Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

Обсуждение статьи "ФЕОДОСИЙ ТЫРНОВСКИЙ"

Олексій Тре
пользователь
УПЦ МП

Сообщений: 2234
Дата регистрации: 03.04.2013
О Тырновских Соборах
27.02.2016 17:09:38

Ох [толи зевая, толи тяжело вздыхая], зачем сюда лезу, грамоты не знамши..

Во-первых, как оказалось, довольно легко на основании всего лишь одного источника родить 3 статьи и поменять местами решения одного/двух Соборов. Причем, кажется беспечным то, что проигнорирована ссылка, указанная в единственном комментарии к апробационной статье.

Во-вторых, конечно, можно по разному относится к работам покойного архим. Павла Стефанова [1], а также мнению Алексея Дунаева относительно идей, высказанных архимандритом Павлом [2]. Но, кажется не следует игнорировать тот факт, что в болгарской историографии существует два мнения - или был один Собор против "богомилов" и "жидовствующих", толи в 1355 толи в 1359, или два Собора, но первый в 1350, а второй осенью 1359, соответственно:

Васил Киселков настоява, че бил свикан само един събор през 1360 г., а Димитър Ангелов го отнася към 1355 г. Повечето учени са убедени, че в Търново са свикани два събора, съответно срещу богомили и жидовстващи, ок. 1350 и през септември-октомври 1359 г.

Добавим, что, по словам того же Дунаева, "Фактически, Житие является едва ли не единственным источником сведений об этом Соборе".

Об анахронизмах, смешении биографий двух Феодосиев (прп. и патр.), а также суевериях или последствиях бубонной чумы развивать тему не буду, потому как не в теме (а может и сам на этот счет забубонный).

Но, согласно ПЭ: "Феодосий Тырновский принимал деятельное участие в обличении различных еретических учений, распространившихся в Болгарии в сер.- 2-й пол. ХIV в. В 1355 г. по его инициативе в Тырнове был созван Церковный Собор, где было анафематствовано учение варлаамитов. На Тырновском Соборе 1359 г. [3] осуждены главные распространители богомильства Кирилл Босота и Стефан и ереси адамитов Лазарь и Феодосий" [4].

Вопрос: Относительно причин, инициаторов, времени и итогов Тырновских Соборов сер.- нач. 2-й пол. ХIV нет единого мнения. Может быть следует объединить статьи в статью о Соборе 1359 года и указать разночтения?



[1]  Danse macabre: Нов поглед към църковните събори в Търново през ХІV в. - В: Теодосиеви четения. 640 години от успението на преп. Теодосий Търновски. 27 ноември 2003 г. Килифаревски манастир “Рождество Богородично”. Отг. ред. Д. Кенанов. Велико Търново, 2005, 75-88; също в: http://www.bg-history.info/?p=statia&statiaid=651 -> http://www.bg-history.info/Danse-macabre:-Nov-pogled-kum-cur...tml (копипаст статьи: http://nauka.bg/forum/topic/10118-danse-macabre-нов-поглед-к...-в/ ).

[2]  Дунаев А. Г. Комментарии к сборнику Византия: общество и церковь. Сборник научных статей / Отв. редактор С.Н.Малахов; сост. Н.Д.Барабанов. - Армавир, 2005, http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Byzantium.htm

[3]  Апробационная статья соискателя. Сноска 36: "В историографии утвердилось мнение, что этот собор проводился в 1960 г., но проф. Йордан Андреев убедительно доказывает, что собор созвали осенью 1359 г. См.: Андреев Й. Две хронологически изправки към епохата на цар Иван Александър: кога Иван Александър е стъпил на българския престол и през коя година се е състоял съборът против богомилите и евреите// Търновска книжовна школа. Т. 4. София, 1985. С. 302-309.", http://www.bogoslov.ru/text/1589371.html#_ftn36

[4]  Косик В. И., Темелски Хр., Турилов А. А., "Болгарская Православная Церковь" // Православная энциклопедия, Т. 5, С. 615-643, http://www.pravenc.ru/text/149675.html

Ответить