковь составляли, за малым исключением, выходцы из иудеев; теперь же обрезанным был запрещён вход в город.
Принял мученическую смерть в 154/155 или 160/161 году при императоре Антонине Пие.
Почитание Марка Иерусалимского как святого в ранней православной традиции неизвестно. В Западной Европе оно появилось в IX веке благодаря святителю Адону Вьеннскому, который внёс память Марка под 22 октября в свой Мартиролог и указал, что тот был мучеником. Эту память заимствовал для своего мартиролога младший современник Адона Узуард. Позднее она вошла и в Римский Мартиролог.
Литература
- Euseb. Hist. eccl. IV 6. 4; V 12. 1;
- idem. Chron. T. 2. P. 168-171;
- Niceph. Callist. Hist. eccl. III 25; IV 19;
- ActaSS. Oct. T. 9. P. 477-484;
- MartRom. Comment. P. 468;
- MartUsuard. 1965. P. 326;
- Georg. Sync. Chron. P. 428-429;
- Niceph. Const. Chronogr. P. 124;
- Eutych. Annales // PG. 111. Col. 988;
- Adonis Vienensis Martyrologium // PL. 123. Col. 383.
- Le Quien. OC. T. 3. Col. 145-147;
- Papebrochius D. Tractatus praeliminaris de episcopis et patriarchis Sanctae Hierosolyminatanae Ecclesiae // ActaSS. Mai T. 3. P. XII;
- Venables E. Marcus (2) // DCB. Vol. 3. P. 824;
- Sauget J.-M. Marco di Gerusalemme // BiblSS. Vol. 8. Col. 738;
- Bagatti B. The Church from the Gentiles in Palestine: History and Archaeology. Jerus., 1971. P. 10-11;
- Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 999;
- Christians and Christianity in the Holy Land: From the Origins to the Latin Kingdoms / Ed. O. Limor, G. G. Stroumsa. Turnhout, 2006.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев. "Марк I" // Православная энциклопедия, т. 43, с. 673-674:
- Статья энциклопедии Mertens, А., Who was a Christian in the Holy Land:
[1] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 133, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf.