МАКСИМ КАВСОКАЛИВ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Максим Кавсокалив. Фреска в монастыре Дионисиат, Афон, 1547 г. Автор Зорзис Фука
Прп. Максим Кавсокалив. Фреска в монастыре Дионисиат, Афон, 1547 г. Автор Зорзис Фука
Максим Кавсокалив [1] (ок. 1270 - 1354/ок. 1365), преподобный

Память 13 января (Греч. [2]) и в Соборе Афонских преподобных

Родился в городе Лампсаке ок. 1270 года и вырос в христианском благочестии. Он был особенно предан почитанию Пресвятой Богородицы. Часто посещал местных монахов. В 17 лет он оставил родительский дом, принял постриг и проходил послушание у лучшего духовного наставника Македонии - старца Марка с горы Ган во Фракии. Старец вскоре преставился, и Максим стал искать нового духовника. Некоторое время (с 1290 года) он подвизался под руководством нескольких пустынных отцов горы Папикий чрезвычайно строгой жизни.

В 1305 году Максим отправился в паломничество в Константинополь. Он произвёл благоприятное впечатление на святого патриарха Афанасия. Тогда, чтобы скрыть от мира свои молитвенные и постнические подвиги и избежать славы, преподобный притворился безумным, взяв на себя подвиг юродства. Весь день он проводил близ Влахернской церкви Пресвятой Богородицы, терпя насмешки толпы, а ночью в притворе со слезами молился Матери Божией.

В 1310 году преподобный Максим ушёл из Константинополя на Афон и стал монахом Великой Лавры преподобного Афанасия. В полной покорности и совершенном послушании подражал он добродетелям святых, просиявших в этих местах. Ум его был постоянно сосредоточен на внутренней молитве, он не отвлекался от неё даже когда пел в церкви, а глаза его были полны слёз.

Однажды во сне Богородица велела ему подняться на вершину Горы Афон и там, подобно Моисею, получить заповеди духовного Закона. Три дня и три ночи преподобный Максим молился в уединении, мужественно сопротивляясь постоянным бесовским наваждениям. Наконец Матерь Божия явилась ему в окружении Небесной свиты и в сиянии Божественной славы, утешила подвижника, дав ему чудесный хлеб, а также даровала ему власть над нечистыми духами. Она велела Максиму отныне жить в уединении на склонах Афона, чтобы стать светильником спасения для многих душ. Затем Пречистая Дева стала невидимой, но ещё три дня святой видел райское сияние и ощущал благоухание, напоминавшие о чудесном видении.

Прп. Максим Кавсокалив. Фреска 1804 г. Афон
Прп. Максим Кавсокалив. Фреска 1804 г. Афон
Полный духовной радости, преподобный Максим спустился с горы и рассказал обо всём одному старцу, подвизавшемуся при церкви святого Пророка Илии на Кармиле. Но тот, не имея дара различения, объявил преподобного прельстившимся. Святой Максим не стал оправдываться, но смиренно принял эти слова как божественный знак, и с этих пор под видом прелести и гордости скрывал свои дивные подвиги, лишения, странническое терпение и одиночество, ведя себя в глазах других как безумный и одержимый. Не имея даже самого необходимого, он ходил босой, перенося палящее солнце и зимний холод. Для большего утверждения общей молвы о своем безумии Максим не заводил постоянного жилища, переходил с места на место как помешанный, то в одном, то в другом месте строя себе хижины из веток - каливы, но едва построив, тут же их сжигал. За это и получил он прозвище: Кавсокалив - "Сжигающий хижины" [3].

Святогорцы, зная о чрезвычайных лишениях и скорбях преподобного Максима, тем не менее долгое время смотрели на него с предубеждением, даже когда он достиг высоты и совершенства созерцательной жизни. Прибывший на Афон преподобный Григорий Синаит, проводивший жизнь в умной молитве, услышал об образе жизни мнимопрельщённого и пошёл искать его. Встретив наконец преподобного Максима, Григорий стал умолять его ради духовной пользы рассказать о своей жизни. Тогда Максим неохотно поведал гостю о чудесах, которые Господь совершал над ним с самой юности. Поражённый беседой с Максимом об умной молитве и её плодах, Григорий смотрел на него уже не как на человека, но скорее как Ангела на земле.

Преподобный Григорий убедительно просил святого Максима прекратить скитальческую жизнь, оставить юродство и поселиться в каком-нибудь одном месте, чтобы другие могли почерпать из его духовного опыта. Вняв словам святого Григория, преподобный покорился избрал себе в постоянное жилище пещеру по соседству со знаменитым старцем Исаией, хотя так и не обзавёлся ничем из необходимого для жизни. Построив над пещерой хижину, он, предавшись воле Промысла, постоянно получал с Небес тёплый хлеб для пропитания, а для питья брал морскую воду, которая по его молитве делалась сладкой.

Монахи много раз видели, как во время молитвы преподобный Максим воспарял в воздухе или бывал окружён столь ярким сиянием, что люди принимали его за пожар. Непрестанная молитва, подобно огню пылавшая в его сердце, отгоняла все бесовские наваждения и исцеляла многочисленных бесноватых, которые к нему приходили. Господь дал святому необыкновенный пророческий дар, с помощью которого он исправлял грешников, открывая тайны их сердца, разоблачал еретиков, пытавшихся обмануть его, и предвидел грядущие события. Зная о его прозорливости, византийские императоры-соправители Иоанн Палеолог и Иоанн Кантакузин посещали преподобного и поражались исполнению его пророчеств. Так, он предсказал им, что скоро гражданская война (1347-1352) разделит их, а святителю Каллисту предрёк близкую кончину (1364).

Прп. Максим Кавсокалив. Современная фреска
Прп. Максим Кавсокалив. Современная фреска
В пещере, находившейся под его хижиной, преподобный Максим провёл более 14 лет. Затем он поселился близ Лавры в маленькой келье, которую завещал своему ученику и биографу преподобному Нифонту.

Скончался мирно в 1354 (по другим данным, в 1365) году, в возрасте 95 лет (по другим данным, 99 лет). Все афонские монахи - и отшельники, и насельники монастырей - оплакивали своего отца и учителя и сразу же стали почитать преподобного Максима как святого. По смерти, как и при жизни, он был прославлен многими чудесами.

Проигумен Ватопедской обители Феофан писал о святом Максиме:

"Призываю Бога во свидетели, что и сам я был очевидцем нескольких чудес его: раз, например, видел его перенесшимся по воздуху с одного места на другое, слышал, как преподобный пророчески предсказал мне, что я буду прежде игуменом, а потом Охридским митрополитом, открыл мне даже и о страдальческих подвигах моих за Церковь".

Использованные материалы

  • "Преподобный Максим Кавсокаливит", житие в календаре на портале Православие.RU:
  • "Память преподобного Максима Кавсокалива" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 184-188.



[1]  Прозвище "Кавсокалив" означает "Сжигающий хижины". Словом "кавсокаливит" - "кавсокаливийский, кавсокаливиец" - называют насельников афонского скита Кавсокаливия, основанного на месте подвигов Максима Кавсокалива.

[2]  Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1736/sxsaintinfo.aspx.

[3]  "Именно так именуется преподобный Максим во всех посвящённых ему агиографических сочинениях. Кавсокаливитами же называют насельников афонского скита Кавсокаливия, основанного на месте подвигом Максима Кавсокалива". См.: "Память преподобного Максима Кавсокалива" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 184, сноска.

Редакция текста от: 11.04.2016 07:16:39

"МАКСИМ КАВСОКАЛИВ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google