Св. Мартин, папа Римский |
Память 13 апреля (Греч. [1], Итал. - "со всеми епископами Запада, за Православие от монофелитов претерпевших" [2]), 14 апреля [3], 16 сентября (Антиох. [4], Греч. [5]), 20 сентября (Греч. [6], Итал. - "со всеми епископами Запада, за Православие от монофелитов претерпевших" [7]), в Соборе Крымских святых
Мартин Исповедник был уроженцем Тудера (ныне Тоди, Умбрия, Италия). Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642-649) пресвитер Мартин был избран на Римский первосвятительский престол.
В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.
Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констант (641-668) и Константинопольский патриарх Павел II (641-654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нём запрещались всякие дальнейшие споры.
Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в 649 году. Святой папа Мартин, твёрдый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь.
Разгневанный император, пытаясь воспрепятствовать Собору, приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. "И вот, убедившись, что рука Божья хранит Мартина, святейшего папу, экзарх Олимпий счел необходимым вступить в согласие с понтификом и всё, что ему было приказано, рассказать святейшему мужу". Олимпий отказался исполнить порученную ему миссию и восстал против императора, на несколько лет (649-652) взяв под свой контроль императорскую Италию. Военная экспансия арабов и прямая угроза Константинополю некоторое время не позволяли подавить этот мятеж, равно как и перейти к решительным действиям в отношении папы, остававшегося с точки зрения имперской администрации лишь «бывшим апокрисиарием».
Четыре года спустя (653), через год после смерти Олимпия, папа Мартин и преподобный Максим Исповедник были арестованы по обвинению в государственной измене. Попутно на словах прибавлялись разные обвинения - и религиозные, и политические, будто папа неправославно учил ο Богородице или будто он посылал деньги сарацинам. К тому времени папа уже несколько месяцев лежал в постели из-за подагры. Экзарх Италии Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи.
В сентябре 654 года измученного исповедника привезли на суд в Константинополь.
Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шёл допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя.
«Скажи, несчастный, какое зло умыслил ты против императора?» — начал допрос председатель. Папа молчал. Выдвинута была вереница свидетелей. Это были подчиненные Олимпия и его солдаты. Спасая свои жизни, они должны были заслужить прощение за участие в деле Олимпия путём лжесвидетельствования против папы. И они лгали по подсказке. Папа, слыша все эти гнусности, просил судей не приводить этих свидетелей к присяге, чтобы не отягощать их преступления ещё и клятвопреступлением.
Когда папу Мартина спросили, что он на это скажет, тот начал было свою речь: «Когда Типос был опубликован и прислан в Рим...» На этом его оборвал префект Троил: «Ты должен говорить не ο вере, a только ο бунте и твоём участии в нём. Ты знал, что Олимпий куёт оковы на императора, и ты его не остановил. Наоборот, ты был с ним в сговоре».
«Ну, a ты, — ответил папа, — ты помешал Георгию и Валентину восстать против императора?» (Это было восстание в Константинополе, путём которого воцарён был Конста, ныне царствующий.) «Удалось ли вам помешать? Так как же я (безоружный), что мог я сделать против человека, располагавшего всеми сухопутными и морскими силами Италии?» — К этому папа добавил: «Прошу вас, Христа ради, сделайте со мной скорее, что вы хотите. Всякая смерть будет для меня благодеянием.»
Папу вынесли на его носилках в атриум, т. е. во дворик судебной палаты, где уже собралась науськанная толпа; отсюда его выставили на особую площадку, специально предназначенную для показа преступников толпе. A напротив, с балкона своего дворца император мог видеть эту картину. От него генерал-прокурор Вуколеон вернулся со смертным приговором. Члены синклита - судьи - собрались около осуждённого мученика. Выступил чиновник с обращением к папе: «Ты боролся с императором, на что ты теперь надеешься? Ты отступил от Бога, и Бог отступил от тебя». И он велел сорвать с папы его патриарший омофор (ψαχνιον) и его чёрно-белые сапоги, - приметы его сана. Подавая их градоначальнику (префекту), сказал: «Возьми и разруби их на куски». Затем сорвали с папы его верхнюю священническую одежду, a нижнюю тунику разодрали во многих местах и этим полуобнажили тело папы. Чиновник пригласил толпу анафематствовать преступника. Откликнулись лишь немногие. Народ был удручен и воздыхал от сочувствия страдальцу. Лишь отребье поносило «преступника». С цепью на шее и преднесением меча папу провели по городу на гауптвахту (в преторий) и бросили в камеру с уголовными. Через час увели его в холодную одиночку для смертников (в тюрьму Диомида) уже с такой жестокостью, что поранили ему ноги и залили кровью лестницу тюрьмы. Мартин был полумёртвым. Одному клирику папы, однако, разрешено было остаться при нем для услуг, но под надзором специального сторожа, назначенного стеречь смертников. Тюремные сторожихи, мать и дочь, когда начальство удалилось, смогли просунуть страдальцу одеяло, чтобы он не замерз. Поздним вечером явился посыльный от градоначальника Григория с пищей - выразить надежду, что «даст Бог, папа так не умрёт», - и приказал снять кандалы с шеи. Папа ничего не сказал, только глубоко вздохнул. Он искренне ничего уже не хотел, кроме мученического конца своих мытарств.
Между тем, император пришёл к умиравшему Константинопольскому патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Ещё новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.
Через три месяца тюремного сидения в марте 655 года святитель был тайно погружен на судно и увезен в ссылку в крымский Херсонес. Отсюда он написал несколько писем, отразивших его страдания в этом «медвежьем» углу византийской державы, среди варварского населения и в лишениях, без необходимой пищи. Здесь, на перепутье хлебной дороги из Скифии в Грецию, папе не давали хлеба. Он жаловался в письме:
Папе действительно было горько, что порыв любви к нему, свидетелем которого он был при первом аресте, совсем исчез. Св. Мартина огорчало и то, что римские клирики принципиально предали его и канонически. Когда он был еще на острове Наксосе, они уже поставили себе 10 августа 654 года нового папу Евгения, a избрали его еще раньше, принимая во внимание, что эта дата есть дата уже императорского утверждения. В момент избрания Евгения папа Мартин еще не был формально судим и осужден. Клирики смалодушествовали перед полицейским давлением.
Свт. Мартин скончался 16 сентября 655 года, изнурённый болезнью, нуждой, голодом и лишениями. Он был погребён вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.
Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
И́стинных повеле́ний устне́ распространи́л еси́,/ уче́нии Боже́ственніми вся́ просвети́л еси́,/ злове́рие низложи́л еси́, Богому́дре Марти́не,/ святи́телю всече́стне,/ помина́й на́с, уго́дниче Христо́в,/ е́же к Нему́ хода́тайствы твои́ми,// да в ми́ре устро́иши живо́т на́ш.
Литература
- Grizar H., Una vittima del despotismo bizantino. Papa S. Martino (649—654/655) // Civilta cattolica. Roma, 1970. T. LVIII. P. 272-275, 656-666;
- Brandes W., "Juristische" Krisenbewältung im 7. Jahrhundert? Die Prozesse gegen Papst Martin I. und Maximos Homologetes // Forschungen zur Byzantinischen Rechtschichte. Fontes Minores. 1998. Bd. 10. S. 141-212;
- Бородин О. Р. Римский папа Мартин I и его письма из Крыма // Причерноморье в средние века. М., 1991. С. 173-190:
- http://www.st-martin.ru/about/holy/zhitiya-svyatyh/rimskij-p...ma/ (электронная версия на сайте прихода храма Святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе)
- Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии и «дело» папы римского Мартина // Византийский Временник, [Ч1]: 1991, Т. 52 (77), С. 47-56, [Ч2]: 1992, Т. 53 (78), С. 80-88:
Использованные материалы
- Карташев А.В., "Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г." // Вселенские соборы / Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор:
- "Святитель Мартин Исповедник, папа Римский", страница календаря на портале Православие.Ru:
- Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии и «дело» папы римского Мартина // Византийский Временник, [Ч1]: 1991, т. 52 (77), с. 47-56
- Юлаев Феодор, иером, Латеранский Собор 649 г. // Православная Энциклопедия, т. 40, М., 2015. с.121-128:
- Saint Herman Calendar 2008, p. 32.
- Минея-апрель, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 251:
[1] "Ὁ Ἅγιος Μαρτίνος πάπας Ρώμης", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2641/sxsaintinfo.aspx
[2] "Memoria di San Martino I papa e patriarca di Roma con la memoria di tutti i vescovi che in Occidente insieme con lui soffrirono in difesa della fede ortodossa di fronte all’eresia monotelita (se ne fa memoria anche il 20 settembre)", месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...=it.
[3] По месяцеслову Румынской Православной Церкви - вместе со "святыми исповедниками епископами Запада Сергием, Пирром и Феодором, иже со святым Мартином". См. "Tot în această zi, pomenirca sfinţilor mărturisitori episcopi de Apus: Serghie, Pir şi Teodor, care au fost împreună cu sfântul Martin", страница румынского сайта Calendar Ortodox - Sfintii Zilei - Vietile Sfintilor - Sinaxar (Православный календарь - Святые дня - Жития святых - Месяцеслов), http://www.calendar-ortodox.ro/luna/aprilie/aprilie14.htm; http://www.noutati-ortodoxe.ro/calendar-ortodox/sinaxar.php?...000. Иных сведений о таких святых нет. При этом тот же ряд имён упоминается в каноне святому Мартину в ином контексте: посреди Собора отвергл еси Пирра, Сергия и Феодора, Кира же / и подобныя тем буесловящим злославныя, отче (песнь 3-я, http://files2.regentjob.ru/minea/apr1/apr1252.html). Речь в каноне идёт о главных соперниках святителя - монофелитах патриархах Константинопольских Сергии и Пирре, патриархе Александрийском Кире и епископе Фаранским Феодоре.
[4] "Martin the bishop", месяцеслов на официальном сайте епископии Лос-Анджелеса и всего Запада Североамериканской архиепископии Антиохийской Православной Церкви, https://www.antiochianladiocese.org/synaxarion/
[5] "Μαρτίνου επισκόπου παλαιάς Ρώμης", месяцеслов официального сайта Элладской Православной Церкви, http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=9&id=16
[6] "Μαρτίνου πάπα Ρώμης", месяцеслов официального сайта Элладской Православной Церкви, http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=9&id=20; "Άγιοι Μαρτίνος Πάπας Ρώμης και Μάξιμος ο ομολογιτής ο σοφώτατος", страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/983/saint.aspx
[7] "Memoria di San Martino I papa e patriarca di Roma con la memoria di tutti i vescovi che in Occidente insieme con lui soffrirono in difesa della fede ortodossa di fronte all’eresia monotelita (se ne fa memoria anche il 20 settembre)", месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...=it.